Опять эти крайние точки...
О.В. Крылова
доцент кафедры истории
социально-экономического образования и права
АПКиПРО,
учитель географии средней школы 497 г. Москвы
Желание написать эти заметки возникло после
посещения нескольких уроков в разных городах
страны, а также после просмотра видеоуроков, в
том числе конкурсных. Случилось так, что уроки в
седьмых классах совпали по тематике: изучалось
географическое положение Северной Америки и
Евразии.
Уроки по изучению географического положения
материков в 7-м классе нередко похожи как две
капли воды: на них предлагается раз и навсегда
записанный план-образец, по которому ученикам
следует составлять ответ. Принято считать, что
умение учеников составлять описание
географического положения материка по этому
самому плану совершенствуется раз от раза, от
материка к материку. Видимо поэтому на уроке по
изучению Северной Америки многие учителя
требуют от учеников полных и последовательных
сообщений о том, что «материк Северная Америка
находится севернее экватора в Северном
полушарии и в Западном полушарии относительно
нулевого меридиана», а также о том, что «Северная
Америка омывается (далее перечисление океанов)».
Нередко ученический ответ с таким предметным
содержанием рассматривается как показатель
хорошей результативности обучения. Но так ли это?
Во-первых, сказанное выше мог бы сформулировать и
шестиклассник, во-вторых, на уроках
«Географическое положение Северной Америки» и
«Географическое положение Евразии» учитель
достаточно часто задает ученикам те же вопросы и
в той же последовательности, что и при изучении
Африки. Но ведь Северная Америка — уже пятый
изучаемый материк, к началу изучения которого
пройдено больше половины программы 7-го класса, а
состав учебных действий, предлагаемых для
выполнения ученику, практически не изменился!
И это, повторяю, происходит в условиях
значительно увеличившегося объема
географических знаний у учеников: южные материки
уже изучены.
На наш взгляд, при изучении северных материков
ученики должны бы уже не просто самостоятельно называть
особенности географического положения
материков, но в значительно большей степени
рассказывать об их следствиях — выявлять
особенности природы материка, проводить
сравнения с ранее изученными территориями. Для
этого следует задавать ученикам другие вопросы и
учебные задачи, отличающиеся от предыдущих
заданий содержанием и уровнем познавательной
самостоятельности. Учителю необходимо выводить
учеников на новый уровень осмысления содержания.
Например:
1. Своими очертаниями Северная Америка, так же как
и Южная, напоминает треугольник, но развернутый
своим широким основанием к полюсу. Каковы
следствия этой особенности географического
положения материка?
Выполняя эту учебную задачу (пусть даже не без
некоторых вспомогательных вопросов учителя),
ученики смогут сравнить широтное положение
материков, назвать омывающие их океаны и
рассказать о влиянии на климат материков
формирующихся над океанами воздушных масс.
2. Площадь Северной Америки — 24,2 млн км2,
площадь Африки — 30,3 млн км2. Однако
Северная Америка превосходит Африку по
разнообразию природных условий. Как это
объяснить?
Ученики должны убедиться в этом, обратившись к
картам атласа — климатической, климатических
поясов и природных зон. И затем уже назвать
причины разнообразия, сравнив, например,
широтное положение материков и их протяженность
в разных направлениях. Возникает иная учебная
ситуация: ученики применяют имеющиеся знания и
на их основе получают новые знания,
формулируют при этом в меру самостоятельные и,
повторим, новые по содержанию суждения. Без этого
содержание школьной географии нередко остается
абстрактным и формальным для учащихся.
Определение крайних точек материка — один из
таких внешне формальных вопросов; ученики должны
не только отыскать крайние точки и определить
координаты, но еще и нанести их на контурную
карту. Между прочим, такая работа выполняется в
7-м классе не меньше шести раз. Несмотря на это,
урок по определению географического положения
Евразии нередко просто сводится к определению
координат крайних точек материка, потому что
процесс затягивается: ученики по-прежнему слабо
владеют навыком определения координат, а тут еще
крайняя восточная точка расположена в Западном
полушарии. Очередная работа по определению
крайних точек России ждет учащихся
в 8-м классе. Стоит вспомнить безрадостную
реакцию учеников при объявлении задания о поиске
крайних точек России. Затем те же задания
выполняются при изучении географического
положения собственного региона — определение
крайних точек своей области, республики или края.
Даже при столь многократном повторении этих
заданий их содержание остается формальным, а
смысл неясным большинству учеников.
К началу изучения Евразии ученикам уже немало
известно об общих географических
закономерностях Земли на примерах природы пяти
материков. Ученики умеют пользоваться разными
источниками географической информации.
Попробуем использовать эти условия и
представить, что может измениться в содержании
урока и в познавательной деятельности учеников,
если на физической карте рядом с крайними
точками поместить климатограммы этих или
близких к ним по местоположению пунктов. Какие
самостоятельные суждения могут в этом случае
сформулировать учащиеся и какие задания для
этого им можно предложить?
1. Сравните климатические условия крайней
северной точки Евразии, мыса Челюскина
(77,7° с. ш. 104,3° в. д.) и Сингапура (1,3° с. ш. 103,9° в. д.).
При этом сравните местоположение Сингапура и
крайней южной точки материка — мыса Пиай
(1,3° с. ш. 103,5°в. д.).
