Главному редактору еженедельника
«География»
О.Н. КОРОТОВОЙ
121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24
Издательский дом «Первое сентября»
Уважаемая Ольга Николаевна!
Внимательно прочитал Ваше Открытое письмо от
12.09.2003 г. № 25-9-32/162, адресованное мне, а также
ознакомился с опубликованными материалами,
связанными с проектом нового базисного учебного
плана (БУП) для начального общего и основного
общего образования Министерства образования
Российской Федерации. Позволю себе, не как
специалисту, а как депутату Государственной
Думы, основывающему свое мнение на
многочисленных письменных и устных обращениях
избирателей, высказать некоторые суждения на
изложенные в БУП положения, в том числе и по
предлагаемому в нем сокращению учебных часов на
изучение географии (да и биологии) в 6-м и 7-м
классах с 2 до 1 в неделю, а также по перенесению
экономико-политической части географии в другой
предмет — «Обществоведение». Согласен с Вашей
точкой зрения, высказанной в указанном письме,
что такое изменение «имеет определенный
политический подтекст и ставит долговременные
политические цели».
Поддерживаю заключение академика РАО В.П.
Максаковского и профессора, доктора
географических наук В.П. Дронова, в котором они
пишут: «Детальное знакомство с представленным
проектом БУП создает твердое убеждение в
дискриминационном отношении его разработчиков к
одному из классических школьных предметов, что
не может не вызвать решительного протеста»
(«География», № 32 (711)). В № 35 (714) «Географии»
заслуженная учительница Российской Федерации
М.В. Смирнова (г. Москва) отмечает, что ЮНЕСКО
прогнозирует географии в XXI в. престижную роль,
предсказывая своего рода географический
ренессанс. В «Российской газете» от 10.09.2003 г., № 34
(37), Маргарита Шиц пишет, что XXI век во всем мире
объявлен веком биологии.
Учитывая вышеназванные суждения и
многочисленные высказывания избирателей по
рассматриваемым проблемам, допускаю, что
изменения в БУП по этим предметам, как в частях
целого, отражают социально-экономический,
политико-идеологический аспекты глобализации.
Более того, полагаю с известным основанием, что
рассматриваемые проблемы модернизации
преподавания в российской школе являются
отзвуком более широкого процесса, именно
включения образования нашей страны в так
называемый Болонский процесс, который является
по сути своей планом реформирования системы
образования во всех странах Европы в духе и под
единый стандарт глобализации. Но ведь
общепризнанно, и реформаторам это известно, что в
нашей стране была создана лучшая в мире система
образования. И вот теперь нам предлагают от нее
отказаться, то есть добровольно лишить себя
имеющегося преимущества.
Что касается географии, то это означает умалить
300-летний опыт ее преподавания в нашей стране. В
выступлениях в печати, на собраниях, на
телевидении, по радио ученых, специалистов,
учителей указывается на то, что под лозунгом
модернизации содержания образования на самом
деле осуществляется попытка свертывания
естественнонаучного образования, развала
существующей системы школьного, в том числе
географического и биологического, образования.
Учитывая вышеизложенное, считаю обоснованным,
если депутаты Государственной Думы, и прежде
всего члены ее Комитета по образованию и науке,
решат заслушать сообщение Министра образования
Российской Федерации В.М. Филиппова о проекте
нового базисного учебного плана для начального
общего и основного общего образования с тем,
чтобы определить свою позицию по указанному БУП.
Как депутат Государственной Думы поддерживаю
предложения ученых В.П. Максаковского и В.П.
Дронова восстановить традиционное положение
географии в учебном и воспитательном процессах
школы, широко использовать все прогрессивное в
трехсотлетнем российском опыте преподавания,
подготовке кадров учителей, ученых. Следует
всесторонне, комплексно, с учетом интеграционных
процессов в сфере знаний обсудить пути, методы
дальнейшего совершенствования преподавания
географии, вооружения молодого поколения
сведениями о природных богатствах,
социально-экономическом потенциале нашей
страны, о ее месте и роли в мировом сообществе.
|