Л.Н. ЯКИМОВА
|
Вопрос о работе со статистическим материалом имеет в экономической географии большое значение по двум причинам: во-первых, потому, что цифровой материал занимает в экономической географии немалое место, во-вторых, потому, что, как показывают наблюдения, многие преподаватели недостаточно знают, как с этим материалом обращаться и как его использовать. |
Н.Н. Баранский |
Я с удовольствием прочитала в газете
«География» № 16, 17/2003 статью «Итоговые уроки
по экономической географии России» (авторы Д.В.
Заяц и С.В. Рогачев).
Это именно то, до чего я не смогла додуматься и
что должно завершать изучение курса географии в
9-м классе. Кроме того, это очень хорошо
вписывается в ту систему работы со
статистическим материалом, которая впервые была
опробована мной в 2001/02 учебном году в девятых
классах.
Работа началась в конце 1999/2000 г., когда эти
ученики были еще восьмиклассниками. В газете
«География» № 21/2000 появилась статья «Начало
новой административно-территориальной реформы?»
(автор Д.В. Заяц). Она-то и послужила толчком к
идее, которую я пыталась осуществить в девятом
классе. Мы построили схему под названием
«Признаки возможного территориального деления
территории РФ». В качестве признаков ученики
называли климатические пояса, формы рельефа,
бассейны океанов и т.п.
После этого учащимся была предложена ксерокопия,
смонтированная по материалам названной статьи.
Таким образом в схеме появились еще три признака
территориального деления РФ: на федеральные
округа, экономические районы и военные округа.
Здесь был сделан акцент на то, что все они созданы
на основе политико-административного деления
страны.
Следующий шаг — сопоставление деления
территории РФ на экономические районы и
федеральные округа (алгоритм работы на контурной
карте дан в приложении 1).
Вывод о соответствии этих двух классификаций мы
делали уже в 9-м классе, в начале учебного года, а
здесь лишь предварительно обсудили результат
работы.
После выполнения работы на контурной карте
ученики разделились на группы, каждая из них
выбрала один экономический район и переписала в
тетрадь список политико-административных
единиц, входящих в этот район, используя газету
«География» № 16/2000
«Административно-территориальное деление РФ на
1999 г.». После этого класс получил задание: сбор
материала из газет, радио- и телепередач об
интересных событиях на этой территории.
В следующем учебном году при изучении темы
«Население» составлены графики и диаграммы
«Динамика населения России». После этого
школьники выполняли подобные работы по своим
экономическим районам. Сначала они составляли
сводные таблицы, используя учебник и справочные
материалы, предоставленные учителем.
Идея состояла в том, что ребята становились
«кураторами» определенной территории на весь
учебный год. Это, во-первых, обеспечивает
постоянную индивидуальную работу по всем темам
курса, во-вторых, снимает перегрузку; в-третьих,
приобретаются навыки работы с различными
справочными материалами, вычерчивания различных
графиков и диаграмм, в-четвертых, это дает
прекрасный набор дидактического материала
учителю для дальнейшей работы.
В 9-м классе с первых уроков начинается
подготовка графического материала для будущего
доклада по району. Я заменила картодиаграммы
обычными диаграммами, так как делать ксерокопии
в наших условиях затруднительно: в этом потоке
было семь девятых классов, а значит, и ксерокопий
нужно было очень много*.
Работа выполнялась на обычных тетрадных листах в
клетку, подогнанных под формат А4. В результате
получился отличный дидактический материал,
выполненный в одном ключе, что дало возможность
многовариантного его использования: отдельно по
району, в сопоставлении с Россией в целом или с
другими районами.
Для облегчения поиска необходимого
статистического материала мной созданы
различные папки:
1. Статистический материал из газеты
«География» для общего пользования.
2. Ксерокопии книги В.Г. Глушковой и
Ю.А. Симониной «Тесты и задания по
экономической и социальной географии России и
новых независимых государств» (М.: Владос, 1999), где
в табличной форме дан базовый информационный
материал в рамках школьной программы.
Первый экземпляр собран в специальную папку для
общего пользования.
Второй экземпляр разрезан и систематизирован в
новые таблицы по экономическим районам.
Таким образом, у каждой группы на каждый урок
обязательно есть папка с материалами по своему
району: таблицы, алгоритмы работы, готовый
графический материал (накапливается постепенно).
Для того чтобы учащиеся знали, что от них
требуется, перед ними поставлены следующие
задачи:
1. Освоить построение графиков и диаграмм
различных видов.
2. Подготовить демонстрационный материал к
докладу по району (постепенно, по мере выполнения
подобных работ в классе).
3. Самое главное — научиться использовать этот
материал при выступлении, органично включая его
в доклад вместе с работой по картам, атласу и
учебнику. Доклад школьники делают под девизом: «Я
— учитель!».
