Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №37/2003

За умный базисный план


В Комитет
по образованию и науке
Государственной думы РФ

Обращаемся к вам с просьбой защитить один из старейших учебных предметов и 70-тысячное сообщество учителей географии России.
Мы, учителя географии г. Перми, были просто шокированы документом № 13-51-145/13 от 09.07.2003 г. «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования». В этом документе курс физической географии сокращен в два раза (в 6-м и 7-м классах вместо 2 часов в неделю будет по 1 часу). Как можно «азбуку», основу науки изучать наполовину?
Это то же самое, что изучить половину алфавита, только можно ли читать, не зная 16 букв? Авторы этого документа объясняют сокращение тем, что переводят часть содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание». Это просто бред! Ведь в 6-м классе изучается физическая география (рельеф, климат, реки и т. п.). Изучение политической карты мира занимает в 6-м классе всего 5 часов. Почему авторы проекта так некомпетентны, что даже не удосужились заглянуть в учебник 6-го класса?
Что происходит в нашем образовании: «реформы ради рапорта»? Почему до сих пор мы не понимаем, что нельзя быть интеллектуальными недоумками, разрушающими то, что создавалось 300 лет географической наукой в преподавании географии России. Мы настолько увлеклись критикой коммунистического прошлого, что готовы разрушить все до основания, даже то, что создавалось лучшими умами, высоконравственными учеными П.П. Семеновым, А.С. Барковым, Д.Н. Анучиным (они работали еще до революции) и гордостью нашей современной науки В.П. Максаковским, А.В. Даринским, Т.П. Герасимовой и др.
Еще Н.В. Гоголь в 1831 г. сказал о географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души их!» Подростков в 12—13 лет «более всего интересуют отдаленные земли». Разве это не злободневно сегодня, когда открылся «железный занавес»? Ведь именно география учит понимать свою Родину, познавать мир.
Ни один экономист не может стать хорошим специалистом без знания региональных особенностей. Знания географии нужны в трудовой и бытовой деятельности: от выбора места жительства до выбора руководителя страны.
Знания особенности каждого народа (его менталитета), геополитики помогают не только бизнесменам, но и государственным деятелям и дипломатам. Мы, учителя географии, хотим давать полноценные знания, а не гнать программу «галопом по Европам». Помогите нам сохранить полноценный процесс преподавания географии и рабочие места для учителей-географов.

Т.А. БАТЕНЬКОВА, ОСОШ № 4
Л.В. БЕЛОЗЕРЦЕВА, МОУ «Гимназия № 2»
О.И.ВЛАСОВА, СШ № 125
В.М. ВОЛЫНКИНА, МОУ «Гимназия № 2»
Г.А. ГИРЕНКО, СШ № 50
Л.В. ЗАЙЦЕВА, Гимназия № 7
С.В. КАЦ, СШ № 43
Г.П. КИРПИЧЕВА, СШ № 47
Л.А. КОВАЛЕВА, СШ № 133
О.А. КУТОВАЯ, СШ № 143
В.Н. МАНДРЫГИНА, СШ № 127
Н.П. МЕДВЕДЕВА, СШ № 114
М.Ф. МИСЮРЕН, СШ № 37
Л.Ю. СОБЯНИНА, Гимназия № 5
О.В. УЖЕГОВА, СШ № 30
Н.А. ШУМКОВА, Гимназия № 7
г. Пермь