10.РАБЫКак условия местности отразились на жизни людейШестой аналитический срез образной карты Социальная география.
|
Александр Дейнека, Два класса |
Опекаемый своим помещиком, крестьянин нашей
области, не имея никакой самостоятельности и
исполняя волю своего владельца, мог совершенно
не думать о завтрашнем дне. С одной стороны,
его избытки ничем не были за ним обеспечены,
с другой — недочеты пополнялись помещиком.
Такое положение дел отнимало у него всякий
стимул к улучшению своего быта. Об отхожих
промыслах не могло быть и речи и, таким образом,
прикованный к земле, — с колыбели и до могилы
лицом к лицу с окружающей его природой, со своей
нивой, убогой деревенькой и раскинувшимся кругом
полустепным простором — все свое творчество он
обращал в «поэзию», в свои сказки, песни и
полуязыческие обряды общения с природой...
И вдруг все изменилось, — он лишился своего
опекуна, своего «отца» (как он сам его иногда
называл), — часто строгого и безжалостного, но за
него думавшего и распоряжавшегося его судьбой.
Надо было научиться двигаться самостоятельно. И
вот мы видим, как постепенно вырабатывается тип
«практика», часто еще неумелого, либо
обращающегося в крайний тип кулака, — но, в общем,
конечно, еще чрезвычайно неуравновешенного, не
разобравшегося в частностях своей жизни и не
выработавшего из себя окончательного типа
самостоятельного хозяина своего имущества и
своей личности.
Так описывает В.П. Семенов (Тян-Шанский)
социально-нравственное состояние крестьянина
Среднерусского Черноземья на рубеже XIX—XX вв.
Поле, закрытое для маневра кочевников,
становится открытым для деятельности
барина-крепостника: здесь никуда не укроешься (не
лес и не горы), никуда не уйдешь на заработки (до
столиц далеко). Так же и на Левобережной Украине:
малороссы бежали сюда из-за Днепра, спасаясь от
польских панов, становились вольными казаками,
но польская шляхта настигала их, подчиняла себе
казацкие полки, закабаляла крестьян.
Трудно сказать, что лучше — кнут своего крутого
барина-единоверца или витая плеть иноплеменного
пана. Так или иначе, похоже, что к началу XXI века
здешние жители то ли забыли настоящий «вкус»
панской ласки, то ли стосковались по ней.
Ностальгия по помещикам и фабрикантам явно
прослеживается на гербах российского
Черноземья. Украинские города (особенно в
Полтавской области) с упоением возрождают те
образы, которые утверждала здесь польская шляхта
(карта).