Мониторинг качества знаний
|
|
В.А. Kоринская,
И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. — М.: Дрофа, 2001 |
О.В. Kрылова Материки и океа-ны. — М.: Просвещение, 2001 | И.В. Душина и др. Наш дом Земля. География. Материки, океаны, народы и страны. — М.: Дрофа, 2001 |
Д.П. Финаров и др. География. Материки, океаны и страны. — М.: АСТ. Астрель, 2002 | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Литосфера и ее строение | 2 | 5 | 3 | 4 | ||
Атмосфера и климаты Земли | 3 | 6 | 3 | 3 | ||
Мировой океан | 4 | 5 | 6 | 8 | ||
Биосфера | 4 | 6 | 7 | – | ||
Океаны Земли | 4 | 8 | 3 | – | ||
Африка | 11 | 7 | 13 | 12 | ||
Австралия | 5 | 6 | 5 | 6 | ||
Южная Америка |
8 | 8 | 10 | 8 | ||
Северная Америка |
9 | 7 | 10 | 10 | ||
Евразия | 20 | 9 | 35 | 18 | ||
Географическая оболочка | 3 | 1 | 2 | 3 |
В таблицу включены не все параграфы,
имеющиеся в учебниках, например относящиеся к
другим учебным темам, поэтому количество
параграфов в таблице не совпадает с их общим
числом в учебнике.
Несмотря на то, что разные темы при работе по
разным учебникам подаются в разное время,
контрольные работы можно поставить по единому
плану.
Рассмотрим несколько примеров контрольных работ
для 7-го класса.
Учебная тема «Литосфера и ее строение»
— одна из самых коротких по времени изучения, но
при этом и одна из самых сложных по содержанию. На
двух-трех уроках, которые отводятся
непосредственно на изучение этой темы,
фактически может произойти лишь первое
знакомство с основными положениями теории
литосферных плит и с явлениями, происходящими на
их границах. Более глубокое понимание этих
вопросов, усвоение закономерностей размещения
крупных форм рельефа и т.п. будет происходить в
дальнейшем, при изучении океанов и материков.
Следовательно, очень важно определить, какие
знания и умения (которые могут быть усвоены всеми
учащимися за столь короткое время!) могут быть
вынесены на контроль. На наш взгляд, по итогам
изучения темы учащиеся прежде всего должны
получить наглядные представления об основных
положениях теории литосферных плит и уметь
проиллюстрировать эти положения конкретными
примерами, работая с новой для них тематической
картой «Строение земной коры» и сопоставляя ее
содержание с физической и политической картами
мира.
|
Обратим особое внимание на уровень доступности заданий первой части контрольной работы. Все задания основаны на умениях семиклассников работать с картами атласа и устанавливать пространственные соотношения между ранее известными объектами, например материками и океанами, островами, горными странами, государствами, и вновь изученными — литосферными плитами и их современными границами и срединно-океаническими хребтами. Для того чтобы успешно выполнить задания, учащимся достаточно иметь первоначальные представления об основных положениях теории литосферных плит (например, о том, что земная поверхность состоит из крупных блоков — плит, перемещающихся в горизонтальной плоскости) и уметь считывать с тематической карты необходимую информацию. Подчеркнем еще раз — от семиклассников вовсе не требуется изложение абстрактных теоретических знаний без опоры на карту, ведь прошло-то всего 2—3 урока и материал слишком сложен для значительной части учеников. Важно настаивать, чтобы учащиеся формулировали ответы в форме полных предложений. Это условие работы над новой терминологией.
Варианты ответов учащихся на задание 2
|
Если при выполнении заданий 1 и 2 можно
ограничиться картой «Строение земной коры», то
задания 3 и 4 требуют обязательного сопоставления
двух карт: политической мира и «Строение земной
коры», физической мира (или материков) и
«Строение земной коры».
Задание 5 сходно по содержанию с заданием 1, но
отличается от него боRльшим объемом
анализируемой информации и требует установления
бо'льшего числа пространственных и
причинно-следственных ассоциаций, но
устанавливаемых опять-таки по картам атласа.
Следовательно, и ответ ученика состоит из
большего числа предложений (суждений).
|
Варианты ответов учащихся на задание 5
|
* Скорости и направления движения литосферных плит приведены на карте строения земной коры, поэтому учащиеся будут этими данными пользоваться. Между тем учитель должен бы объяснить им, что это лишь усредненные данные, к которым нужно относиться с большой осторожностью, тем более, что многие факты противоречат даже основным положениям тектоники литосферных плит. — Прим. ред.
Приведенные варианты ответов чем-то похожи,
чем-то существенно различаются, но их содержание
свидетельствует о самостоятельности суждений, и
оба ответа могут быть зачтены на контрольной
работе как правильные.
Третья часть контрольной работы включает только
одно задание. При изучении темы «Литосфера и ее
строение» на уроках учитель, как правило,
ограничивается рассмотрением на карте
срединно-океанических хребтов Атлантического
океана, подчеркивая именно «срединность» их
географического положения. Времени на анализ
местонахождения подводных хребтов в других
океанах не остается. Задание 6 строится на умении
ученика считать с карты новую информацию,
встроить ее в имеющиеся знания основных
положений теории литосферных плит и грамотно
письменно изложить полученное новое знание.
Это задание по силам ученикам, владеющим
элементарными навыками описания по картам.
|
Продолжение следует