О возможностях междисциплинарного
формирования
|
№урока в году |
География | История | Литература | Мировая художественная культура (МХК) |
---|---|---|---|---|
3 | Границы России | Развитие Французской революции ХVII в. | Лирическая
песня как жанр народной обрядовой песни |
Наскальная живопись первобытного человека |
18 | Реки России |
Начало крушения колониализмав Латинской Америке | Образ Пугачева
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
Афинский Акрополь |
Во втором полугодии по истории восьмиклассники изучают курс «История государства и народов России, ХIХ в.», и здесь программы выглядят так:
№ урока в году |
География | История | Литература | Мировая художественная культура (МХК) |
---|---|---|---|---|
40 | Полупустыни, пустыни, субтропики |
Внутренняя политика Александра Iпосле войны 1812 г. | Л.Н. Толстой «После бала» | Культура мусульманского мира. Особенности архитектуры |
54 | География русского языка |
Социально-экономическое развитие страны в эпоху реформ 1860—1870 гг. | Трагические и комические сцены поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Культура итальянского
Возрождения. Европейская картина |
При таком построении учебных курсов
сформировать образ России затруднительно даже
для взрослого человека, не говоря уже об учащихся
8-х классов.
Близость отдельных тем рассмотрим на следующих
примерах: по географии — «Этническая мозаика
России», по истории — «Национальная политика
Александра II», «Религиозная и национальная
политика Александра III»; по географии — «Города
России» и «Сельская Россия», по истории — «Новые
черты в жизни города и деревни в 80—90-х годах ХIХ
в.», по литературе — «Тема Родины в лирике Н.
Рубцова», по МХК — «Деревянное строительство в
Киевской Руси» и «Каменное зодчество Древней
Руси», но изучаются эти темы в разное время в
течение учебного года.
Насколько эффективнее и продуктивнее была бы
работа и прочнее знания по предметам при
следующем параллельном построении изучаемых
тем:
№ урока в году |
География | История | Литература | Мировая художественная культура (МХК) |
---|---|---|---|---|
x | Особенности
рельефа России |
Кавказская война | Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» |
Культура
мусульманского мира |
y | География России русского языка |
Художественная
культура народов в 80—90-х годах ХIХ в. |
Исторические народные песни | Культура Киевской Руси IХ—ХI вв. |
Каждый учебный предмет имеет свою
внутреннюю логику построения и структуру
учебного материала, но без учета содержания и
структуры смежных предметов сложно, а порой и
невозможно достичь высоких результатов в
усвоении учащимися знаний. Синхронность в
изучении общих вопросов разных предметов
высокоэффективна, хотя и не всегда возможна.
Для преодоления дезинтеграции необходим единый
содержательный смысловой стержень, который
позволит усилить фундаментальный характер и
практическую направленность образования.
Поэтому встает задача всемерного творческого
использования учителем тех возможностей в
осуществлении межпредметных связей, которые
дают современные школьные программы.
Программы, предложенные Министерством
образования РФ, и поурочные планы разных авторов,
по которым работает подавляющая часть учителей
страны, не позволяют организовать систему тесных
межпредметных связей в классной работе, они
предоставляют возможности лишь для проведения
единичных интегрированных уроков. Опытные,
творчески работающие педагоги широко используют
внеклассные, внеурочные межпредметные
мероприятия. Но этого недостаточно для решения
поставленных проблем. Мне кажется, что
специалистам Министерства образования,
составляющим программы по предметам на базе
новых, еще не опубликованных образовательных
стандартов, необходимо не замыкаться в узких
рамках своего предмета, а скорректировать
программы смежных предметов в соответствии с
новыми требованиями перехода школы на
профильное обучение.
Возможность таких преобразований — дело
будущего. Но в настоящее время инициатива и
творческий подход школьных учительских
коллективов позволяют надеяться на возможность
организации межпредметного формирования образа
России.