Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №37/2003

Опыт


Конкурсная
работа

Я ИДУ НА УРОК

Климат Северной Америки

Использование литературных произведений
на уроке географии в 7-м классе

Г.Ф. ДУБАКИНА
учитель географии средней школы № 882
Москва

Актуализация знаний

1. От каких факторов зависит формирование климата? Какой из них главный?
2. Какова причина движения воздушных масс?
3. Назовите основные и переходные климатические пояса.
Учитель составляет логический опорный конспект на доске, учащиеся — на контурных картах.
Составление конспекта идет в ходе ответов на вопросы, которые помогают выявить особенности климата.
1. В каких климатических поясах расположена Северная Америка?
2. Какие воздушные массы оказывают влияние на климат материка? Почему? Каковы особенности каждой из них?
3. Какие постоянные ветры влияют на климат материка?
4. Как влияет рельеф на климатические особенности?
5. Объясните влияние морских течений на климат.
6. Определите по карте распределение осадков на материке. Где находятся самые влажные и самые сухие места? На каких территориях осадки выпадают в виде снега?
Учащиеся продолжают составлять логический опорный конспект и выявляют особенности климата в пределах климатических поясов и причины, обусловливающие эти особенности.
1. Почему в одних и тех же широтах тропического климата на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?
2. Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы?
3. Почему в г. Ванкувере, расположенном в удобной Тихоокеанской бухте, самый мягкий во всей Канаде климат, а также обильные осадки круглый год?
4. Почему в центральной части умеренного пояса зимой снегопады и морозы сменяются оттепелями? Как летом здесь сказывается удаленность и изолированность от океанических побережий? Какие воздушные массы создают такие погодные условия?
Учитель акцентирует внимание учащихся на различиях (контрастах) климата в пределах одного климатического пояса и подводит их к обобщающему выводу о том, что это связано с особенностями подстилающей поверхности и преобладающими воздушными массами. То есть каждая воздушная масса, оказывая влияние на формирование климата, пытается доказать, что она «хозяйка», «владычица», и нередко это приводит к стихийным бедствиям. При столкновении разных по температуре и влажности арктических и тропических масс воздуха возникают вихри, смерчи, называемые здесь торнадо. Когда арктический воздух проникает далеко на юг, происходят заморозки, снежные бури. При вторжении континентальных тропических масс воздуха в умеренном поясе случаются засухи.
Для закрепления изученного материала учащиеся получают задание: работая в парах и выделяя опорные слова, выбрать из предложенных отрывков литературных произведений (приложение) описания климатического пояса.
Результаты работы обсуждаются учащимися; делаются выводы о характерных особенностях климатических поясов.
Где сосредоточена большая часть населения континента? Какая карта поможет ответить на этот вопрос? (Карта «Народы и плотность населения мира».) Как показаны самые густозаселенные районы?
Сопоставьте климатическую карту и карту плотности населения. Выявите, какие климатические пояса наиболее плотно заселены. С чем это связано?
Учащиеся делают вывод о том, что размещение населения по территории материка, а значит, и жизнь людей напрямую зависят от климатических условий.

Домашнее задание

Есть данные по шести метеостанциям Северной Америки: мыс Барроу, Ситка, Оттава, Новый Орлеан, Панама и устье реки Колорадо. Впишите названия станций в таблицу, учитывая, что сведения в одной из строк получены на метеостанции, находящейся на другом материке.

Географическая
широта
Температура
января, °С
Температура
июля, °С
Количество
осадков, мм
Название
метеостанции
57° с. ш. –6 +12 больше 3000 С
45° с. ш. –8 +20 900 С
9° с. ш. +24 и выше +28 и выше 3000 С
30° с. ш. +11 +28 1500 С
56° с. ш. –10 +18 580 С
31° с. ш. +11 +24 менее 100 С
71° с. ш. –28 и ниже +6 150 С

Ответ
Метеостанции в таблице сверху вниз: Ситка, Оттава, Панама, Новый Орлеан, метеостанция на другом материке (приведены данные для Москвы), устье реки Колорадо, Барроу.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Характеристика климатических поясов Климатический
пояс

Над Ванкувером большую часть года роятся серо-черные дождевые тучи. Непременной принадлежностью экипировки ванкуверца считается зонтик. Выйти из дома без зонта равносильно тому, чтобы отправиться на работу босиком. Дождь утром, дождь в полдень, дождь вечером и ночью. То это сильный ливень, когда тяжелые капли, обрушиваясь, сливаются в толстые сверкающие нити, то мелкая морось, оседающая на лицах и стеклах витрин...

Ю.Г. Кузнецов «Сладок ли кленовый сок?»

 

Умеренный
(морской)

...Зима то дразнит неожиданными оттепелями, то гнет в три дуги неслыханными морозами. В феврале чуткий нос уж чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны. А наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром. Но возвращаются внезапно вьюги, бывает, снегом засыпает поля...

По произведениям И.А. Гончарова

 

Умеренный

Это был мертвый мир, мертвый и серый. Река Юкон спала под трехфутовым ледяным покровом. Воздух был недвижим, справа и слева на лесистых берегах, словно окаменевшие, стояли высокие ели, и снег, плотным слоем покрывавший ветви, не осыпался... Солнце не излучало тепла... Едва достигнув зенита*, оно снова стало уходить по косой за горизонт.

Дж. Лондон «Время не ждет»

 

Субарктический

В середине января пришел настоящий мороз, при котором трескается кожа на носу и на ушах, словно пергамент. В течение недели была отмечена температура –51 °С при десятиузловом ветре. Из-за прибрежных угловатых глыб льда доносились шуршащие звуки...

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану»

 

Арктический

Апрель был на исходе, бурно наступала весна. Дни стали длиннее. Снег таял в лучах солнца, из-под него выбивались тонкие струйки воды. Сутками дул теплый и влажный юго-западный ветер, и за одни сутки снег оседал на целый фут. К вечеру подтаявший снег замерзал, и по твердому насту можно было идти, не проваливаясь. С юга прилетала стайка белых пуночек и, побыв один день, опять улетала, держа путь на север...

Дж. Лондон «Время не ждет»

 

Субарктический

Лето бывает там особенно упоительно. В ясные дни солнце слегка жгучее, но не палящее, и длятся такие дни иногда недели три-четыре. Дождь пойдет — хлынет бойко, обильно, а то и зарядит на несколько дней подряд. Случаются и грозы, с ветрами, иной раз и с градом, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной...

По произведениям И.А. Гончарова

Умеренный

Три долгих дня мы пробирались при температуре воздуха –20 °С. Клубы тумана перекатывались через плато с востока, подгоняемые всё усиливающимся морозом. Наконец мы вышли к северной оконечности плато. Два ледника-близнеца сползали вниз к озеру.

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану»

 

Арктический

На север, восток и запад в золотистом свете июньского утра распахнулась удивительная панорама Канадских Скалистых гор. Реки, потоки и ручьи стекали вниз из-под самых облаков, оттуда, где лежали вечные снега, и в воздухе, не умолкая, звучала музыка бегущей воды. Последний месяц северной весны, июнь, шел на убыль, уступая место первому месяцу лета.

Дж. Оливер Кервуд «Бродяги Севера»

Субарктический

* Нужно с большой осторожностью подходить к некоторым определениям в художественной литературе. Солнце не бывает в зените не только в субарктике, но и в умеренном поясе. Писатель имел в виду, конечно, высшую точку дневного пути Солнца по небесной сфере, а это отнюдь не зенит. — Прим. ред.