Мониторинг качества знаний
|
|
Задания первой части контрольной
работы позволяют проверить усвоение учеником
всех основных картографических умений, при этом
каждое задание диагностирует усвоение отдельного
практического умения. Задание 1 проверяет умение
определять географические координаты объекта
(на примере города) по физической карте мира.
Задание 2 — умение определять объект (также на
примере города) по заданным географическим
координатам, но в этом случае по карте России.
Задания 3 и 4 проверяют умение определять
направления по сторонам горизонта по градусной
сети карты и расположение объектов относительно
друг друга и относительно сети координат. В
задании 5 учащимся предстоит определить широтное
положение объекта на примере одного из
государств мира***. Задания 6—8
контролируют умения определять абсолютную
высоту и глубину, отраженные на карте и
гипсометрическим способом, и отметкой.
Напомним, что по условиям работы для получения
отметки «3» (удовлетворительно) все
перечисленные задания должны быть без ошибок
выполнены всеми учащимися. При первом опыте
такой работы положительную оценку можно
поставить и в случае одного-двух неправильных
ответов на вопросы первой части. Безошибочное
выполнение — вполне достижимый результат, если
на уроках будет проводиться реальная работа по
формированию практических умений, то есть
шестиклассники будут решать практические задачи
по картам, а не слушать вместо этого
объяснения учителя, как надо делать.
Как уже отмечалось, содержание первой части
контрольной работы направлено на проверку
основных знаний и умений по теме, но при этом
задания вовсе не рассчитаны на простое
воспроизведение. Они предусматривают работу с
разнообразными объектами, в том числе с ранее
неизвестными (например, задания 2, 5 и др.). Для
быстрого поиска объектов на карте в формулировке
заданий содержатся все необходимые уточнения
(найдите город Дели, который находится на юге
Евразии; река Колорадо, которая находится на
западе Северной Америки и впадает в Тихий океан;
южноамериканское государство Венесуэла, и
т. д.). Обратим внимание на то, что во время
контрольной работы учителю не следует оказывать
учащимся какую-либо помощь, в частности, в поиске
объектов на картах атласа. Самостоятельность
этого поиска и нахождение упомянутых объектов
являются показателем сформированности (или,
в противном случае, несформированности) умений
ученика работать с градусной сетью карты —
использовать условие задачи и определять, в
какой части материка находится объект. У хорошо
подготовленных учеников выполнение первой части
контрольной работы занимает, как правило, от 15 до
20 минут.
|
По условиям работы учащиеся
самостоятельно выбирают необходимую
географическую карту — физическую полушарий
(задания 1, 3, 4, 7, 8), политическую мира (задание 2)
или физическую России (задания 2, 6),
следовательно, работают с разными источниками
информации. Нередко на уроках даже в старших
классах в ответ на самый элементарный вопрос
можно услышать реплики: «Скажите, а по какой
карте?
А на какой странице открыть атлас?» и т.п.; чтобы
избежать таких вопросов, необходимо уже в 6-м
классе научить школьников выбирать нужную
карту.
Результаты работы класса полезно представить в
аналитической таблице.
Нередко бывает, что первые результаты
контрольных работ оказываются менее высокими,
чем ожидал учитель, или даже откровенно низкими.
Следует объективно разобраться в причинах этого.
Дело может быть не в завышенном уровне трудности,
а в неопределенности результата обучения: низкой
эффективности обучения, доминировании
объяснения со стороны учителя над
самостоятельной работой школьников и т. д.
В конце учебного года целесообразно подвести
общие итоги изучения географии в 6-м классе и
проанализировать, как изменялось количество
учащихся, выполнявших первую, вторую и третью
части контрольных работ.
Публикация статьи произведена при поддержке ProCapital, форума о Форексе. Совместно с инвестиционным брокером «Пантеон Финанс» ProCapital предлагает доступ к зарекомендовавшей себя системе ПАММ 2.0. Главное достоинство ПАММ 2.0 в том, что переняв все лучшее от классической ПАММ, она избавлена от главного ее недостатка – и позволяет распределять не только прибыль, но и риски между инвестором и трейдером. Гарантируя частичную компенсацию потерь клиента, управляющий может сделать свой ПАММ счет востребованным и привлечь большее число инвесторов и количество инвестиций.
Анализ результатов контрольной
работы
по теме «Географическая карта»
Учащиеся |
1 часть | 2 часть | 3 часть | Отме- |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Опреде- ление коорди- нат |
Опреде- ление объекта по коорди- натам |
Опреде- ление направле- ний |
Опреде- ление широтного положения |
Определение
абсолютной высоты (глубины) |
Итог | Опреде- ление направ- лений (перенос умений) |
Итог | Опреде- ление коорди- нат (перенос умений) |
Расши- ренное опреде- ление понятия |
Итог | ||||||
cпосо- бом отметки |
гипсо- метри- ческим спосо- бом |
|||||||||||||||
1. Фамилия, имя |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 5 |
2. Фамилия, имя |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | – | + | – | 4 |
3. Фамилия, имя |
+ | + | + | + | – | + | – | + | – | + | – | – | – | – | – | 3 |
... | ||||||||||||||||
Kоличество правильно выполненных заданий |
3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
в % | 100 | 100 | 100 | 100 | 65 | 100 | 65 | 100 | 65 | 100 | 65 | 65 | 33 | 65 | 33 |
* Одну из первых статей
автора на эту тему см.: О.В. Крылова. Контрольная
работа по теме «Географическая карта» для 6-го
класса//География, № 5/96.
** О.В. Крылова. Методика
организации и проведения контрольных работ по
географии в 6—7-м классах. — М.: ИД «Новый
учебник», 2002. Издание рекомендовано к
использованию МО РФ. Аналогичное издание для
8—9-го классов готовится к печати.
*** Это не совсем типичное
для 6-го класса задание, однако необходимость его
продиктована следующим соображением. Если
придерживаться традиционного построения курса
географии 6-го класса, то знания об
экваториальных, тропических, умеренных и
полярных широтах учащиеся получают лишь в конце
учебного года и не успевают на достаточном
уровне овладеть ими. В свою очередь, незнание
этого материала становится серьезным
препятствием для успешного изучения географии в
7-м классе: уже в первой четверти изучается тема
«Атмосфера и климаты Земли», для понимания
которой необходимым условием является именно
знание этих широт. Руководствуясь этим, мы
настаиваем на необходимости знакомства учащихся
с политической картой мира уже на одном из первых
уроков географии в 6-м классе, обеспечивая тем
самым возможность использовать эту карту для
решения учебных задач на протяжении всего
учебного года. Эта новация в построении курса
географии 6-го класса нашла отражение в моем
учебнике: О.В. Крылова. Физическая география. 6-й
класс. — М.: Просвещение, 2001—2003. — С. 18—19; 35—36.