Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2003

Я иду на урок географии


Конкурсная
работа

Я ИДУ НА УРОК

Использование статистических материалов
в 9-м классе

Л.Н. ЯКИМОВА
учитель географии и экономики школы № 1
г. Можга, Удмуртская Республика

Вопрос о работе со статистическим материалом имеет в экономической географии большое значение по двум причинам: во-первых, потому, что цифровой материал занимает в экономической географии немалое место, во-вторых, потому, что, как показывают наблюдения, многие преподаватели недостаточно знают, как с этим материалом обращаться и как его использовать.

Н.Н. Баранский

Я с удовольствием прочитала в газете «География» № 16, 17/2003 статью «Итоговые уроки по экономической географии России» (авторы Д.В. Заяц и С.В. Рогачев).
Это именно то, до чего я не смогла додуматься и что должно завершать изучение курса географии в 9-м классе. Кроме того, это очень хорошо вписывается в ту систему работы со статистическим материалом, которая впервые была опробована мной в 2001/02 учебном году в девятых классах.
Работа началась в конце 1999/2000 г., когда эти ученики были еще восьмиклассниками. В газете «География» № 21/2000 появилась статья «Начало новой административно-территориальной реформы?» (автор Д.В. Заяц). Она-то и послужила толчком к идее, которую я пыталась осуществить в девятом классе. Мы построили схему под названием «Признаки возможного территориального деления территории РФ». В качестве признаков ученики называли климатические пояса, формы рельефа, бассейны океанов и т.п.
После этого учащимся была предложена ксерокопия, смонтированная по материалам названной статьи. Таким образом в схеме появились еще три признака территориального деления РФ: на федеральные округа, экономические районы и военные округа. Здесь был сделан акцент на то, что все они созданы на основе политико-административного деления страны.
Следующий шаг — сопоставление деления территории РФ на экономические районы и федеральные округа (алгоритм работы на контурной карте дан в приложении 1).
Вывод о соответствии этих двух классификаций мы делали уже в 9-м классе, в начале учебного года, а здесь лишь предварительно обсудили результат работы.
После выполнения работы на контурной карте ученики разделились на группы, каждая из них выбрала один экономический район и переписала в тетрадь список политико-административных единиц, входящих в этот район, используя газету «География» № 16/2000 «Административно-территориальное деление РФ на 1999 г.». После этого класс получил задание: сбор материала из газет, радио- и телепередач об интересных событиях на этой территории.
В следующем учебном году при изучении темы «Население» составлены графики и диаграммы «Динамика населения России». После этого школьники выполняли подобные работы по своим экономическим районам. Сначала они составляли сводные таблицы, используя учебник и справочные материалы, предоставленные учителем.
Идея состояла в том, что ребята становились «кураторами» определенной территории на весь учебный год. Это, во-первых, обеспечивает постоянную индивидуальную работу по всем темам курса, во-вторых, снимает перегрузку; в-третьих, приобретаются навыки работы с различными справочными материалами, вычерчивания различных графиков и диаграмм, в-четвертых, это дает прекрасный набор дидактического материала учителю для дальнейшей работы.
В 9-м классе с первых уроков начинается подготовка графического материала для будущего доклада по району. Я заменила картодиаграммы обычными диаграммами, так как делать ксерокопии в наших условиях затруднительно: в этом потоке было семь девятых классов, а значит, и ксерокопий нужно было очень много*.
Работа выполнялась на обычных тетрадных листах в клетку, подогнанных под формат А4. В результате получился отличный дидактический материал, выполненный в одном ключе, что дало возможность многовариантного его использования: отдельно по району, в сопоставлении с Россией в целом или с другими районами.

Для облегчения поиска необходимого статистического материала мной созданы различные папки:
1. Статистический материал из газеты «География» для общего пользования.
2. Ксерокопии книги В.Г. Глушковой и Ю.А. Симониной «Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств» (М.: Владос, 1999), где в табличной форме дан базовый информационный материал в рамках школьной программы.
Первый экземпляр собран в специальную папку для общего пользования.
Второй экземпляр разрезан и систематизирован в новые таблицы по экономическим районам.
Таким образом, у каждой группы на каждый урок обязательно есть папка с материалами по своему району: таблицы, алгоритмы работы, готовый графический материал (накапливается постепенно).
Для того чтобы учащиеся знали, что от них требуется, перед ними поставлены следующие задачи:
1. Освоить построение графиков и диаграмм различных видов.
2. Подготовить демонстрационный материал к докладу по району (постепенно, по мере выполнения подобных работ в классе).
3. Самое главное — научиться использовать этот материал при выступлении, органично включая его в доклад вместе с работой по картам, атласу и учебнику. Доклад школьники делают под девизом: «Я — учитель!».
Всего в течение первого полугодия было подготовлено по материалам газеты «География» каждой группой пять работ:
1. Доля площади района от площади России, % (№ 18/2000).
2. Доля населения района от населения России, % (№ 18/2000).
3. Доля ВРП района от ВРП России, % (№ 30/2000).
4. Распределение иностранных инвестиций по субъектам федерации, входящим в данный район (№ 47/2000).
5. Отраслевая структура производства промышленной продукции района, % (№ 17/2000).
Сначала всем классом была построена диаграмма «Отраслевая структура производства промышленной продукции РФ, 1998, %». Раскраска диаграммы делалась согласно принятой на экономических картах (машиностроение — красным, пищевая — желтым и т.д.); для тех отраслей, которых нет в атласе, обозначение придумывалось. Затем учащиеся самостоятельно выполняли работу по своему району.
После этого диаграмма обрабатывалась: учащиеся вычисляли коэффициенты специализации и определяли отрасли специализации для района, пытались обосновать, почему именно эти отрасли стали отраслями специализации.
При изучении отдельных отраслей в общем обзоре хозяйства учащиеся, работая со своими папками, называли области, республики, определившие специализацию, и конкретные города, месторождения, предприятия, сделавшие ее возможной.
На уроках по географии Удмуртии (такой курс у нас ведется уже около десяти лет) выполняется аналогичное задание для республики.
В результате мы выполняем все направления работы со статистическим материалом, предложенные Н.Н.Баранским:
1) выписываем данные в таблицы — у учащихся в тетради, например, есть сводная таблица по экономическим районам;
2) вычерчиваем графики, диаграммы;
3) сравниваем, комбинируем — ранжирование, демонстрация в сравнении;
4) преобразуем — перерасчитываем натуральные числа в проценты, а затем в градусы;
5) учимся округлять;
6) делаем выводы — это всегда завершает любую практическую работу.
Так, например, после выполнения диаграммы по распределению иностранных инвестиций сначала по России в формате А2 на доске, а затем и внутри района пытаемся найти ответ на вопросы: чем интересен для инвесторов тот субъект РФ, в который они вложили больше инвестиций, и куда именно эти деньги вкладываются?


