Образная карта
России. Кольский полуостров |
3. ПОГОДЫ
Каково жить на Кольском
полуострове?
Первый аналитический срез образной
карты:
Положение на земном шаре. Климат
Попросим детей всмотреться в гербы на образной
карте: какой объект или явление чаще всего
встречается?
Версии, наверное, будут разные. Но прийти нужно к
верному ответу: самая популярная фигура на
гербах городов и поселков Мурманской области — полярное
сияние. Оно встречается на 14 из 25 щитов, а
если рассматривать полные изображения, т.е. и
обрамления щитов, то на 15 гербах (сполохи вьются
над короной в навершии герба Ревды; см.
изображение на поле карты). А если принять во
внимание еще и старые версии гербов, ныне
замененные новыми, то и на 16: северное сияние
сияло раньше еще и на гербе Полярного (см.
изображение на полях карты внизу). О чем говорит
это изображение? Север, Заполярье, падение
солнечных лучей под малым углом к земной
поверхности, дефицит солнечной энергии, холод.
Именно на эту особенность своего положения «близ
макушки земного шара» дружно обращают внимание
большинство местностей полуострова, создавая
свои визитные карточки — гербы, рефлексируя по
поводу своего образа, конструируя свой
идентификационный код.
Рассказывают анекдот:
В сентябре на черноморский пляж приезжает
моряк из Гаджиево. Его спрашивают:
— Ты чего такой незагорелый? У вас что, на севере
лета не было?
— Нет, было. Только я в тот день на вахте стоял.
Какие еще фигуры на гербах повествуют о
положении рассматриваемой части Земли по
отношению к солнечному освещению и о климате
территории? Какие изображения усиливают
«холодность» карты? Это голые скалы
(на которых мало что растет — холодно), снег,
лед. Это розы ветров
(продуваемость пронизывающими холодными
ветрами; «край летающих собак» — так определили
острословы одну из местностей на Кольском
полуострове). Это странные, не согласующиеся с
нашими представлениями-клише цвета, выбранные
составителями гербов для изображения моря. Почти
везде море — не голубое. Его
изображают серебряным и белым.
А если и появляется голубая ленточка пролива, то
она берется в серебристо-ледовую окантовку
(Кувшинская Салма). С жидким азотом (!) сравнивают
здешнюю морскую воду те жители средней полосы
России, которым случается, разок заехав в
Мурманск зимой, прокатиться на пароме через
Кольский залив. Какая уж тут небесная синь... Да и
где взяться синему небу, чтобы, отражаясь,
окрашивать море?
«Практически в любое время года Гремиха
встречает теплоход хмурым туманным утром с
какой-то взвесью в воздухе. Мерзость, а не дождь»,
— пишет Сергей Шлимонов о поездке в город
Островной на сайте Русский подплав.
Долгая полярная ночь, преобладание пасмурной
погоды в светлые дни. Кстати, полярная ночь и
полярный день нашли прямое выражение на одном из
гербов области: на старом гербе Полярного
темно-синий и белый цвета в верхней части герба
как раз и символизируют эти экзотические с точки
зрения жителя средней полосы явления.
Кто-нибудь из ваших юных аналитиков наверняка
обратит внимание на то, что, вопреки рассуждениям
о дефиците солнечной энергии, на гербе Апатитов
являет себя беззаботно-улыбчивый солнечный диск
с дружественными лучиками (пусть и
маленький-маленький). Похвалим автора находки за
наблюдательность, но попросим пока закрыть глаза
на апатитовое солнышко. Толкование этой фигуре
вы дадите позже (см. раздел «Копи» на с. 26).Попросим
школьников поверх каждого герба, где холодное
ночное сияние изображено, надписать слова
«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ», а где видны другие признаки
северной неприветливости этой территории — иные
соответствующие слова («заснеженные скалы»,
«море — не голубое», «лед» и т.п.). Образец такой
аналитической обработки карты показан на с. 6.
Это климато-географический срез образной карты
России.
Развитие
познавательного аппетита
(методическое
отступление)
Выполняя эту работу, многие
школьники заленятся писать каждый раз полностью
«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» и начнут спрашивать, можно ли
сокращать слова. А наиболее догадливые предложат
заменить многочисленные «СЕВЕРНЫЕ СИЯНИЯ»
просто каким-то обозначением. Так школьники сами
придут к выработке необходимости условных
обозначений на карте. Вам, учителю, предстоит
лишь их тактично поощрить и направить мысль по
правильному руслу. И это намного лучше, чем то,
как в нынешних программах вводится
представление об условных знаках. Перечитайте
учебники для 6-го класса и вы увидите, что система
обучения карте и введения условных знаков в
сознание учеников носит там репрессивный
характер. Человеческая педагогика требует иного
пути приведения детей к пониманию карты: в
сознании школьников должна вызреть
внутренняя потребность картографировать и
применять картографические способы отображения
реальной территории. Интеллектуальная
потребность же в пространственном сопряжении
объектов и явлений (картографирование) вызревает
как результат накопления в сознании
определенного (уместно слово — критического)
объема информации о разноразмещенных конкретных
географических пунктах и их конкретных
характеристиках.
В ходе нашей работы дети могут сами прийти к тому,
что нет необходимости каждый раз обозначать
северное сияние, достаточно лишь показать
область его распространения (ареал), то есть
провести линию Северного полярного круга,
которая примерно (примерно, конечно)
оконтуривает с юга совокупность тех мест, где
ночное свечение неба наблюдается относительно
часто.
Так понемногу проясняется в детских мозгах
понятие ареала распространения явления. Здесь
уместно объяснить школьникам, если школьники
склонны к научной аналитике, и физический смысл
полярных кругов. |
Заметим, что для анализа образной карты
имеют значение не только наличествующие объекты,
но и отсутствующие. Мы уже обратили внимание
учеников на отсутствие или редкость голубого
цвета для обозначения моря (карта наша не
цветная, но попросим поверить на слово: яркая
синева чаще всего заменяется тусклым серебром).
На кольской карте мало еще одного
цвета — зеленого, цвета бушующей
растительности. Да и с чего бы ей бушевать при
дефиците тепла?
Зеленый цвет занимает нижние полщита на гербе
Кувшинской Салмы, но этот цвет там имеет совсем
другое значение. Какое? Если ваши мальчики знают
цвет пограничной фуражки, то они догадаются. Если
нет, толкование вы дадите, дойдя до раздела
«Черта» на с. 15).
Зеленый цвет появляется еще и на гербе
Оленегорска: черный камень или скала, на которой
стоит олень, покрыт зеленым. Голый камень, из
которого (без видимого наличия почвы) пытается
расти трава, — одно из самых сильных впечатлений,
которые получают люди, путешествующие в
окрестностях Хибин (так, по крайней мере,
сформулировал свое удивление этими ландшафтами
один художник).
В любом случае, дефицит на гербах зеленого, цвета
фотосинтеза, — это указание на малое количество
биомассы. Жизни здесь холодно. Люди, поелику это
было возможно, старались здесь не селиться.
Мы пришли к ответу, по крайней мере частичному, на
вопрос, сформулированный в конце предыдущего
раздела («Годы», с. 5).
Развитие способности
к самостоятельным умозаключениям
(методический прием)
Целесообразно теперь раскрыть учебный атлас на
тех страницах, где помещены карты средних
температур по России. Они «зазвучат» более
доходчиво. Изотермы заиграют, как проникновенные
струны. |
|