Всего в течение первого полугодия было
подготовлено по материалам газеты «География»
каждой группой пять работ:
1. Доля площади района от площади России, %
(№ 18/2000).
2. Доля населения района от населения России, %
(№ 18/2000).
3. Доля ВРП района от ВРП России, % (№ 30/2000).
4. Распределение иностранных инвестиций по
субъектам федерации, входящим в данный район
(№ 47/2000).
5. Отраслевая структура производства
промышленной продукции района, % (№ 17/2000).
Сначала всем классом была построена диаграмма
«Отраслевая структура производства
промышленной продукции РФ, 1998, %». Раскраска
диаграммы делалась согласно принятой на
экономических картах (машиностроение — красным,
пищевая — желтым и т.д.); для тех отраслей, которых
нет в атласе, обозначение придумывалось. Затем
учащиеся самостоятельно выполняли работу по
своему району.
После этого диаграмма обрабатывалась: учащиеся
вычисляли коэффициенты специализации и
определяли отрасли специализации для района,
пытались обосновать, почему именно эти отрасли
стали отраслями специализации.
При изучении отдельных отраслей в общем обзоре
хозяйства учащиеся, работая со своими папками,
называли области, республики, определившие
специализацию, и конкретные города,
месторождения, предприятия, сделавшие ее
возможной.
На уроках по географии Удмуртии (такой курс у нас
ведется уже около десяти лет) выполняется
аналогичное задание для республики.
В результате мы выполняем все направления работы
со статистическим материалом, предложенные
Н.Н.Баранским:
1) выписываем данные в таблицы — у учащихся в
тетради, например, есть сводная таблица по
экономическим районам;
2) вычерчиваем графики, диаграммы;
3) сравниваем, комбинируем — ранжирование,
демонстрация в сравнении;
4) преобразуем — перерасчитываем натуральные
числа в проценты, а затем в градусы;
5) учимся округлять;
6) делаем выводы — это всегда завершает любую
практическую работу.
Так, например, после выполнения диаграммы по
распределению иностранных инвестиций сначала по
России в формате А2 на доске, а затем и внутри
района пытаемся найти ответ на вопросы: чем
интересен для инвесторов тот субъект РФ, в
который они вложили больше инвестиций, и куда
именно эти деньги вкладываются?
* Вполне возможно, что в школе, которая технически оснащена лучше или имеет меньшее число учеников, учитель применит и картодиаграммы. — Прим. ред.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алгоритм работы на контурной карте
«Экономические районы и федеральные округа»
1. Проверь, нанесена ли
государственная граница РФ линией красного
цвета толщиной 2 мм. 2. Используя ксерокопию «Экономические районы, федеральные округа», продолжай работу. Для этого линией красного цвета (можно гелевой ручкой) проведи границы экономических районов, а линией зеленого цвета — границы федеральных округов. 3. Возьми цветные карандаши и легким фоном раскрась территории федеральных округов с № 1 по № 7 согласно цветам радуги. Вспомни поговорку:
4. Пунсоном
зеленого цвета обозначь центры федеральных
округов и подпиши их. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм работы по построению
диаграммы
«Доля площади своего района от площади РФ, %»
1. Возьми лист формата А4
вертикально. 2. В верхней части листа напиши чертежным шрифтом название работы. 3. Возьми циркуль и, найдя центр листа, не считая заголовка, проведи круг радиусом 9 см. 4. В таблице статистического материала по своему району найди площадь района и выпиши эту цифру в тетрадь (не забудь о единицах, в которых даны цифры). 5. Из таблицы «Административно-территориальное деление РФ, 1999» возьми и перепиши в тетрадь площадь России (и запомни!). 6. Спиши в тетрадь формулу определения доли с доски: 7. Подставь свои данные в
формулу и сделай расчеты, используя калькулятор,
запиши полученный ответ (с точностью до десятых
долей процента). |
Топливная промышленность Уральского района
Регион | Районы расположения месторождений | Города — центры нефтепереработки |
|||
---|---|---|---|---|---|
нефть | природный газ | каменный уголь | бурый уголь |
||
Республика Башкирия | Туймазы Шкапово Уфа Арланское |
Кумертау (Южно- Уральский басс.) |
Уфа Ишимбай |
||
Республика Удмуртия |
Мишкинское Чутырско-Киенгорское Ельниковское |
||||
Оренбургская обл. | Бугуруслан | Оренбург | Орск | ||
Пермская обл. | Осинское Куеда Кокуйское |
Куеда Кокуйское |
Кизел (добыча прекращена в 90-е годы) |
Пермь | |
Свердловская обл. | Липовское | Карпинск | |||
Челябинская обл. | Копейск Коркино Еманжелинск Красногорский |