* Вполне возможно, что в школе, которая технически оснащена лучше или имеет меньшее число учеников, учитель применит и картодиаграммы. — Прим. ред.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Алгоритм работы на контурной карте
«Экономические районы и федеральные округа»
1. Проверь, нанесена ли государственная граница РФ линией красного цвета толщиной 2 мм.
2. Используя ксерокопию «Экономические районы, федеральные округа», продолжай работу. Для этого линией красного цвета (можно гелевой ручкой) проведи границы экономических районов, а линией зеленого цвета — границы федеральных округов.
3. Возьми цветные карандаши и легким фоном раскрась территории федеральных округов с № 1 по № 7 согласно цветам радуги.
Вспомни поговорку:
Каждый — красный
охотник — оранжевый
желает — желтый
знать — зеленый
где — голубой
сидит — синий
фазан — фиолетовый.

4. Пунсоном зеленого цвета обозначь центры федеральных округов и подпиши их.
5. Цифрами красного цвета обозначь экономические районы и расшифруй в условных знаках.
6. Цифрами зеленого цвета обозначь федеральные округа и также расшифруй их в условных знаках.
7. Простым карандашом обозначь цифрами субъекты РФ, из которых состоит выбранный тобой экономический район, и расшифруй их в условных знаках.
8. Получи у учителя домашнее задание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм работы по построению диаграммы
«Доля площади своего района от площади РФ, %»
1. Возьми лист формата А4 вертикально.
2. В верхней части листа напиши чертежным шрифтом название работы.
3. Возьми циркуль и, найдя центр листа, не считая заголовка, проведи круг радиусом 9 см.
4. В таблице статистического материала по своему району найди площадь района и выпиши эту цифру в тетрадь (не забудь о единицах, в которых даны цифры).
5. Из таблицы «Административно-территориальное деление РФ, 1999» возьми и перепиши в тетрадь площадь России (и запомни!).
6. Спиши в тетрадь формулу определения доли с доски:

7. Подставь свои данные в формулу и сделай расчеты, используя калькулятор, запиши полученный ответ (с точностью до десятых долей процента).
8. Чтобы начертить нужный сектор, пересчитай проценты в градусы. Для этого:
а) вспомни, что окружность — это 360°, или 100%;
б) высчитай, сколько градусов составляет один процент;
в) умножь полученный результат на то количество процентов, которое у тебя получилось в пункте 7 алгоритма.
9. Проведи внутри окружности линию от центра на 12 часов — это начало отсчета, то есть 0°.
10. С помощью транспортира отложи по ходу часовой стрелки (вправо) полученное в пункте 8в количество градусов (это и будет доля).
12. Обведи круг черным фломастером и закрась полученный сектор.
13. В правом верхнем углу подпиши площадь в км2, затем в %.
14. На обратной стороне попробуй сделать вывод: предположи, какую роль будет играть твой район в хозяйстве страны. Зависит ли это, на твой взгляд, от площади?
15. Не забудь в правом нижнем углу на обратной стороне подписать работу.

Топливная промышленность Уральского района
Регион Районы расположения месторождений Города — центры
нефтепереработки
нефть природный газ каменный уголь бурый
уголь
Республика Башкирия Туймазы
Шкапово
Уфа
Арланское
    Кумертау
(Южно-
Уральский
басс.)
Уфа
Ишимбай
Республика
Удмуртия
Мишкинское
Чутырско-Киенгорское
Ельниковское
       
Оренбургская обл. Бугуруслан Оренбург     Орск
Пермская обл. Осинское
Куеда
Кокуйское
Куеда
Кокуйское
Кизел (добыча
прекращена
в 90-е годы)
  Пермь
Свердловская обл.     Липовское Карпинск  
Челябинская обл.       Копейск
Коркино
Еманжелинск
Красногорский