Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2003

Образная карта России. Кольский полуостров


1. ГОРОДА

Где живут люди на Кольском полуострове

Скучный статистико-ознакомительный гарнир к образной карте:
Размещение населения и важнейшие обитаемые места

Начиная в классе работу с листом образной карты России, произведем вначале первое, формальное представление тех населенных мест, именами которых нам предстоит оперировать: имя, величина.
Нанесем на карту (или на пустую разграфку 8x8) изображенные на ней города и поселки традиционными кружками, площадь которых пропорциональна людности (таблица на с. 4).
Математических знаний учащихся должно хватить для понимания того, что диаметры (радиусы) кружков должны быть пропорциональны не численности населения, а квадратному корню из нее. Поэтому первая операция — извлечение (с помощью калькулятора или без — старшеклассники должны уметь и без) квадратного корня из людности. Под результаты этого действия отведена предпоследняя колонка таблицы.
Затем, взяв самое большое (Мурманск) и самое малое (Лиинахамари или Оленья Губа) значения в столбце, нужно прикинуть, каков должен быть коэффициент пропорциональности c между квадратным корнем и диаметром будущих кружков, чтобы самый большой кружок не сильно выступал за пределы ячейки на образной карте, а самый маленький был видим. Школьники заполняют крайнюю правую колонку таблицы и переходят к отрисовке кружков на своих бланковках. Нелишне будет подписать возле каждого кружка людность (в тыс. чел.).
Как примерно должна выглядеть сделанная работа, показано на рисунке слева.
Проговорим и подпишем названия всех нанесенных на карту мест.

Образная карта — реальная карта

(методическое замечание)

Разумеется, по выполнении работы на ксерокопии образной карты или на чистом разграфленном листе необходимо сразу же привязать полученную информацию к карте реальной. В ходе работы в классе всегда должна присутствовать демонстрационная карта Севера Европейской России (или Кольского полуострова). К ней учитель должен постоянно адресоваться.
Одному из учащихся или назначенной группе можно поручить выполнить работу по размещению кружков, характеризующих людность населенных мест, не на образной карте, а на традиционной контурной.

 

Развитие личности

(методическое отступление)