2. В каких климатических поясах и в каких
природных зонах находится Евразия?
3. Сравните климатические условия крайней
северной точки Евразии, мыса Челюскина
(77,7° с. ш. 104,3° в. д.) и климатические условия
поселка Уэлен (66,2° с. ш. 169,8° в. д.). При этом
сравните местоположение Уэлена и крайней
восточной точки материка — мыса Дежнева (66,1° с. ш.
169,7° в. д.).
4. Расскажите о климатических условиях
Лиссабона (38,7° с. ш. 9,1° з. д.). При этом сравните
местоположение Лиссабона и крайней западной
точки материка — мыса Рока (38,8° с. ш. 9,5° з. д.).
5. Расскажите, какие особенности природы
Евразии объясняются ее географическим
положением.
Итак, знания и умения, сформированные при
изучении предыдущих тем, необходимо
использовать при изучении нового содержания,
важно систематически включать имеющиеся знания
в систему новых взаимосвязей, показывать
ученикам возможные пути их применения. Однако
учитель чаще всего действует по схеме и ждет соответствующей
темы для включения в содержание урока той или
иной информации и потому непроизвольно
сдерживает познавательные возможности учеников.
Еще более парадоксальная с точки зрения методики
ситуация нередко складывается при изучении
географического положения России. Знания двух
предыдущих лет изучения географии почти не
принимаются в расчет. На уроке по изучению
географического положения страны
констатируется, что «Россия — самое северное в
мире государство». Открывается ли при этом,
например, климатическая карта, чтобы
учащиеся наглядно подтвердили это суждение:
увидели и установили часть страны,
расположенную, например, в субарктическом поясе.
Как правило, обращение к климатической карте
произойдет только полтора месяца спустя при
изучении темы «Климат России», а ведь работать-то
с этой картой ученики уже умеют и пояса
климатические знают.
На том же уроке вычисляется протяженность страны
с севера на юг и с запада на восток. Мы (учителя)
восхищаемся огромностью полученных величин и
справедливо утверждаем, что такой гигантской
протяженности нет ни у одной страны мира, а
ученики молча соглашаются с этими утверждениями.
Им остается лишь согласиться. В то же время,
обратившись к тематическим картам атласа,
учащиеся могли бы установить многие следствия
такой исключительной протяженности страны.
Протяженность России с севера на юг и
климатические различия (см. карту
климатических поясов): 1) почти четверть
территории страны находится севернее Северного
полярного круга, упомянуть о существовании
полярного дня и полярной ночи; 2) большая часть
страны находится в умеренном климатическом
поясе, но при этом значительная часть страны,
особенно в Азии, лежит в арктическом и
субарктическом климатических поясах и т.д.
Протяженность России с севера на юг и зональные
ландшафты (см. карту природных зон):
большинство островов Северного Ледовитого
океана находится в зоне арктических пустынь,
вдоль северного побережья находится тундра;
большую часть страны занимает лесная зона, в
основном тайга; на юге — степь, а на юге
Европейской части страны — участки пустынь и
влажных субтропиков.
Протяженность России с запада на восток
увеличивается и в этом же направлении возрастает
континентальность климата (см. карты
климатическую и природных зон).
Что мешает установлению названных взаимосвязей
уже на первых уроках в 8-м классе, если в курсе
географии материков и океанов ученики
познакомились с климатическими поясами и
областями, континентальностью климата,
природными зонами и закономерностями их
размещения по широте и долготе? Видимо, мешает
десятилетиями сложившийся стереотип: про климат
можно только в теме «Климат», про природные зоны
— только в теме «Природные зоны». Формализм
ожидания соответствующей темы приводит к
невосполнимым потерям — восьмиклассники
отучаются применять имеющиеся знания и умения, и
география России порой изучается «с чистого
листа».
На наш взгляд, даже описанного выше обращения к
тематическим картам на первых уроках в 8-м классе
недостаточно. При рассмотрении вопроса о том, что
Россия — самое северное государство, необходимо
не только назвать, как уже было сказано,
климатические пояса и природные зоны, но и
взглянуть на карту плотности населения.
(Благо при работе с «Атласом по географии России»
для 8—9-го классов это возможно. И вновь, данная
тематическая карта ученикам знакома по
практическим работам предыдущего года с
использованием атласа 7-го класса.) Почему южные
районы страны населены плотнее, чем северные? Эта
вроде бы очевидная истина должна быть увидена
на карте и озвучена на уроке. И это еще не всё!
Как взаимосвязаны усиление континентальности
климата и размещение населения? Словом, уже в
начале изучения географии России есть
возможность начать разговор не просто о
размещении населения, но и о существовании
Главной полосы расселения. Но в практике
школьного преподавания вновь господствует
стереотип с потрясающими последствиями: наши
ученики-семиклассники хорошо устанавливают
взаимосвязи между размещением населения
и природными условиями на примере стран
Африки, Австралии и Латинской Америки, а про
размещение населения в своей собственной
стране узнают лишь в конце учебного года, а то
и вовсе через год, в 9-м классе.
А теперь еще раз про крайние точки. Что если на
уроке по изучению географического положения
России также поместить на стенной карте
климатограммы и предложить ученикам
воспользоваться этой информацией?
Климатограммы метеостанций,
ближайших к крайним точкам Евразии и России |