Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2003

Рецензия


Географические названия
Среднего Заволжья

А.Е. МИРЗОЕВ
учитель географии школы № 236, г. Москва

Н.П. Кучин. Костромской край: города и веси. (Географические названия Костромской области). — Кострома, 2000. — 338 с.

Н.П. Кучин.
Костромской край:
города и веси.
(Географические названия
Костромской области). —
Кострома, 2000. — 338 с.

150 лет назад известный ученый и общественный деятель Н.И. Надеждин написал: «...естественно чувство, что земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре». Именно из этого исходил автор книги — костромской краевед, тщательно проанализировавший географические названия области. Топонимика области сложная. Это обусловлено географическим положением: здесь проходят границы костромской, вологодской и владимирско-поволжской групп говоров, а также граница северного и среднерусского наречий. Костромская земля пересекается и северной границей ареала широколиственных пород деревьев, и западной границей распространения лиственницы и пихты в окраинной зоне европейской тайги. Повествуя о трудностях расшифровки областных топонимов, автор пишет: «Это и неудивительно, ибо, что весь, то и речь, что сельцо, то и словцо. А что город, то норов. А они, деревни, сёла и города, есть и очень древние на нашей Костромской земле. К тому же документы повсеместно не сохранились, а где-то их и не вели, особенно в местах, где проживал простой люд. Писалось о знатных, влиятельных людях».
Происхождение названия «Кострома» на сегодняшний день имеет 8 вариантов объяснения. В русской мифологии кострома (языческое божество) олицетворяет плодородие и влагу. В обряде проводов весны совершался ритуал похорон (сжигания) костромы в виде соломенного чучела. В настоящее время исследование этого слова идет в нескольких направлениях:
— от языческого божества древних славян;
— от доисторического «города Косов», то есть хазар, как и Казань, Саратов, Харьков;
— от мерянско-мордовского «красивый»;
— от славянского «костра» — луб, волокно;
— в подражание замку Кострум (в Эстонии);
— от огромных костров, которые жгли сплавщики леса;
— от слова «кострома», в русских говорах означающего «прутья, солома, сорные травы»;
— от слова из неизвестного, видимо финно-угорского, языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье (суффикс «ма»).
Автора тревожит тенденция к переименованию городов и местностей, зачастую бездумному: «Каждый период должен оставаться в истории со своими традициями, со своими особенностями, ибо только они отражают то время. Надо беречь историю, отметать от нее временные веяния, выдуманное, приукрашенное, очерненное. Только правда, факты жизни должны составлять историю, ибо ее создают люди.
А люди могут делать и ошибки, и великие подвиги. И хорошее, и плохое — все наше, наша история, и мы должны ее знать, читать, осмысливать и делать землю краше, чище, добрее, чтоб страницы добра вошли в историю нашего времени».
Подробный историко-этимологический анализ географических названий республики выполнен на основе полевых исследований, архивных и исторических данных. В книге отражена не только основная топонимика, но и некоторые микротопонимы (в общей сложности более 8500 названий).

О.П. Воронцова, И.С. Галкин. Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ. — Йошкар-Ола, 2002. — 424 с.

О.П. Воронцова, И.С. Галкин.
Топонимика Республики Марий Эл:
Историко-этимологический анализ. —
Йошкар-Ола, 2002. — 424 с.

Анализ топонимов помогает устранить белые пятна в знаниях об истории развития территории — миграциях народов, развитии ландшафта и др. Особенности марийских названий говорят о том, что древние марийцы жили по берегам рек и двигались по ним. Древние места проживания марийцев находились на правом берегу реки Волги, по-видимому, несколько южнее и западнее, чем в настоящее время. Топонимика свидетельствует, что марийцы являются пришлым населением из более южных областей и в древности населяли территорию современной Чувашии. Коми-зырянские гидронимы свидетельствуют о том, что на большей части западной половины территории Марий Эл проживали предки коми, а на востоке — удмурты (удмуртские топонимы).
«Луговая сторона реки Волги была заселена прапермянами. Марийцы стали главной причиной разделения прапермян на коми и удмуртов. Под давлением других племен: поздних сарматов, древних булгар, мордовских племен — марийцы вытеснили праудмуртов за реку Вятку, коми — на более северные территории, а сами стали обживать эти земли, впоследствии получившие название Марий Эл», — сообщается в книге. По мнению ученых, следы предков мари надо искать в среде мордвы и исчезнувшей мери.