Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2003

Образная карта России. Среднерусское Черноземье (запад)


6.ВЕРХИ

Куда и какими путями отсюда стекает вода.
Куда наклонена территория

Четвертый аналитический срез. Нанесение систематизирующих осей.
Прослеживание продолжений осей на полях (украйне) листа

Покатости рельефа.
Водотоки: реки, овражно-балочная сеть. Влаголюбивая флора и фауна.
Водосборные бассейны.
Водоразделы. Возвышенности

Рассматриваемая нами область водой не изобилует, это переход от влажной лесной полосы к засушливой степной. Разумеется, местности, презентируя себя в виде образов — гербов, обращают внимание на свой суховатый характер (раздел «Поле»). Но зато они и скрупулезно подмечают воду — то, что здесь в дефиците, то, к чему льнут человеческие поселения, сады, водопои скота, промышленность.

Развитие
типологического мышления

(методический прием)

Спросим учеников: где «виднее» будет гора — среди плоских болот или среди холмов? Где люди больше внимания обратят на колодец — в местности, обеспеченной водой, или в засушливой? В каком коллективе человеку скорее дадут прозвище «Длинный» — в обычном классе или в баскетбольной команде?
Что скорее должно служить типологическим признаком объекта — его похожесть на окружающие объекты (типичность), его индивидуальное отличие ото всех (уникальность) или его схожесть с небольшой группой особенных (специфичность)?
Конструируя герб местности, какие бы фигуры вы поместили на него: а) отражающие его зональную принадлежность или общерайонную специализацию; б) говорящие о только здесь имеющихся достопримечательностях или происшедших событиях; в) подчеркивающие специфику внутри зоны? Хорошо ли будет, если каждый город, стоящий в лесной зоне, начнет изображать на гербе елку? А каждый, где есть завод, — шестеренку? Или если каждый станет помещать на свой герб купол самого большого (или единственного) храма? Но хорошо ли будет, если в лесном районе ни один герб не вспомнит о лесе, а в промышленно развитой стране ни одна эмблема не будет индустриальной?
Как быть? Как находится общий, целостный образ, как типологизируются местности?
Понемногу, по мере разворачивания листов образной карты, мы вместе будет искать формулу решения.

Вооружившись атласом, ваши дети, слегка потрудившись, смогут обнаружить и назвать наиболее заметные реки, вытекающие из пределов Курской и Белгородской областей. Это Тим, Кшень, Олым, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва, Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псёл и Сейм. Первые шесть текут на север и восток. Куда? В верхний Дон. Мы не будем их здесь всерьез рассматривать, ведь наш лист, как следует из его названия, посвящен лишь той части Черноземья, которая отдает свой сток Днепру и Северскому Донцу. Но работу по обнаружению рек, текущих в Дон, минуя Северский Донец, не следует считать зряшной. Кто-то из детей, обладающих способностью к систематическому упорядочению и обобщению информации, разглядывая карту, уже отметил для себя (а может быть, и поделился с классом возгласом!): реки скатываются с наших областей практически по радиальным направлениям во все стороны. (Чтобы усилить водораздельное впечатление, нагнетание центробежного эффекта, обратим внимание еще и на Оку — реку Волжского бассейна, стартующую с северной границы Курской обл. и уходящую прямо на север.)
Преобладающий уклон местности, однако, на юго-запад. Здесь широко развернутый веер радиальных рек: они обозначены на карте. Прочертим их жирными линиями на ксерокопии обычной общегеографической карты. Попытаемся теперь привязать траектории этих пяти осей к образной карте. Привязать не только пространственно, но и содержательно: находя, словно Давид Ливингстон — «Ищущий реки», признаки долин, ощущая влажное дыхание текучей воды, внимая запахам речных пойм, издаваемым образной картой, прислушиваясь к голосам водоплавающих птиц, изображенных на гербах.
Систематизируем поисковые признаки:
1. Геоморфологический: хорошо выраженный на гербе рельеф долины или обрывов у водотоков (Ракитное, Красная Яруга).
2. Зоологический: водная или влаголюбивая фауна (Новый Оскол, Суджа).
3. Ботанический: водо- или влаголюбивые растения (Суджа, Ракитное, Ивня).

