Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2003

Мировая арена


Наши в Америке

II тур Международной олимпиады. Команда школьников из России готовится к работе
II тур Международной олимпиады.
Команда школьников из России
готовится к работе

Долгим и нелегким был путь на Международную олимпиаду. Ребятам предстояло пройти испытания на городских, областных олимпиадах и, наконец, на ХII Всероссийской в Липецке. Там, в Липецке и определилась группа лидеров: Сергей Козырев (Смоленская обл.), Валерий Немов (Ивановская обл.), Сергей Головко (Краснодарский край), Степан Пышкин (Тамбовская обл.). Семнадцатилетнему Валерию, к сожалению, путь на Международную олимпиаду был закрыт в связи с действующими жесткими возрастными ограничениями. Таким образом, два Сергея и Степан представляли Россию на международном форуме, который с 2003 г. стал называться Чемпионатом мира по географии.
Подобные мероприятия организуются Национальным географическим обществом США один раз в два года при поддержке именитых и состоятельных спонсоров. Нынешняя Международная олимпиада (так привычнее для нас звучит) была шестой по счету (первая прошла в 1993 г.).
Поездке предшествовали учебно-тренировочные сборы, которые впервые за всю их историю проходили вне стен географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — в Смоленском гуманитарном университете (этим мы обязаны в немалой степени тому, что один из победителей был наш, смоленский). Смоленские сборы проходили при организационной поддержке и непосредственном участии преподавателей МГУ: зам. декана географического факультета, председателя методической комиссии Всероссийской олимпиады по географии, к.г.н., доцента А.С. Наумова, к.г.н., доцента А.И. Даньшина, научного сотрудника П.Л.Кириллова, студента географического факультета МГУ Никиты Мазеина. На сборы съехались не только нынешние участники российской сборной, но и потенциальные кандидаты для участия в международных географических состязаниях. Неделя в Смоленске была чрезвычайно насыщенной: лекции, занятия в компьютерных классах, тренинги на английском языке, встречи с американцами (самыми что ни на есть настоящими, приезжавшими с официальным визитом в Российско-американский центр СГУ), концерты, экскурсии — групповые и эксклюзивные с гидами — студентами СГУ. Смоляне очень старались создать самые благоприятные условия для ребят и их руководителей-географов. Но и сами вундеркинды потрясли всех своей эрудицией, оптимизмом, жаждой знаний и ярко проявившимся чувством патриотизма.
Уже через несколько часов после окончания сборов наша команда отправилась из Смоленска в Москву, где нас ждала В.В. Абатурова, главный специалист Министерства образования РФ — руководитель делегации. Практически до самого трапа самолета нас провожал идейный вдохновитель и наставник ребят Павел Линардович Кириллов. Нас ждала жаркая (в прямом и переносном смысле) Флорида.
для любого географа путешествие — это уже подарок судьбы. А перелет по маршруту Москва—Нью-Йорк—Тампа с демонстрацией маршрута на экране монитора — это просто здорово! В Тампу мы прилетели в полночь и сразу ощутили всю «прелесть» влажных тропиков: эффект даже не сауны, а настоящей русской бани. Шикарный отель (это уже за американский счет) и высокий уровень сервиса стали хорошей компенсацией за климатические неудобства. А утром мы с приятным удивлением обнаружили, «как прекрасен этот мир». Богатый растительный и животный мир явил себя воочию. К счастью, крокодилы были в «строго отведенных» для них местах.

