В Департамент общего образования
Министерства образования России
Методическое объединение учителей географии и
биологии Усольского района Иркутской области
обсудило 28 августа 2003 г. на августовской
педагогической конференции письмо Министерства
образования РФ № 13-51-145/13 от 9.07.2003.
Думаем, что мнение педагогов из Сибири будет
учтено, так как многие учителя, участвовавшие в
обсуждении, имеют высочайшую профессиональную
компетентность и бесценный опыт педагогов-практиков.
Считаем реформирование базисного учебного плана
с уклоном на уничтожение естественно-научного
образования покушением на интеллектуальный
потенциал будущих поколений, на традиции и
системообразующие элементы, престижность и
яркую результативность данных предметов в 6—7-м
классах, профессиональную будущность десятков
тысяч педагогов.
Хорошо известно, что твердость и устойчивость
сооружению придает фундамент. Нам Министерство
образования предлагает строить здание своего
профильного образования без фундамента, который
традиционно закладывается начальным курсом
дисциплин на фоне яркого интереса и
увлекательности, дидактической выверенности
курсов. Вызывают недоумение сокращение курса
вдвое и предлагаемая мотивировка данного
действия. Создается впечатление, что аналитикам-профессионалам
так и не дали возможности высказать свое мнение о
различных элементах экономико-политического
содержания (занимающих в курсе географии 6-го
класса всего 5 часов) и элементах изучаемых
географических оболочек.
Очевидно резкое противоречие в позиции
Министерства между объемным показателем
федерального компонента государственного
образовательного стандарта и предлагаемым
учебным временем. Практика показывает, что
эффективно использовать учебное время при одном
часе в неделю не удается.
В предыдущем учебном году затрачены огромные
усилия, как моральные, так и материальные (на
разных уровнях), для того чтобы освоить новые
программы, опробовать новые учебно-методические
комплексы, пройти профессиональную
переподготовку (участники нашего МО выезжали на
курсы трижды). И все это для того, чтобы угаснуть
на профессиональном небосклоне и не зажечь новых
звезд?!
Возмущены предлагаемыми сроками общественного
обсуждения проекта в летнее педагогическое
затишье. Скорее всего, авторы проекта считают
себя «могучей кучкой», имеющей исключительное
право намечать перспективы. Хотим заметить, что в
рейтинге учебных дисциплин география и биология
у учеников занимают ведущее место, экзамены по
выбору подтверждают этот же вывод. Каким образом
выдвинутый проект учитывает интересы родителей,
воспитанных на советском, всемирно признанном за
качество образовании?
Методические объединения учителей географии и
биологии требуют:
1. Продлить общественное обсуждение проекта
нового базисного плана на 3 месяца.
2. Широко оповестить учителей в средствах
массовой информации о существовании проекта и
освещать ход его обсуждения.
3. Пересмотреть подходы к планированию предметов
естественнонаучного цикла с привлечением
компетентных профессионалов-практиков.
4. Прекратить уничтожение интеллектуального
потенциала нации и ограничение возможностей
российских детей.
5. Дать в записке к проекту базисного плана
грамотное, подробное объяснение всем
предлагаемым новациям.
По поручению учителей географии и биологии
Усольского района Иркутской области:
В.В. КОРКИН,
Заслуженный учитель России,
руководитель районного
методического объединения учителей географии,
учитель Белореченской СОШ
Е.Н. ОВЧИННИКОВА,
учитель высшей категории,
руководитель районного
методического объединения учителей биологии,
учитель Новожилкинской СОШ
Усольский район Иркутской обл.
|