3.ПОЛЕКак местность одета? И во что она, по
крайней мере, была одета
|
Развитие способности
|
Не исключено, впрочем, что городские
дети найдут и другие «травяные» гербы, приняв за
траву культурные злаки; они будут не так уж
неправы: злак, дикий ли, культурный ли, — в
общем-то степняк, любитель открытых пространств.
Есть на гербах и деревья. Но заметно, что им уже
суховато здесь (меньше осадков, но жарче — смотрим
климатические карты). Ракиты на гербе
Ракитнянского р-на прижались к реке. Ива
(Ивнянский р-н), как известно, тоже растет вдоль
водотоков и влажных ложбин. Из представителей
«нормальных» деревьев, способных образовывать
зональную растительность, мы видим лишь дуб
(Борисовский р-н) и сосну (Ливенка), но они, как
позже узнаем (разделы «Верхи» на с. 15 и «Рабы» на
с. 27) попали сюда скорее по недоразумению и должны
восприниматься в переносных смыслах. Сказанное,
впрочем, не значит, что эти деревья здесь не
растут. Растут, но не определяют облик ландшафта.
Для характеристики же облика воспользуемся
словами В.П. Семенова (Тян-Шанского):
Переход от нечерноземных местностей к черноземной полосе весьма резок и сразу бросается в глаза. Самый облик природы, ландшафт, приобретает новый, совершенно иной характер. Местность из лесистой делается почти безлесной; вместо составляющих ... фон каждого ландшафта темно-зеленых лесов, в пределах черноземной полосы весною и осенью вся окрестность оказывается залитою сплошной светло-изумрудной окраской зеленеющих всходов, а летом — золотом волнующихся, подобно морю, зреющих колосьев, тогда как небольшие, исключительно лиственные леса или рощи встречаются лишь незначительными островками. Это ... является первой и самой характерной отличительной чертой ... кроме само собой разумеющейся разницы в окраске почвы, там, где она оголена.
Можем ли мы найти на образной карте указания
на другой цвет почвы? Пусть ученики посмотрят
на гербы самых южных местностей (Хотмыжск и
Ровеньский р-н): они хорошо выделяются на общем
фоне своим жирным черным окрасом. Это
повод для объяснения происхождения чернозема,
разговора о гумусе (перегное), веками
отмиравших травах, не очень обильных (не
вымывающих гумус) осадках. Наконец, о ценности
чернозема.
Другой ландшафт — другие жители. Отличаются ли
здешние птички и зверьки от лесных? Украинский
сосед-байбак, или сурок, (Купянск) — вне
всякого сомнения (и вот он-то впадает в зимнюю
спячку, как и земледелие — профилирующая сфера
деятельности Черноземья). Разобраться в других
помогут комментарии на полях карты.
Интересующиеся биологией школьники подготовят
целые степные повести о шагистой и привязчивой дрофе,
зорком и не упускающем своего соколе,
юрком хорьке, зловещем вороне-трупояде.
Но вот крупных копытных здесь нет (не то чтобы их
тут не было, но они не характерны, и на гербы
не попали). Индивидуалисту-лосю негде укрыться.
Разве что под ракитой и ивой, разве что в
тюльпанах? Но лоси подходят сюда совсем-совсем
близко по гербам Брянщины, которую мы рассмотрим
в одном из следующих выпусков. Табунам же диких
коней здесь еще не так просторно, как в настоящей
степи (когда листы образной карты покроют наш
сухой Юг, мы услышим топот тарпанов и их
потомков).
Оперирование смыслами(интеллектуальный тренинг учащихся) Слово «поле» мы избрали для
начала анализа этого листа образной карты, в
качестве ключевого. Что значит слово «поле»? В
нем, пожалуй, для сердца русского слилось больше
смыслов, чем даже в слове «Москва». Спровоцируем
детей на обнаружение разных смыслов «поля» и на
поиск возможностей применения этих смыслов к
рассматриваемой территории.
|