Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2003

Образная карта России. Среднерусское Черноземье (запад)


2. ДРУГОЕ

В чем суть географической идеологии

Сопоставление двух листов образной карты

Целостное видение территории.
Сравнительный метод

Закончив несложную работу по приурочиванию листа с земными образами к земным координатам, начнем понемногу разбираться во внутреннем наполнении карты, ориентироваться в системе заключенных в ней знаков и символов, раскрывающих суть территории.
Хорошей затравкой для анализа послужит сопоставление нашего листа с уже имеющимся первым, Кольским (№ 40/2003, с. 16—17 или № 42/2003, с. 31). (Вообще, чем больше листов будет в дальнейшем собираться в нашей коллекции, тем плодотворнее и многограннее станут возможности познавательной деятельности.) Можно ли сразу при взгляде на два разных листа констатировать, что на них отражены очень разные, сильно различающиеся между собой территории? Что, говоря языком философии, это два разных качества? Поставим этот вопрос перед школьниками.
К сожалению, мы не можем пока печатать листы карты в цвете, а то бы уже по цветовой гамме, по преобладающим краскам дети увидели, насколько теплее и сколь зеленее второй лист. Будем, однако, смотреть на изображения, фигуры. Чтобы активизировать обсуждение, заострим вопрос:
Чего нет на Черноземном листе из того, что есть (и не в единственном числе) на Кольском?
Вот несложные ожидаемые ответы:
— Нет северного сияния.
— Нет оленей, лосей.
— Нет кораблей.
— Нет вообще никаких сложных механизмов.
— Мало признаков современности.
— Нет явных символов транспорта.
— Нет зимы: ни на одном гербе — ни льда, ни снега, ни проруби, ни серебрящейся ледком окантовки водоемов.

Развитие способности к самостоятельному умозаключению

(методический прием)

Попытаемся интерпретировать некоторые из сделанных наблюдений — в данной комбинации первое и последнее (а другие, записав где-нибудь в углу на доске или на отдельном постере, прибережем для дальнейшей аналитики).
По поводу северного сияния дети легко объяснят все сами. Они же только что (раздел «Место») позиционировали Курскую и Белгородскую области в системе широт земного шара и сравнивали их положение с положением Кольского края (на сколько градусов разница?).
А вот почему нет признаков зимы? Только ли по тем же причинам: дальше от полюса, южнее, теплее? Но ведь зима в Черноземье бывает, и вовсе не мягкая (континентальность климата здесь даже чуть резче, чем в Подмосковье: здесь, на юге смягчающее влияние Атлантики сказывается слабее, а от Черного моря толку немного) и не короткая. Отчего же города и веси этого края, выражая свою суть, представляя свое «я» в символических визитных карточках, своего рода рекламах — гербах, упускают из виду треть своей жизни, словно и нет на много недель заснеженных полей, заваленных под самые окошки хат, заметенных до непроезжего состояния дорог. Словно это все неведомо здесь. Да, у мурманчан это полжизни и даже больше, а здесь только треть.
Но только ли в различиях продолжительности зимы дело?
Напрягите школьников, заставьте их еще раз вспомнить, ради чего осваивался Кольский полуостров, строился Мурманск-в-ночи (раздел 6 «Вода» в первом выпуске образной карты, № 40/2003). Если догадка не родится, поделитесь наконец сами своими соображениями. Мурманск-то нужен, прежде всего, потому, что зимой — это единственный открытый порт Европейской России. Зимой! Его важность, его нужность именно зимой и проступают со всей очевидностью, именно зимой активизируется национальная потребность в этом порте. Зимой здесь нельзя впадать в зимнюю спячку. Скорее летом можно расслабиться, ничего не замечать вокруг и ничего не отражать на гербах. А зиму, сам главный мотив существования мурманского потенциала, уж изволь показать, хочешь не хочешь.
А что же Черноземье? Когда оно раскрывает себя по главной сути: зимой или в другое время года?

