Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2003

Образная карта России. Кольский полуостров


6. ВОДА

Во имя чего потребовалось
осваивать эти земли?

Четвертый аналитический срез образной карты:

Географическое положение России. Моря.
Морские течения. морские льды. порты

Зимой в России вся вода, находящаяся на земной поверхности, замерзает. Лишь чуть-чуть открытой океанической воды плещется у самой-самой южной оконечности Дальнего Востока, но это так далеко... Лишь Черноморское побережье Кавказа не затянуто льдом, но оно уже в Азии и по большей части за хребтом, да и Черное море заперто Стамбулом. А в Европейской части живую, не скованную мертвящим морозом воду, воду почитай что открытого океана, можно зимой увидеть, как это ни парадоксально, лишь на Крайнем Севере, на баренцевом побережье Кольского полуострова. Постараемся подать детям эту информацию так, чтобы они насладились парадоксом (помните пушкинское: «И гений, парадоксов друг»). Шутка ли: субтропическое, курортно-пляжное Черное море, и то частично замерзает, а заполярное, ледовитое (относящееся к Ледовитому океану) Баренцево — круглогодично свободно ото льда.

Развитие способности к самостоятельным умозаключениям

(методический прием)

Аккуратно наведя внимание школьников на карту морских течений в атласе материков и океанов, тактично напомнив о могучей силе Кориолиса, спровоцируем детей на самостоятельное объяснение наблюдаемого феномена.

Открытая вода! Ее значение не сразу было осознано Россией. Внутриконтинентальная страна привыкла по полжизни проводить в снежно-ледовом плену и даже не сильно этим тяготилась. К зимним транспортно-географическим препятствиям здесь давно приспособились и, более того, даже заставили сковывающую зиму служить усилению транспортной циркуляции. Зимние санные пути в России часто оказывались предпочтительнее, чем колесные летние. Помните хрестоматийное некрасовское: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...».
Но зимняя скованность при общей ограниченности морских рубежей в полной мере дала о себе знать, когда страна вышла на мировую арену, когда оказалась вовлеченной в тот бесконечный процесс, который ныне модно называть глобализацией. Первая мировая война обнажила дефекты географического положения страны: все европейские порты замерзают, да еще и легко блокируются противником.
Тогда, в годы войны, и началось кипение деятельности в Кольском заливе. Спервоначалу союзники по Антанте просто выгружали грузы для России на пустой берег, но уже началось портовое строительство. Быстро вырос Романов-на-Мурмане — будущий Мурманск. Это город, которому еще пока и века не исполнилось (см. карту «Годы» на с. 5), но без которого мы уже не представляем образа России.
Н.Н. Баранский, продолжая метафору «Петербург — окно в Европу», красиво и метко назвал Мурманск зимней форточкой петербургского окна. Наша единственная европейская зимняя морская отдушина. Золотой пароход на темно-темно-синем, почти черном, полярно-ночном море!
Гром не грянет — мужик не перекрестится. Война, конечно, подхлестнула становление баренцевоморской России. Но нельзя сказать, что в предчувствии войны на этот морской фасад совсем не обращалось внимания. В 1899 г. здесь была создана крупная по тем временам военно-морская база — город Александровск, нынешний Полярный. Колокол — исторический атрибут — напоминает нам об относительно большом по здешнем меркам возрасте этого города. Золотой колокол символизирует храм св. Николая, который был возведен здесь одновременно с городом.
А еще раньше берег этот стихийно, независимо от государственной воли осваивали поморы (Кола, Островной). Изображение двух повернутых носами друг к другу ладей на гербе Островного (он же Иоканьга и Гремиха) очень красноречиво передает специфику географического положения этой точки.

Развитие способности
к самостоятельным
умозаключениям

(методический прием)

Попросите школьников раскрыть физическую карты России, где обозначены границы зимнего замерзания океанов (в период наибольшего распространения). Вдумчивого взгляда будет достаточно, чтобы понять стратегическое значение положения Островного—Гремихи. У крайней западной точки сезонного замерзания океана! Еще в открытой воде, позволяющей в любой момент выйти навстречу противнику, но максимально далеко от морской границы, от потенциального удара. Где, как не здесь, создавать тыловой эшелон морской обороны!
Островной стоит у мыса Святой Нос, на стыке Баренцева и Белого морей. Причем граница между морями — зримая. Цвет воды и ее прозрачность на траверзе мыса Святой Нос меняется буквально на глазах. Подобное происходит от встречи двух течений — мощного приливно-отливного Беломорского и Мурманского ответвления известного Северо-Атлантического течения. От столкновения водных масс случается еще одна любопытная и неприятная для мореплавателей вещь — Святоносский сулой — бурлящее волнение и водовороты. В старину архангельские поморы, ходившие за треской к Мурманскому берегу, старались обойти сулой, перетаскивая свои карбасы волоком через мыс сразу в Святоносский залив. На восточном берегу недалеко от оконечности мыса есть губа Волоковая. В 70-е годы там еще можно было найти следы этого волока. (С. Шлимонов. Русский подплав.)

На гербе Островного, где военно-морская база также начала создаваться еще до революции, а ранее здесь была морская стоянка поморов, — старинные ладьи. На гербе Полярного — парусник. На гербе Мурманска — пароход (то, что это именно пароход, а не более продвинутый теплоход, по гербу определить трудно; примем на веру слова из официального геральдического описания). В сущности, отображены три стадии развития судостроения, ранние периоды овладения морем. Сосредоточим внимание школьников на этих трех фигурах — начальных базах на Баренцевом море. Как мы установим позже (раздел «Победы» на с. 20), все остальные геральдические плавсредства, фигурирующие на этом листе образной карты, более модернизированные.
Парусник Полярного указывает еще и на то, что отсюда уходили многие наши полярные исследовательские экспедиции.
Итак, наметились общие контуры решения вопроса, который возник при анализе возраста кольских поселений (раздел «Годы» на с. 5). Освоение края длительное время сдерживалось суровостью климата и его бесплодием, лишь отдельные малочисленные народы и этнографические группы умели пропитаться здесь. Но вызревшие общенациональные потребности России, необходимость иметь всесезонный уверенный выход в открытый и незамерзающий океан для связи с миром (первая мировая война, а вскоре и вторая мировая!) вынудили русских, вопреки негостеприимности земли, массированно хлынуть к Баренцеву морю. Гербы Островного, Полярного и Мурманска содержат в себе это объяснение.