Образная карта
России. Среднерусское Черноземье (запад) |
1. МЕСТО
Где лежит территория на земном шаре,
кто ею управляет
Привязка образной карты к карте
общегеографической
Координаты.
Административное деление
и соседи России
На рассматриваемом листе образной карты — та
часть Центрально-Черноземного района, которая
лежит в бассейнах Днепра и Северского Донца. Эта
территория почти точно, за некоторыми изъятиями,
совпадает с границами Белгородской и Курской
областей. Но повременим сообщать это школьникам.
Начнем работу как раз с предложения учащимся
привязать лист образной карты к карте
общегеографической (или, если таковой не имеется,
то к картам физической и
административно-политической).
Организуйте работу детей в малых группах.
Пусть одни группы постараются, ориентируясь по
географическим названиям, проложить через поле
образной карты меридианы и параллели с целыми
значениями градусов или хотя бы с четными
значениями градусов, какие чаще всего
проставляют в атласах. Пусть не поленятся
определить в системе координат заодно и место
первого листа образной карты (Кольского) и
выяснят, в частности, что Мурманск и Рыльск лежат
почти на одном меридиане, но на очень, очень
разных широтах. К какому результату нужно прийти,
показано на рисунке.
Другие группы попросите прочертить по листу
образной карты административные и политические
границы (рисунок внизу). При этом, если вы
работаете с вялым классом, к юго-западу от
геральдических изображений достаточно будет
подписать просто «Украина». Но если дети ваши уже
зажглись да в классе еще есть несколько
украинцев (а в каком по-настоящему русском классе
их нет?), дайте школьникам задание подписать еще и
названия украинских областей.
Для выполнения работы на уроке достаточно и
школьного атласа. На карте Центральной России в
школьном атласе обозначено около 10 пунктов из
фигурирующих на этом листе образной карты
тридцати трех. Результат поэтому будет
грубоватый, вчерне, но для урочной работы
достаточный. Если же кто-то из ваших детей уже
увлекся обработкой образной карты, а через нее
потянулся к настоящей географии Родины, снабдите
его картой или атласом поприличнее
(Географический атлас СССР, Географический атлас
России, Географический атлас для учителей
средней школы). Там обозначены все райцентры
областей России, и это позволяет работать с
территорией виртуозно (виртуозами, по крайней
мере, должны почувствовать себя дети). Подробная
работа — пробить межобластные границы по листу
образной карты, обинуясь к каждой обозначенной
местности, — может в принципе оказаться
громоздкой и ее можно бы предложить
заинтересованным детям в качестве опережающего
задания. Но в случае Курской и Белгородской
областей все проще: почти каждый герб маркирован
подчиненностью тому или иному областному центру,
и отделить курских от белгородских
(птичье-полосатых от птичье-львиных) совсем
не сложно*.
Лучше всего, конечно, иметь достаточное
количество ксерокопий бланковок образной карты
(бланковки будут напечатаны в № 46) и проводить
линии прямо по ним. Но если возможности
ксерокопирования бланковок ограничены,
некоторые построения можно делать и по пустой
разграфке 8x8, какую может тут же вычертить каждый
школьник и подписать в клеточках географические
названия.
* Дадим пояснения об исторических селах
Хотмыжск, Богатый и Ливенка, которые трудно найти
на карте. Все они ныне в Белгородской обл.
Развитие
пространственного мышления
(упражнение)
Пусть школьников ваших не смущает то
обстоятельство, что координатные линии на
рисунке начинают выписывать немыслимые вензеля.
Ясно, что компактно расположить на листе гербы
городов и местностей без некоторого нарушения
строгого картографического подобия нельзя.
Где-то на квадрат 100х100 км приходится лишь один
герб, где-то — десяток, где-то сотня, то есть от
места к месту различается либо плотность
населения, либо насыщенность символами, а скорее
всего и то и другое. Если мы хотим сохранить везде
сомкнутость геральдической ткани (и поясняющих
подписей), сплести единое кружево образа, мы
вынуждены иногда «двигать» какой-то поселок на
полградуса, а то и больше. Стараемся, однако,
сохранять общее подобие в размещении.
Раскладка подобных географических «пазлов» —
хорошее упражнение для познания территории.
Когда ваши школьники чуть повзрослеют, они
поймут, что на этом же принципе основаны
анаморфозы — картоподобные изображения, где за
счет искажения территориальных очертаний
выравнивается плотность явления. |
|