Развитие личности
(методическое
отступление)
«Зачем это нужно? Всё равно
дети не могут запомнить такого количества
топонимов, — скажет кто-то из поборников
редуцирования географии, — преподавать нужно
три экономические зоны и в лучшем случае
города-миллионеры». Это совершенно неверно. Без
обилия географических названий география
умирает, без богатства топонимов ее просто нет.
Чем больше имен мест мы проведем через сознание
школьников, тем лучше.
Но, во-первых, нужно не просто дать названия, но
каждое из них облечь в определенный
индивидуализированный образ. А во-вторых,
назвать — не значит спросить. Ясно, что не каждый
наш ученик сможет сразу выговорить
«Лиинахамари» и не всякий удержится от
напрашивающейся ошибки в слове «Кандалакша». Но
эти слова хотя бы будут произнесены. И когда в
следующий раз из репродукторов на всю страну
прозвучат имена маленьких Видяева или
Островного — будем надеяться, что не в связи с
очередной катастрофой подлодки, а в связи с
очередным успехом, очередной победой (забытое с
90-х годов слово в русском языке), — национальное
сознание будет чуть-чуть подготовлено к их
восприятию как информации о части национального
тела, а не как к атрибутам виртуализированного
телевизионного шоу.
Да взять тот же Лиинахамари. «Зачем его брать, — в
испуге замашут руками наши доктора-методисты и
педакадемики. — У нас дети Омск на карте найти не
могут, Швецию со Швейцарией путают». Да потому и
путают, что мы о них долдоним, тужась какими-то комплексами,
отрыгивая какие-то реформы, структуры, сферы,
проблемы. Разве это пища для детского ума и
сердца? А о финском рубеже спета очень красивая,
правильная и гражданственная песня Юрия Визбора.
А в Великую Отечественную моряки и морские
пехотинцы Северного флота совершили
беспримерный подвиг по взятию находившейся в
Лиинахамари страшной, наводившей на всех чуть ли
не суеверный ужас немецкой базы. (Входы в
огороженную скалами бухту закрывались
гигантскими железными цепями. Говорят, остатки
этих цепей до сих пор можно видеть на берегу.) О
мощной базе Краснознаменного Северного флота,
находившейся в Лиинахамари после разгрома
фашистов (и до прихода «демократов»), поют песни,
вошедшие в сокровищницу флотского фольклора. В
ближайшие годы название, возможно, опять будет у
всех на слуху, так как Лиинахамари
рассматривается как один из вариантов площадки
для строительства мощного
нефтеперевалочного порта. Тяжелые танкеры
ледового класса будут доставлять сюда нефть с
арктических месторождений, здесь ее будут
складировать и заливать ею обыкновенные
(годящиеся для всех остальных экономически
значимых частей Мирового океана, кроме
Ледовитого океана) танкеры для экспорта. Этот
вариант аналитики считают географически более
удобным, чем экспорт через балтийские нефтяные
терминалы в Ленинградской области. «Если
Петербург — окно только в Европу, то Лиинахамари
— окно в мир», — утверждают они.
Итак, Лиинахамари — это не какая-то экзотика. Это
слово русского языка, имеющее вполне
определенную семантику, как и десятки тысяч слов,
которыми в родном языке владеют наши дети.
Ежедневно в коллективах, в компаниях, при чтении
«своих» журналов, при работе в Интернете и т.п.
они усваивают (делают своими) порой десятки слов,
терминов, жаргонных выражений, красноречивых
жестов, «приколов», мелодий и т.п. Это происходит
без всякого мифического перенапряжения, о
котором твердят нам «психолого-педагогические»
экспертизы. Это усвоение совершается
естественно, потому что информация приходит в
формах, желанных детским сознанием. Если же мы
говорим: «Запишите и запомните 13
городов-миллионеров», — в «успехе» можно быть
уверенным. Только когда каждая местность будет
переходить от нас к ребенку в формах, созданных с
умом, душой и — желательно (но это, я понимаю, уже
чрезмерное требование к нашим геопеддокторам) с
искрой Божией, — только тогда территория будет
усваиваться, только тогда на наших уроках будет
рождаться неподдельная гражданственность, будет
всходить живой, человечный патриотизм.
Недавно в своем комментарии к материалам
переписи 2002 г. («География», № 33/2003, с. 13) Д.В.
Заяц правильно указал: следует стремиться к тому,
чтобы школьники знали хотя бы все наши
города-стотысячники; он провел очень
плодотворную аналогию между количеством городов
России разного размера и количеством
сверстников, с которыми каждому ребенку
приходится так или иначе общаться в школе.
Педагогическая обязанность классного
руководителя — познакомить каждого своего
воспитанника со всеми его соучениками (даже если
ребенок бука и аутичен), по возможности ввести
его в круг общения с детьми параллельных классов
и школьниками чуть старше и чуть младше.
Патриотическая обязанность учителя географии —
познакомить каждого подрастающего гражданина со
слагаемыми нации — городами и иными
значительными населенными местами. Это части
нас. Русских нет без Тамбова, Рязани и Суздаля,
татар — без Булгара и Казани, граждан России —
без Мурманска, Краснодара, Владивостока...
Главная задача школьной географии и гражданской
географии вообще — введение личности в жизнь
национального, территориально устроенного
организма.
Препятствия на пути решения этой задачи состоят
вовсе не в мифической перегрузке памяти, а в
бесцветности, тусклости, отсутствии яркой
авторской личности за нашими учебными текстами.
Препятствия — в нашей неспособности познакомить
ребенка с каждой местностью его Родины так, как
он бы знакомился с очередным человеком на своем
жизненном пути. |