«Зачем это нужно? Всё равно дети не могут запомнить такого количества топонимов, — скажет кто-то из поборников редуцирования географии, — преподавать нужно три экономические зоны и в лучшем случае города-миллионеры». Это совершенно неверно. Без обилия географических названий география умирает, без богатства топонимов ее просто нет. Чем больше имен мест мы проведем через сознание школьников, тем лучше.
Но, во-первых, нужно не просто дать названия, но каждое из них облечь в определенный индивидуализированный образ. А во-вторых, назвать — не значит спросить. Ясно, что не каждый наш ученик сможет сразу выговорить «Лиинахамари» и не всякий удержится от напрашивающейся ошибки в слове «Кандалакша». Но эти слова хотя бы будут произнесены. И когда в следующий раз из репродукторов на всю страну прозвучат имена маленьких Видяева или Островного — будем надеяться, что не в связи с очередной катастрофой подлодки, а в связи с очередным успехом, очередной победой (забытое с 90-х годов слово в русском языке), — национальное сознание будет чуть-чуть подготовлено к их восприятию как информации о части национального тела, а не как к атрибутам виртуализированного телевизионного шоу.
Да взять тот же Лиинахамари. «Зачем его брать, — в испуге замашут руками наши доктора-методисты и педакадемики. — У нас дети Омск на карте найти не могут, Швецию со Швейцарией путают». Да потому и путают, что мы о них долдоним, тужась какими-то комплексами, отрыгивая какие-то реформы, структуры, сферы, проблемы. Разве это пища для детского ума и сердца? А о финском рубеже спета очень красивая, правильная и гражданственная песня Юрия Визбора. А в Великую Отечественную моряки и морские пехотинцы Северного флота совершили беспримерный подвиг по взятию находившейся в Лиинахамари страшной, наводившей на всех чуть ли не суеверный ужас немецкой базы. (Входы в огороженную скалами бухту закрывались гигантскими железными цепями. Говорят, остатки этих цепей до сих пор можно видеть на берегу.) О мощной базе Краснознаменного Северного флота, находившейся в Лиинахамари после разгрома фашистов (и до прихода «демократов»), поют песни, вошедшие в сокровищницу флотского фольклора. В ближайшие годы название, возможно, опять будет у всех на слуху, так как Лиинахамари рассматривается как один из вариантов площадки для строительства мощного
нефтеперевалочного порта. Тяжелые танкеры ледового класса будут доставлять сюда нефть с арктических месторождений, здесь ее будут складировать и заливать ею обыкновенные (годящиеся для всех остальных экономически значимых частей Мирового океана, кроме Ледовитого океана) танкеры для экспорта. Этот вариант аналитики считают географически более удобным, чем экспорт через балтийские нефтяные терминалы в Ленинградской области. «Если Петербург — окно только в Европу, то Лиинахамари — окно в мир», — утверждают они.
Итак, Лиинахамари — это не какая-то экзотика. Это слово русского языка, имеющее вполне определенную семантику, как и десятки тысяч слов, которыми в родном языке владеют наши дети. Ежедневно в коллективах, в компаниях, при чтении «своих» журналов, при работе в Интернете и т.п. они усваивают (делают своими) порой десятки слов, терминов, жаргонных выражений, красноречивых жестов, «приколов», мелодий и т.п. Это происходит без всякого мифического перенапряжения, о котором твердят нам «психолого-педагогические» экспертизы. Это усвоение совершается естественно, потому что информация приходит в формах, желанных детским сознанием. Если же мы говорим: «Запишите и запомните 13 городов-миллионеров», — в «успехе» можно быть уверенным. Только когда каждая местность будет переходить от нас к ребенку в формах, созданных с умом, душой и — желательно (но это, я понимаю, уже чрезмерное требование к нашим геопеддокторам) с искрой Божией, — только тогда территория будет усваиваться, только тогда на наших уроках будет рождаться неподдельная гражданственность, будет всходить живой, человечный патриотизм.
Недавно в своем комментарии к материалам переписи 2002 г. («География», № 33/2003, с. 13) Д.В. Заяц правильно указал: следует стремиться к тому, чтобы школьники знали хотя бы все наши города-стотысячники; он провел очень плодотворную аналогию между количеством городов России разного размера и количеством сверстников, с которыми каждому ребенку приходится так или иначе общаться в школе. Педагогическая обязанность классного руководителя — познакомить каждого своего воспитанника со всеми его соучениками (даже если ребенок бука и аутичен), по возможности ввести его в круг общения с детьми параллельных классов и школьниками чуть старше и чуть младше. Патриотическая обязанность учителя географии — познакомить каждого подрастающего гражданина со слагаемыми нации — городами и иными значительными населенными местами. Это части нас. Русских нет без Тамбова, Рязани и Суздаля, татар — без Булгара и Казани, граждан России — без Мурманска, Краснодара, Владивостока... Главная задача школьной географии и гражданской географии вообще — введение личности в жизнь национального, территориально устроенного организма.
Препятствия на пути решения этой задачи состоят вовсе не в мифической перегрузке памяти, а в бесцветности, тусклости, отсутствии яркой авторской личности за нашими учебными текстами. Препятствия — в нашей неспособности познакомить ребенка с каждой местностью его Родины так, как он бы знакомился с очередным человеком на своем жизненном пути.

Завершив работу по образной карте, важно переложить ту же информацию на карту реальную — указав те же пункты на контурной карте или показав их на демонстрационной общегеографической карте Севера России.
Но это пока присказка. Образ будет впереди.

Наиболее значительные населенные пункты Кольского полуострова

Материал для первого представления

Название Статус Время основания* (год или век)   Численность населения P, тыс. чел. (округлено) 

Радиус кружка
мм
АПАТИТЫ Город 1935 68    
Верхнетуломский Поселок 1963 2    
Видяево Поселок 50-е годы 7    
ГАДЖИЕВО** Город 1956 16    
ЗАОЗЕРСK Город 1958 18    
ЗАПОЛЯРНЫЙ Город 1956 19    
KАНДАЛАKША Город Ранее XVI в. 44    
KИРОВСK Город 1929 34    
KОВДОР Город 1953 23    
KОЛА Город 1565 11    
Kувшинская Салма** Поселок  1921 2    
Лиинахамари Поселок Ок. 1904 1    
Ловозеро Село 1574 4    
МОНЧЕГОРСK Город 1935 57    
МУРМАНСK Город, обл. центр 1916 366    
Никель Поселок 1935 16    
ОЛЕНЕГОРСK Город 1947 26    
Оленья Губа** Поселок 1950-е годы 1    
ОСТРОВНОЙ Город 1915 12    
ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ Город 1968 17    
ПОЛЯРНЫЙ Город 1899 20    
Ревда Поселок 1950 10    
Росляково Поселок 1933 11    
СЕВЕРОМОРСK Город 1935 70    
СНЕЖНОГОРСK Город 1971 16    
Умба Поселок XV век 7    

* В некоторых случаях указаны официальные даты основания городов, в некоторых — годы появления поселков строителей.
** Входят в состав закрытого административно-территориального образования Скалистый.