Какой должна быть географияПетр Алексеевич Кропоткин
(1842—1921) — личность выдающаяся. Князь по
происхождению, он в основном известен как
анархист и революционер по образу мышления,
меньше — как путешественник и
исследователь-географ, совсем мало — как
просветитель, энциклопедист, публицист. В
течение ХХ в. 10 лет назад впервые на русском языке появился
(«География», № 15—16/93, с. 4—5) русский перевод с
французского оригинала (хранящегося в
Рукописном отделе Российской государственной
библиотеки) статьи, написанной без малого
120 лет назад. И как современно, действенно
звучат мысли географа, как заинтересованно
читаются его соображения о географии как
школьном предмете! По прочтении этой фактически
затерянной, все еще недооцененной публикации так
и хочется донести размышления соотечественника
до современных географов, соотнести его позиции
и прозрения с нынешними представлениями и
положением географии. «Легко было предвидеть, что великое возрождение естественных наук, свидетелем которого наше поколение имело счастье быть на протяжении уже 30 лет, равно как и новое направление, представленное в научной литературе фалангой выдающихся людей, которые осмелились выразить в понятной для рядового учителя форме результаты самых сложных научных исследований, принесет что-то вроде возрождения географии». Интересно, что в нашей стране и спустя столетие несколько поколений также считали себя свидетелями великого развития естественных наук и современниками фаланги выдающихся ученых. Сложность научных исследований возросла многократно, а вот степень доступности их результатов (в рамках научного знания) для рядового учителя, похоже, снизилась. О «возрождении» географии поговорим в конце отдельно. «Эта наука, которая восприняла законы, открытые смежными областями науки, и показала их взаимодействие и взаимовлияние на поверхность Земли, не могла остаться в стороне от общего научного движения, и теперь мы наблюдаем пробуждение интереса к географии, очень напоминающее общий интерес, который она вызывала у прошлого поколения в первой половине века». А мы-то думали (как нас и учили в прошлом веке), что обнаружение взаимодействия природных компонентов и их взаимовлияния на поверхность Земли — это достижение второй половины ХХ в.! И необходимость комплексного познания элементов природы — наше изобретение. Оказывается — истоки еще в первой половине XIX в. Вот что значит отрыв от европейской цивилизации (и незнание языков) на протяжении большей части ХХ в. «...Нынешние путешествия в Арктику и изучение глубин морей, также еще более неожиданные достижения в биологии, климатологии, антропологии и сравнительной этнографии придали географическим работам такую привлекательность и такое значение, что сами методы описания Земли в конце концов подверглись глубоким изменениям». Не правда ли, буквально слово в слово мог бы
написать наш современник в самом конце ХХ в. и был
бы совершенно прав. И Арктика, и изучение глубин
морей, и неожиданные достижения в биологии,
климатологии, антропологии... «...Неудивительно, что как описания путешествий, так и общегеографические работы снова стали наиболее популярными среди читателей». А вот тут, увы, ситуация, нами переживаемая,
совсем иная. «...К нашему изумлению, оказалось, что науку — самую привлекательную и поучительную для людей всех возрастов — мы ухитрились превратить в один из самых сухих и бессмысленных предметов...» В географической и учительской среде давно уже слышны сетования на то, во что мы ухитрились превратить увлекательнейший предмет. Не легче от того, что подобные сетования раздавались свыше ста лет назад. Вопрос в том, неужели нынче положение географии как предмета преподавания хуже, чем было в 1885 г.? «Едва ли есть другая наука, которую можно сделать столь же увлекательной для ребенка, как география, равно как и сильнейшим инструментом развития человеческого ума». Ныне, когда количество предметов («наук»), могущих увлечь ребенка, резко уменьшилось, наверное, в ряд с географией можно поставить и другие. Но она имеет всё же основания стать интересной для ребенка — это факт непреложный. А вот становится ли на самом деле — это (как и во многих других направлениях) раньше зависело только от увлеченности и самого педагога, а на нашей памяти — и от спускаемых сверху программ и министерских установок. «Дети небольшие почитатели природы как таковой, если она не имеет ничего общего с Человеком. Эстетическое чувство, которое играет такую большую роль для воодушевления натуралиста, очень слабо в ребенке. Ребенок все привязывает к человеку, к его борьбе с препятствиями, к его поступкам. Его интересуют человеческие драмы, или... рассказы об охоте, рыбной ловле, морских путешествиях, борьбе с опасностями, об обычаях и манерах, традициях и переселениях; все это одно из лучших средств для развития в ребенке страсти к изучению природы. Некоторые нынешние “педагоги” стремятся убить в ребенке воображение». А вот тут я бы поспорил с мэтром. Дети — большие
почитатели природы. Иначе почему они так любят
идти гулять (хотя бы во дворик), отправляться в
путешествия в мечтах и наяву? Другое дело, они не
умеют (не считают нужным, настолько это само
собой) словами выразить свое «почитание». И
эстетическое чувство не слабо в ребенке. Иначе
откуда детские годы, особенно проведенные на
природе, в зрелости видятся столь светлыми и
дорогими сердцу. Вообще-то ребенка интересует
всё, человеческие драмы, наверное, меньше
другого; страсть к познанию природы, как и другие
увлечения, возникает в процессе воплощения, к
географии — через путешествия и собственные
перво- и последующие открытия. «География должна выполнять и другую, более важную задачу. Она должна научить нас с самых ранних лет, что мы все братья, к какой бы нации мы ни принадлежали. В наше время войн, национального самомнения, самоутверждения и шовинизма, которые умело подогреваются людьми, преследующими собственные, эгоистические личные или классовые цели, география должна быть — насколько школа может это сделать в противовес враждебным влияниям — средством опровержения этих предрассудков и создания иных представлений, более отвечающих человечности». Тут, пожалуй, устами Кропоткина говорит больше
социалист, чем географ. География (как и другие
гуманитарные предметы) может способствовать
интернационализму, как мы теперь говорим, но —
«должна»?! «Есть еще и третья, еще более грандиозная [задача], — рассеять воспитанные в нас предрассудки относительно “низших рас”. Это особенно важно в эпоху, когда все заставляет нас предвидеть, что мы вскоре вступим с ними в гораздо более тесные контакты, чем когда-либо раньше...» Здесь прозорливое видение сочетается, похоже, с социальным идеализмом. Не кажется ли вам, что прошедшее столетие сильно поколебало надежды на возможность всеобщего равноправия, независимо от уровня развития той или иной расы? И дело не в предрассудках. И послужили этому именно более тесные контакты. «География, во-первых, должна быть наукой о законах, которые управляют процессами изменения лика Земли. Законы эти — как бы ни были несовершенны наши нынешние знания о них — касаются формирования континентов и их исчезновения, их прошлых и настоящих границ, направлений действия различного рода стихийных сил». Чтобы высказать такую мысль сто двадцать лет
тому назад, когда география была в расцвете
своего описательного предназначения, нужно было
обладать поистине незаурядными прозорливостью и
смелостью. Изменение лика Земли проходит больше
по департаменту геологии, но наукой о законах
география стала-таки. А.А. НИКОНОВ,
|