Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №43/2003

Впечатление


На Сахалине

И.Д. Мызников
студент географического факультета
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Фото автора

Летом подвернулась возможность подзаработать. На севере острова строят автодорогу в рамках одного из грандиозных проектов. Должен появиться огромный нефтеперерабатывающий комплекс.
В аэропорту Южно-Сахалинска нас встречали свежий прохладный воздух, яркая густая зелень. Авиатранспорт — самый удобный способ сообщения с материком и почти такой же по цене, как железнодорожный.

Поезд Ноглики—Южно-Сахалинск. Станция Ныш
Поезд Ноглики—Южно-Сахалинск.
Станция Ныш

На пароме пересекать море долго (18 часов) и ненадежно.
Первое впечатление от города — чистый, уютный, зеленый. Территория спланирована удобно: две главные улицы пересекаются множеством поперечных. Портят картину недостроенные здания из серых блоков. Что за причина долгостроя? Может быть, кризис? Или землетрясение, полностью уничтожившее поселок Нефтегорск, который был построен как раз из таких блоков? Нет горячей воды, зато холодная идет почти без хлорки.
Город заполонили машины и автобусы из Японии, Кореи, попадаются и европейские, но уже смело можно переводить движение на левостороннее. В городе нет муниципального общественного транспорта, пассажирские перевозки взяли на себя частники. По улицам снуют маршрутки, в некоторых из них есть льготы различным категориям граждан.
Сразу замечаешь характерную черту в поведении сахалинцев — внимательность. Спросишь, где лучше выходить, — и весь автобус начинает давать советы. То же на улице: на вопрос, как пройти туда-то, вам ответит любой, если же не поймете, тогда проведут и точно покажут, где что находится. Разговаривая с местным, узнаешь, где какая рыба и сколько ее будет в этом году. Тебя обязательно спросят: «Как там, на Большой земле?»
Есть два вещевых уличных рынка. На одном из них торгуют ширпотребом из Турции, а другой китайский. А надежда, что здесь дешевые морепродукты, не оправдалась: например, на красную рыбу цена почти такая же, как в Иркутске; правда, говорят, во время нереста будет дешевле. Большинство даров моря идет на продажу, причем нелегально. За границу сбывать выгоднее, у себя остается мало.
Лучше всего ехать на север острова по железной дороге. Она не электрифицирована, а колея узкая — 1067 мм; часть полотна была построена еще японцами. Рельсы старого японского стандарта, короткие, и колеса стучат очень часто. Пассажирские поезда такие же, как на материке, — вагоны нового европейского стандарта, есть спальные вагоны, купейные и плацкартные; общих вагонов нет. Купейные — как в обычных поездах, плацкартные же выглядят по-иному: самолетные кресла в два ряда, правда, спинки откидываются плохо — не поспишь; а так в вагонах красиво, не тесно.

Узкоколейка Ноглики—Оха (750 мм). Мост через Тымь — он сделан под стандартную российскую колею

Узкоколейка Ноглики—Оха (750 мм).
Мост через Тымь — он сделан
под стандартную российскую колею

Конечный пункт железной дороги — районный центр Ноглики — расположен недалеко от берега Охотского моря, рядом с устьем самой многоводной и длинной реки острова — Тымь. Далее на север проведена еще более узкая колея (750 мм), по которой можно проехать до города Оха. Большинство же пассажиров пользуются автобусами.
По Ногликам ходят японские машины. Движение довольно плотное для такого населенного пункта. Центр состоит из капитальных пятиэтажек. Каменные дома соседствуют со старыми деревянными. В отличие от областного центра, здесь есть и общественный транспорт и частные маршрутки. Приметное строение — новая церковь. Похоже, что население не бедствует: много магазинов, автотранспорта, цены московского уровня.
Из поезда Южно-Сахалинск—Ноглики можно увидеть довольно много. Самое интересное — ехать по берегу Охотского моря. Его можно видеть на протяжении почти ста семидесяти километров. Мощный прибой слышится даже в грохочущем поезде. Состав делает короткие остановки.
В открытое окно ветер доносит морские брызги. Огромные волны докатываются почти до рельсов.
(В юго-западной части острова есть еще один большой участок, где железная дорога идет по самому берегу Татарского пролива — это уже ближе к Японскому морю.)
На Сахалине многому удивляешься: тут «все не так». Летние муссоны нестабильны, лето может быть и сухим, и влажным. Летом 2003 г. за первых два месяца было 4 коротких дождя, стояла непрекращающаяся жара: муссоны обходили Сахалин стороной. Обычно летом преобладают моросящий дождь, туман. Северная половина острова более морозная зимой и более теплая летом, чем южная. В целом же температурный режим позволяет без хлопот выращивать многие сельскохозяйственные культуры. Зимой выпадает от трех до шести метров снега. Движение на железных дорогах нередко полностью останавливается. В горах снежники лежат до середины августа.