Еще недавно подавляющее большинство школьников, чьи если не отцы, то деды пахали, сеяли и жали, сразу ответили бы на вопрос, которым заканчивается предшествующий материал в рамке. Но ныне, да еще в крупных городах... Ожидать можно всякого. Поэтому решение вопроса о том, когда Черноземье ярче всего живет на экономической карте России, можно предварить другим вопросом. Образуем его как «негатив» поставленного ранее вопроса на сравнение двух листов образной карты:
Что есть (и не одно) на Черноземном листе из того, чего нет (или почти нет) на Кольском?
Ответы школьников помогут осуществить смысловые переходы к следующим разделам — аналитическим срезам образной карты:
— Много птицы (причем вовсе не рыбоядных кандалакшских чаек), значит, им, видно, есть что поклевать на суше.
— Травянистые растения.
— Лиственные одиночные деревца.
— Старинное оружие.
— Колосья и сноп.
— Много сельскохозяйственных орудий и иных атрибутов «агропромышленного комплекса».
— Фрукты и ягоды.
— Конские подковы.

Занесем и эти ответы на постер. Они пригодятся нам позже при детальном анализе листа образной карты.

Географическая идеология

(методическое отступление)

Другое. Сама география явилась на свет, как только кто-то из людей впервые осознал, что при перемещении в пространстве окружающая человека местность меняется, становится иной. Иногда она меняется очень медленно, почти незаметно: чтобы по-настоящему ощутить изменение, нужно долго идти. Иногда минутный спуск с обрыва или подъем в горку меняет всё: меняет тепло, воздух, растительность, звуки, настроение. Иногда другое место приводит чуть ли не в отчаяние. Иногда дарит ликование, наполняет счастьем.
Дают ли современные программы и учебники нашим детям главное географическое ощущение, главную отправную точку для географических раздумий, главную географическую радость: различие мест? Сказать, что они этого совсем не делают, было бы несправедливо. Действительно, из некоторых учебников дети могут узнать, что в одном месте добывается больше железной руды, а в других меньше. Что где-то живет птица-носорог, а где-то нет. Что где-то выпадает больше осадков, а где-то меньше. Но достаточно ли четко формируется целостное восприятие той или иной территории, представление о сущностных и зрелищных ее отличиях от других?
Читаешь порой раздел учебника по географии того или иного региона и, как ни вглядываешься, региона не видишь. Зато все исчислено, перебрано по косточкам, разложено по полочкам. Начинаешь тужить: какие замечательные секретари инвентаризационных комиссий, какие вдохновенные патологоанатомы, какие блистательные колхозные счетоводы пропали в специалистах по нашему предмету!
Дают ли целостное, образное представление о местности какие-нибудь карты? Пожалуй, лишь одна общегеографическая (или топографическая). Но лишь тем, кто уже научился эти карты читать. Детям же к этому умению еще идти и идти*. Остальные карты атласа, включая и так называемую комплексную экономическую, дают, с точки зрения ребенка, лишь некоторое — более или менее пестрое — нагромождение цветов, кружков, линий. Эти цвета, линии, значки далеко не всегда семантически выразительны. Чаще — невыразительны и мало что сообщают детскому уму и сердцу. «Взрослая», академически чопорная картография для обучения детей не очень-то годится. Карта для ребенка не обязательно должна быть точной, не обязательно строго систематизирующей, не обязательно упрощенной и освобожденной от вкуса деталей, даже не обязательно на 100% правдивой. Но она должна быть цепляющей, вызывающей вопросы, захватывающей интригой и тайной местности, кружащей голову разнообразием, провоцирующей познавательный аппетит. Лучший интеллектуальный аперитив — разное, земное другое.
Географии нужно учить каждого человека так, как училось ей человечество: наблюдая различия и просто радуясь им поначалу, постепенно (по мере накопления) их упорядочивая в сознании, находя способы приноравливания к этим различиям, отыскивая этим различиям объяснения. Кто-то остановится на первом шаге, кто-то станет коллекционером различий, кто-то — их ценителем и певцом, кто-то двинется к практике «различиепользования», кто-то найдет себя в науке «различиеобъяснения».
Образная карта дает материал и содержит в себе провокацию для этих движений души и ума — развития личности средствами географии. В отличие от наших традиционных схем преподавания географии, где анатомирование служит главным методом и главной идеологией, образная карта дает возможность стартовать с синтетического взгляда, затем продумать и аналитически просмаковать грани образа и вновь, диалектически, вернуться к целостному образу — запоминающемуся, эстетичному и наполненному содержанием.


* Вы можете не поверить, но немалая часть выпускников средних школ и очень многие попавшие в вуз свято убеждены, что зеленый цвет на физической карте — это леса.