Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2003

Транспорт


ММТС

Д.В. ЗАЯЦ

ММТС — это Московская монорельсовая транспортная система, новый для нашей страны вид скоростного внеуличного пассажирского транспорта. Москву, как и многие «продвинутые» города мира, захлестнула мода на экзотический монорельс, российская столица захотела быть похожа на Токио или, на худой конец, на Вупперталь. В 1999 г. при участии правительства Москвы было создано ОАО «Московские монорельсовые дороги».
Первая очередь ММТС строится на участке между станциями метро «ВДНХ» и «Тимирязевская». Планируемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди трассы длиной 4,7 км с шестью станциями — начало ноября текущего года. Именно тогда москвичи и гости столицы смогут совершить поездку по городу на высоте двухэтажного дома. На начальном этапе по трассе будут ходить от 3 до 8 составов (в зависимости от времени суток) со средней скоростью до 40 км/ч. К настоящему времени строительство линии практически закончено: установлены все опоры, рельсы уложены на всем протяжении. Усиленные рельсовые звенья закреплены над пересечением ММТС с Октябрьской железной дорогой. В последние недели перед пуском ведутся отделочные работы на станциях, происходит обкатка подвижного состава, благоустраивается территория вдоль линии.
Станции монорельсовой системы представляют собой приподнятые на опорах над поверхностью земли платформы. Пять станций из шести имеют островную платформу между путями противоположных направлений (как в классическом метро) и лишь одна («Улица академика Королева») — две боковые платформы. Подъем пассажиров на станции будет осуществляться при помощи эскалаторов и лестниц, а спуститься, вероятнее всего, можно будет только по лестницам.
Подвижной состав для ММТС — обтекаемые каплеобразные бело-голубые составы из 6 коротких вагонов, соединенных «гармошкой», — закуплен у швейцарской фирмы Intamin. Каждый состав рассчитан на перевозку 200 пассажиров. Управление поездом может проходить в автоматическом режиме, но в головном вагоне состава, по крайней мере на первых порах, все же будет находиться машинист в качестве некоего психологического фактора.
По поводу проекта московского монорельса сломано немало копий. Стоило ли столичному правительству вкладывать деньги в амбициозный проект? Ведь в городе далеко не решена транспортная проблема на более низком, «домодернистском» уровне: заморожено строительство многих веток метрополитена, существует значительная потребность в развитии сети трамвая и троллейбуса, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы москвичам, идет улучшение дорожной сети. Еще не до конца снят вопрос о безопасности монорельсовой системы. Что будет с составом и людьми, если произойдет авария? Любое ЧП на высоте 6 м чревато неприятностями. Не совсем понятно, скоро ли ММТС сможет окупиться, достаточен ли будет пассажиропоток на такой, по сути своей локальной, рельсовой системе, притом на большей части своей протяженности дублированной наземными видами транспорта — трамваями, автобусами, троллейбусами. Похоже, что направление для первого, или, как теперь принято говорить, пилотного, участка выбрано не совсем верно. Для Москвы характерны в основном радиальные, а не хордовые потоки пассажиров. Основное направление транспортных связей в столице — центр—пригород. Не вдаваясь глубоко в суть всех этих споров, уже сейчас следует признать, что возведение тяжеловесной эстакады монорельса явно не улучшило вид многих архитектурных памятников севера Москвы: Останкинского дворца-музея, телебашни, главного входа ВВЦ и других.
Вторая очередь монорельсовой дороги пройдет от депо на улице Сергея Эйзенштейна вдоль улицы Вильгельма Пика до станции метро «Ботанический сад». Эти работы планируется завершить к 2005 г. В случае удачного эксперимента с монорельсом в Москве подобные проекты могут быть разработаны и для других городов страны, например для Ханты-Мансийска или Сочи. Но это произойдет только в том случае, если монорельс докажет, что он не амбициозный и дорогостоящий аттракцион, а полноценное транспортное средство, доступное рядовому москвичу.