Шестой географический интернационал

Шестой географический интернационал

Приятным для нас стало личное знакомство с директором чемпионата — Мэри Ли Элден и ее помощниками. Организаторы состязаний постарались на славу. Удалось не только обеспечить шикарную экскурсионно-познавательную программу (Космический центр имени Кеннеди, программа «География от полюса до полюса» в г. Орландо, шоу китов-
касаток, посещение парка водных приключений и парка развлечений Буш-Гарденс), но и дать возможность ребятам из девятнадцати стран мира пообщаться между собой и подружиться. Эта олимпиада была самой представительной за всю историю международного географического олимпийского движения: Аргентина, Австралия, Болгария, Канада, Коста-Рика, Франция, Германия, Мексика, Нигерия, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, Великобритания, США. Соответственно, и конкуренция была чрезвычайно острой. Ведь в Тампе собрались сильнейшие юные географы со всего мира.
Состав нашей команды был очень интересным, каждый школьник обладал ярко выраженной индивидуальностью. Сергей Козырев — лидер Всероссийской олимпиады, капитан команды. Именно на его плечи больше всего давил груз ответственности за выступление российской сборной. И он понимал это, взвешивая каждый свой шаг и любое решение. Сергей с успехом выполнял представительские функции, являясь лицом (и очень даже симпатичным!) команды. Нередко в неофициальной обстановке поражал своих зарубежных сверстников географической эрудицией в сочетании с тактичностью и тонкой дипломатичностью. Несмотря на свои юные годы, Сергей был скорее не подопечным, а коллегой для руководителей команды.
Сергей Головко — настоящий мотор команды. Кубанско-казачий темперамент и быстрота реакции поражали окружающих. Светлая голова и быстрый ум позволяли ему давать ответ на вопрос, который еще не прозвучал до конца. В Сергее живет и удивительная способность радоваться всему новому и интересному. Американская реальность тут же стала объектом изучения для его пытливого ума.
Степан Пышкин — самый юный участник команды: ему исполнилось 15 лет и он только перешел в 10-й класс. Степан был эмоциональным и нравственным барометром команды. В нем чрезвычайно развито чувство ответственности, а его спокойный и уравновешенный характер удачно сочетается с аналитическим умом и глубокими географическими знаниями.
В целом команда получилась дружной, удивительно работоспособной — что надо! С первого дня ребята привлекали внимание всех участников олимпиады. Сначала все поглядывали на нас настороженно: многим (и детям, и руководителям) нормально воспринимать русских мешали старые стереотипы. Но нашим ребятам удивительно быстро удалось эти стереотипы сломать. И это дает мне как руководителю право сказать высокие слова о том, что два Сергея и Степан успешно выполнили гуманитарную миссию по формированию выигрышного образа новой России на мировой арене. Действительно, ребята удивляли всех своей эрудицией, коммуникабельностью, доброжелательностью, хорошей спортивной подготовкой.
Ребята из разных команд общались на английском языке. Если не хватало слов, в ход шли мимика, жесты, на худой конец — помощь наставника. Один из выводов, к которому пришли российские школьники: надо учить иностранные языки! Пусть это звучит как дружеское наставление будущим участникам олимпиад. Что же касается русского языка, наши наблюдения неутешительны: даже юные братья-славяне русского языка не знают совсем. Лишь их руководители еще со школьной скамьи помнят кое-что по-русски. Но в разговоре уже на второй минуте переходят на свой родной язык. К счастью, межкультурная коммуникация не сводится лишь к разговору. Добрая улыбка и дружеское расположение — залог взаимопонимания. Во многом благодаря этому наши ребята стали центром притяжения в общении на олимпиаде, инициировали спортивные игры и песенные конкурсы.

Команда в аэропорту перед
возвращением на родину:
С. Головко, С. Пышкин,
Л.Ю. Мажар (научный руководитель)
С. Козырев (капитан),
В.В. Абатурова (координатор)

Не обошли нас вниманием и представители американских СМИ. На чемпионате постоянно работали фото- и видеокамеры. Фотография российской команды в дни олимпиады появилась в местной газете, несмотря на, мягко говоря, не очень дипломатичное отношение ребят к фотокорреспондентам в разгар II (практического) тура.
Итак, общение — это прекрасно. Но мы ехали на Международную за результатом. Собственно географические состязания строились по традиционной схеме: теоретический тур (выполнение тестового задания), практический (или, как называют его американцы, активный, то есть деятельный, предполагающий деятельность) тур и финальный тур (для трех лучших команд, разыгрывающих медали). Итог нашего участия — четвертое место, лишь одного балла не хватило команде, чтобы выйти в финальный тур. А ведь по результатам первого теоретического тура мы были вторыми после команды США. Что ж, в условиях столь острой конкурентной борьбы четвертое место (лидеры — США, Германия и Франция) — это, поверьте, достойный результат. Ребята сделали все, что могли. И даже чуточку больше.
Благополучно вернувшись на Родину, мы расстались в международном аэропорту Шереметьево-2, а в сердце надолго поселилась тоска от сознания того, что уже перевернута очередная, такая яркая и интересная страница нашей жизни под названием Международная олимпиада. Удачи вам, ребята!

Л.Ю. МАЖАР,
научный руководитель команды,
декан географического факультета
Смоленского гуманитарного университета,
канд. геогр. наук, доцент

Р.S. А взрослым еще предстоит много думать над тем, как сохранить (а может быть, и повысить!) уровень географического образования в нашей стране. Пока ребята отстаивали честь России на международной олимпиаде, в «родном» Министерстве образования была предпринята варварская попытка (иначе этот шаг и не назовешь) сокращения часов на географию в общеобразовательной школе. Скажите, что еще нужно сделать, чтобы чиновники от образования поняли, что география — не «лишний» предмет в школе? Это — мировоззренческая дисциплина, которая формирует систему пространственно-временных категорий в сознании человека. Может быть, кого-то плохо учили географии в школе? Жаль!