Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2003

Официально


Главному редактору еженедельника «География»
О.Н. КОРОТОВОЙ
121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24
Издательский дом «Первое сентября»

Уважаемая Ольга Николаевна!

Внимательно прочитал Ваше Открытое письмо от 12.09.2003 г. № 25-9-32/162, адресованное мне, а также ознакомился с опубликованными материалами, связанными с проектом нового базисного учебного плана (БУП) для начального общего и основного общего образования Министерства образования Российской Федерации. Позволю себе, не как специалисту, а как депутату Государственной Думы, основывающему свое мнение на многочисленных письменных и устных обращениях избирателей, высказать некоторые суждения на изложенные в БУП положения, в том числе и по предлагаемому в нем сокращению учебных часов на изучение географии (да и биологии) в 6-м и 7-м классах с 2 до 1 в неделю, а также по перенесению экономико-политической части географии в другой предмет — «Обществоведение». Согласен с Вашей точкой зрения, высказанной в указанном письме, что такое изменение «имеет определенный политический подтекст и ставит долговременные политические цели».
Поддерживаю заключение академика РАО В.П. Максаковского и профессора, доктора географических наук В.П. Дронова, в котором они пишут: «Детальное знакомство с представленным проектом БУП создает твердое убеждение в дискриминационном отношении его разработчиков к одному из классических школьных предметов, что не может не вызвать решительного протеста» («География», № 32 (711)). В № 35 (714) «Географии» заслуженная учительница Российской Федерации М.В. Смирнова (г. Москва) отмечает, что ЮНЕСКО прогнозирует географии в XXI в. престижную роль, предсказывая своего рода географический ренессанс. В «Российской газете» от 10.09.2003 г., № 34 (37), Маргарита Шиц пишет, что XXI век во всем мире объявлен веком биологии.
Учитывая вышеназванные суждения и многочисленные высказывания избирателей по рассматриваемым проблемам, допускаю, что изменения в БУП по этим предметам, как в частях целого, отражают социально-экономический, политико-идеологический аспекты глобализации. Более того, полагаю с известным основанием, что рассматриваемые проблемы модернизации преподавания в российской школе являются отзвуком более широкого процесса, именно включения образования нашей страны в так называемый Болонский процесс, который является по сути своей планом реформирования системы образования во всех странах Европы в духе и под единый стандарт глобализации. Но ведь общепризнанно, и реформаторам это известно, что в нашей стране была создана лучшая в мире система образования. И вот теперь нам предлагают от нее отказаться, то есть добровольно лишить себя имеющегося преимущества.
Что касается географии, то это означает умалить 300-летний опыт ее преподавания в нашей стране. В выступлениях в печати, на собраниях, на телевидении, по радио ученых, специалистов, учителей указывается на то, что под лозунгом модернизации содержания образования на самом деле осуществляется попытка свертывания естественнонаучного образования, развала существующей системы школьного, в том числе географического и биологического, образования.
Учитывая вышеизложенное, считаю обоснованным, если депутаты Государственной Думы, и прежде всего члены ее Комитета по образованию и науке, решат заслушать сообщение Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова о проекте нового базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования с тем, чтобы определить свою позицию по указанному БУП. Как депутат Государственной Думы поддерживаю предложения ученых В.П. Максаковского и В.П. Дронова восстановить традиционное положение географии в учебном и воспитательном процессах школы, широко использовать все прогрессивное в трехсотлетнем российском опыте преподавания, подготовке кадров учителей, ученых. Следует всесторонне, комплексно, с учетом интеграционных процессов в сфере знаний обсудить пути, методы дальнейшего совершенствования преподавания географии, вооружения молодого поколения сведениями о природных богатствах, социально-экономическом потенциале нашей страны, о ее месте и роли в мировом сообществе.