Хороша наша Сейм-река,
Хоть она не Ока и не Волга,
Но по зарослям ивняка
Соловьи гремят без умолка... —

писал Николай Асеев, уроженец города Льгова.
4. Гидрологический: непосредственное изображение воды (Курчатов), символических волнистых полос (Прохоровка) или просто голубых полос (Курск); на худой конец — просто голубой фон герба.
5. Топонимический: изображение, передающее название реки (Сосна на гербе Ливенки — указание на начинающуюся поблизости Тихую Сосну*, упомянутую выше среди рек, текущих в Дон, минуя Северский Донец).

Карта показывает, чем может завершиться удачный поиск рек. Открытые таким образом реки с красивыми старорусскими именами ваши дети скорее всего никогда уже не забудут (прочитанные же в учебнике и подписанные на контурной карте — выкинут из памяти после зачета).
Целесообразно прочертить цветным фломастером на бланковке образной карты главные водораздельные линии: Каспий/Азовское море/Черное море (жирной линией), внутри Азовского бассейна сделать разбивку Дон (без Северского Донца)/Северский Донец, а внутри Черноморского — Десна/Днепр (без Десны).
Оконтурив бассейны и отыскав важные водораздельные линии и водораздельные узлы (места, где сходятся три водораздельных линии), дети увидят, что к ним приурочены некоторые яркие, драматические образы карты. Выстроенные в линию северо-восточные старинные ружья стреляли, оказывается, в основном при преодолении донско-днепровского водораздела. Мечи, символизирующие танковое сражение у Прохоровки и Яковлево, звенели у Донско-Днепровско-Деснинского водораздельного узла.
Недаром К. Симонов написал о Курской битве:

Когда мы им хребет ломали.

Ломали хребет врагу о водораздельный «хребет», изгоняя агрессора за очередной природный рубеж. Какой? За Среднерусскую возвышенность — из Каспийского и Азовского миров — в Черноморский, а потом — в Балтийский, а потом, с образованием ГДР, почти совсем и из Балтийского — в Североморский.
Недаром, когда полк Игорев отправился из Подесенья, из Днепровского бассейна к Дону («И охота отведать Дон великий!») и перевалил через Среднерусскую возвышенность, безымянный автор «Слова» сокрушенно вздохнул:

О Русская земле! уже за шеломянем еси!

Среднерусская возвышенность — не горы, но высоты здесь по русским представлениям большие. Рекам есть куда глубоко врезаться своими долинами, многочисленным оврагам (в старину их называли яругами) есть куда расти. Вдоль долин и оврагов, прижимаясь к тому, что ныне у силовиков называется «зелёнкой» — к зарослям деревьяв и кустарников у воды двигались на степь русские, жители леса. Помните, курский князь говорит своему брату Игорю, что он готов идти в поход с ним:

А мои-то куряне — сведомы воины:
пути им ведомы,
яруги им знаемы...

Напротив, степняки совершали свои конные набеги обычно по рано обсыхающим после зимы водоразделам.

Куда девается в итоге вода, вытекающая за пределы рассматриваемых областей? Не испаряется же и не впадает сразу в море, иначе бы Рыльск или Грайворон были бы морскими портами. Проследим дальнейшее течение рек — по обычным картам, но «поддерживая» течение геральдическими образами.  Не правда ли, очаровательна там излучина Змиёва**?
А как уютно пристроился при долине Псла (Псёла) лебедь Лебедина?
Глазам наших путешественников начал уже открываться Псёл; издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара. Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, — она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами.

(Николай ГОГОЛЬ.
Сорочинская ярмарка)


* Весьма вероятно, что и Тихая Сосна здесь ни при чем. Есть основания подозревать, что герольдмейстер XVIII в. перепутал Ливенку (тогда — городок Ливенск) с городом Ливны в Орловской обл. Ливны же и впрямь стоят на реке, называемой Сосна.
** В атласах 70—80-х годов — Готвальд.