Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2003

Интеграция знания


О возможностях междисциплинарного формирования
образа России
у учащихся 8-х классов

И.Л. ТХУГО
учитель географии школы № 1922 г. Москвы,
старший научный сотрудник НИИ развития образования

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Стремительные изменения, которые произошли в мире и в стране, новые цели и задачи, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии, не позволяют строить современную систему обучения по курсу «География России» на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Требуется пересмотреть все его составляющие: цели и задачи, методологию, структуру, содержание, методику. Более последовательно и широко использовать такие основополагающие принципы, как гуманизация, социологизация, экологизация и другие, такие научно-методические подходы, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т.д. Решению этих задач служит интеграция образовательных и предметных областей.
Курс «География России» — комплексный страноведческий курс. Страноведение — одно из важнейших звеньев всей системы географических наук и находится на магистральном направлении ее развития. Н.Н. Баранский писал: «Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или малый) во всем их своеобразии — природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов — главное содержание географических работ».
Главная задача комплексного страноведения состоит в создании целостных и как можно более широких по своему содержанию характеристик различных территорий, прежде всего стран и районов. В таких характеристиках методами географии, истории и смежных наук, образностью искусства и литературы необходимо создать образ территории, выявить ее своеобразие. Диапазон таких характеристик весьма широк: по афористичному определению Н.Н. Баранского, «от геологии до идеологии». Они отражают определенные качества территории: особенности политической системы, своеобразие культуры и литературы, религиозной жизни и др. Образ территории — это результат соединения научных знаний о ней и художественного восприятия, составная часть комплексного страноведения.
Одним из вариантов решения этой задачи могут служить межпредметные связи школьных учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла. В настоящее время происходит дезинтеграция социально-гуманитарного обучения, есть многочисленные примеры разрыва между содержанием учебных курсов в школе и одновременно дублирования отдельных тем. А это создает отсутствие системного эффекта в образовании. Школьники получают разрозненные сведения по различным предметам, у них не формируется единый образ своей страны, благодаря которому воспитываются гражданская позиция и патриотизм. К сожалению, этап интеграции, синтеза знаний, получаемых по разным предметам, в большей степени перекладывается на учеников, которые не подготовлены к этому.
Примеры дезинтеграции, разброса во времени и пространстве, дает анализ учебных программ в 8-х классах по географии, истории, литературе и мировой художественной культуре. Примерно в одно и то же время, параллельно, школьники изучают:

№урока
в году
География  История Литература Мировая художественная культура (МХК)
3 Границы России Развитие Французской революции ХVII в. Лирическая песня
как жанр народной обрядовой песни
Наскальная
живопись первобытного человека
18 Реки
России
Начало крушения колониализмав Латинской Америке Образ Пугачева в повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Афинский Акрополь

Во втором полугодии по истории восьмиклассники изучают курс «История государства и народов России, ХIХ в.», и здесь программы выглядят так:


урока
в году
География История Литература Мировая художественная культура (МХК)
40 Полупустыни,
пустыни, субтропики
Внутренняя политика Александра Iпосле войны 1812 г. Л.Н. Толстой «После бала» Культура
мусульманского мира.
Особенности архитектуры
54 География
русского языка
Социально-экономическое развитие страны в эпоху реформ 1860—1870 гг. Трагические и комические сцены поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» Культура итальянского Возрождения.
Европейская картина

При таком построении учебных курсов сформировать образ России затруднительно даже для взрослого человека, не говоря уже об учащихся 8-х классов.
Близость отдельных тем рассмотрим на следующих примерах: по географии — «Этническая мозаика России», по истории — «Национальная политика Александра II», «Религиозная и национальная политика Александра III»; по географии — «Города России» и «Сельская Россия», по истории — «Новые черты в жизни города и деревни в 80—90-х годах ХIХ в.», по литературе — «Тема Родины в лирике Н. Рубцова», по МХК — «Деревянное строительство в Киевской Руси» и «Каменное зодчество Древней Руси», но изучаются эти темы в разное время в течение учебного года.
Насколько эффективнее и продуктивнее была бы работа и прочнее знания по предметам при следующем параллельном построении изучаемых тем:


урока
в году
География История Литература Мировая
художественная культура (МХК)
x Особенности  рельефа
России
Кавказская война Поэма
М.Ю. Лермонтова
«Мцыри»
Культура мусульманского
мира
y География  России
русского языка
Художественная культура народов
в 80—90-х годах
ХIХ в.
Исторические народные песни Культура Киевской Руси IХ—ХI вв.

Каждый учебный предмет имеет свою внутреннюю логику построения и структуру учебного материала, но без учета содержания и структуры смежных предметов сложно, а порой и невозможно достичь высоких результатов в усвоении учащимися знаний. Синхронность в изучении общих вопросов разных предметов высокоэффективна, хотя и не всегда возможна.
Для преодоления дезинтеграции необходим единый содержательный смысловой стержень, который позволит усилить фундаментальный характер и практическую направленность образования. Поэтому встает задача всемерного творческого использования учителем тех возможностей в осуществлении межпредметных связей, которые дают современные школьные программы.
Программы, предложенные Министерством образования РФ, и поурочные планы разных авторов, по которым работает подавляющая часть учителей страны, не позволяют организовать систему тесных межпредметных связей в классной работе, они предоставляют возможности лишь для проведения единичных интегрированных уроков. Опытные, творчески работающие педагоги широко используют внеклассные, внеурочные межпредметные мероприятия. Но этого недостаточно для решения поставленных проблем. Мне кажется, что специалистам Министерства образования, составляющим программы по предметам на базе новых, еще не опубликованных образовательных стандартов, необходимо не замыкаться в узких рамках своего предмета, а скорректировать программы смежных предметов в соответствии с новыми требованиями перехода школы на профильное обучение.
Возможность таких преобразований — дело будущего. Но в настоящее время инициатива и творческий подход школьных учительских коллективов позволяют надеяться на возможность организации межпредметного формирования образа России.