Церковь в Ногликах
Церковь в Ногликах

Чем севернее, тем меньше поселений. Вокруг болота. Создается впечатление, что едешь по тундре, хотя здесь всего лишь пятидесятая параллель. На небольших станциях почти полное отсутствие жизни. Зарастают травой пути. Покосились здания вокзалов. Выходим на станции Ныш. Кругом стоит строительная техника.
От станции Ныш на восток, к Луньскому заливу Охотского моря, строят автодорогу длиной 57 км. Сейчас в рамках проекта «Сахалин-2» начинают разрабатывать нефтяные месторождения на северо-востоке острова, уже действует несколько буровых, нефть из них качают прямо в танкеры. Заказчики — американцы. Лет через пять здесь появится производство с полным циклом добычи и переработки нефти.
Лесные ресурсы острова отличаются высоким качеством, но их легкая доступность привела к тому, что леса вырублены на сотнях гектаров. Сейчас вместо тайги произрастают вторичные березово-ольховые леса. Высока и стройна сахалинская ель. Кедр как в горах, так и на равнинах произрастает только в виде стланика. Ольха здесь снова становится деревом, как и в Европейской России, а в Сибири она растет в виде кустов. Многие травы приняли на острове гигантские формы. Лопухи достигают высоты двух метров с диаметром листа до метра. Растут они во всех долинах рек. Черничные кусты — тоже великаны, до метра; ягода крупнее, чем на материке, и ее очень много, по вкусу напоминает черноплодную рябину. Оставшийся лес выглядит как сибирская тайга с непроходимыми чащобами и густым подлеском. Такие картины можно наблюдать в глубине острова.
Приближаясь к Охотскому морю, словно продвигаешься по Сибири с юга на север, только природные зоны меняются гораздо быстрее. Лес постепенно редеет. Появляются низкие лиственницы с кронами, направленными в одну сторону, а с определенной высоты ветви клонятся книзу. Недалеко от моря начинается настоящая тундра, дует холодный резкий ветер, все покрыто густым туманом. В десяти километрах от берега стоит жара под тридцать градусов, а здесь температура едва ли поднимается до пятнадцати.
На Охотском море можно и в июле встретить льды. Конечно, такая погода здесь бывает не всегда, но все-таки преобладает. В редкие дни затишья начинают свою атаку на все живое кровососущие насекомые. Особенно свирепствуют комары. Лиственницы начинают зеленеть только в середине июля. Распускаются ярко-синие ирисы. Спеет ягода, в основном это морошка и гонобобель (голубика).

Старый японский паровоз
Старый японский паровоз

На берегу Луньского залива — горячие источники с температурой до семидесяти градусов. (Чтобы искупаться, приходилось разбавлять, наливая в ванны холодную воду.) Источники бьют на территории в один гектар, в холодную погоду их легко заметить по обильным испарениям. В устроенной ванне приятно выкупаться после тяжелого дня. Это место пользуется широкой популярностью, приезжают из разных стран. Такие мелководные заливы, как Луньский, распространены на Сахалине и часто отгораживают основное море от острова. Шум моря слышно за пять километров.
На берегу моря нам повезло с погодой: жарко, безветренно. Невысокие волны накатывались на пляж, он здесь шириной до ста метров. А вода оказалась ледяной; только тюлени чувствовали себя в море прекрасно.
Стоящий прямо на берегу поселок выглядел заброшенным, и все же жизнь тут еще есть: работает метеостанция, ловится красная рыба. Лет пятнадцать назад отсюда в огромных количествах вывозили морем лес. До сих пор берега усеяны гниющими бревнами.
С двух баркасов огромными сетями ловили красную рыбу; улов оказался богатым. В небольших лагунах рыба собирается стаями, готовится к продвижению вверх по рекам. Красноперка идет еще в июне; горбуша, кета, семга, кумжа, голец идут с середины до конца лета. Во время нереста большие реки переполняются рыбой. Ее можно вылавливать чуть ли не лопатой. Лучше ловить рыбу непосредственно в море. Во время захода в реки она теряет свои вкусовые качества.

Так реки впадают в Охотское море
Так реки впадают в Охотское море

Интересно разглядывать карту острова. Каких только названий тут не встречается! Реки Нарьян-Мар, Енисейская, Камелия, Аральская. Мысы Москвы, Химимбанч, Най-Най. Гора Байкал. Заливы Помрь, Неурту, Чайво, Пильтун. Поселки Забайкалец, Гастелло, Комрво, Арги-Паги (в переводе на русский с языка нивхов Кета-Горбуша). Здесь Казань встречается с Парижем и Гомелем (названия вершин гор); Чехов с Арканзасом (поселок и река); Кострома впадает в Татарский пролив, Лена течет в реку Оттаву; совсем рядом друг с другом расположились вершины Геркулес, Кобальт и Аллах. На небольшой территории перемешались топонимы и гидронимы чуть ли не со всего мира. Местные названия непривычные, подчас труднопроизносимые. А принесенные замечаешь сразу.
Сахалин наравне с Японией встречает солнце одним из первых регионов: не только Япония — страна восходящего солнца, но и наша тоже.

На берегу Охотского моря
На берегу Охотского моря

Множество портов создают уникальные условия для развития связей с материком и другими странами. Некоторые порты не замерзают, например Корсаков. Широко разрекламированный проект соединения острова с материком мостом или туннелем пока так и остался на бумаге. Но уже начались работы по перешивке колеи под российский стандарт (1520 мм), и можно предположить, что когда-нибудь мы будем ездить на остров на поезде без паромных пересадок.
Кто не был здесь — тому стоит побывать, увидеть чрезвычайно разнообразную природу, почувствовать, как восток встречается с западом. Если есть возможность, лучше приехать не в Европу, не на Средиземное море, а сюда, на край России, на Сахалин, почувствовать огромные размеры нашей страны.

Луньский залив. Здесь же расположены горячие источники. Через пять лет здесь будут добывать нефть

Луньский залив.
Здесь же расположены горячие источники.
Через пять лет здесь будут добывать нефть