Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №45/2003

Методика


Опять эти крайние точки...

О.В. Крылова
доцент кафедры истории
социально-экономического образования и права АПКиПРО,
учитель географии средней школы 497 г. Москвы

Желание написать эти заметки возникло после посещения нескольких уроков в разных городах страны, а также после просмотра видеоуроков, в том числе конкурсных. Случилось так, что уроки в седьмых классах совпали по тематике: изучалось географическое положение Северной Америки и Евразии.
Уроки по изучению географического положения материков в 7-м классе нередко похожи как две капли воды: на них предлагается раз и навсегда записанный план-образец, по которому ученикам следует составлять ответ. Принято считать, что умение учеников составлять описание географического положения материка по этому самому плану совершенствуется раз от раза, от материка к материку. Видимо поэтому на уроке по изучению Северной Америки многие учителя требуют от учеников полных и последовательных сообщений о том, что «материк Северная Америка находится севернее экватора в Северном полушарии и в Западном полушарии относительно нулевого меридиана», а также о том, что «Северная Америка омывается (далее перечисление океанов)». Нередко ученический ответ с таким предметным содержанием рассматривается как показатель хорошей результативности обучения. Но так ли это? Во-первых, сказанное выше мог бы сформулировать и шестиклассник, во-вторых, на уроках «Географическое положение Северной Америки» и «Географическое положение Евразии» учитель достаточно часто задает ученикам те же вопросы и в той же последовательности, что и при изучении Африки. Но ведь Северная Америка — уже пятый изучаемый материк, к началу изучения которого пройдено больше половины программы 7-го класса, а состав учебных действий, предлагаемых для выполнения ученику, практически не изменился! И это, повторяю, происходит в условиях значительно увеличившегося объема географических знаний у учеников: южные материки уже изучены.
На наш взгляд, при изучении северных материков ученики должны бы уже не просто самостоятельно называть особенности географического положения материков, но в значительно большей степени рассказывать об их следствиях — выявлять особенности природы материка, проводить сравнения с ранее изученными территориями. Для этого следует задавать ученикам другие вопросы и учебные задачи, отличающиеся от предыдущих заданий содержанием и уровнем познавательной самостоятельности. Учителю необходимо выводить учеников на новый уровень осмысления содержания. Например:
1. Своими очертаниями Северная Америка, так же как и Южная, напоминает треугольник, но развернутый своим широким основанием к полюсу. Каковы следствия этой особенности географического положения материка?
Выполняя эту учебную задачу (пусть даже не без некоторых вспомогательных вопросов учителя), ученики смогут сравнить широтное положение материков, назвать омывающие их океаны и рассказать о влиянии на климат материков формирующихся над океанами воздушных масс.
2. Площадь Северной Америки — 24,2 млн км2, площадь Африки — 30,3 млн км2. Однако Северная Америка превосходит Африку по разнообразию природных условий. Как это объяснить?
Ученики должны убедиться в этом, обратившись к картам атласа — климатической, климатических поясов и природных зон. И затем уже назвать причины разнообразия, сравнив, например, широтное положение материков и их протяженность в разных направлениях. Возникает иная учебная ситуация: ученики применяют имеющиеся знания и на их основе получают новые знания, формулируют при этом в меру самостоятельные и, повторим, новые по содержанию суждения. Без этого содержание школьной географии нередко остается абстрактным и формальным для учащихся.
Определение крайних точек материка — один из таких внешне формальных вопросов; ученики должны не только отыскать крайние точки и определить координаты, но еще и нанести их на контурную карту. Между прочим, такая работа выполняется в 7-м классе не меньше шести раз. Несмотря на это, урок по определению географического положения Евразии нередко просто сводится к определению координат крайних точек материка, потому что процесс затягивается: ученики по-прежнему слабо владеют навыком определения координат, а тут еще крайняя восточная точка расположена в Западном полушарии. Очередная работа по определению крайних точек России ждет учащихся
в 8-м классе. Стоит вспомнить безрадостную реакцию учеников при объявлении задания о поиске крайних точек России. Затем те же задания выполняются при изучении географического положения собственного региона — определение крайних точек своей области, республики или края. Даже при столь многократном повторении этих заданий их содержание остается формальным, а смысл неясным большинству учеников.
К началу изучения Евразии ученикам уже немало известно об общих географических закономерностях Земли на примерах природы пяти материков. Ученики умеют пользоваться разными источниками географической информации. Попробуем использовать эти условия и представить, что может измениться в содержании урока и в познавательной деятельности учеников, если на физической карте рядом с крайними точками поместить климатограммы этих или близких к ним по местоположению пунктов. Какие самостоятельные суждения могут в этом случае сформулировать учащиеся и какие задания для этого им можно предложить?
1. Сравните климатические условия крайней северной точки Евразии, мыса Челюскина
(77,7° с. ш. 104,3° в. д.) и Сингапура (1,3° с. ш. 103,9° в. д.). При этом сравните  местоположение Сингапура и крайней южной точки материка — мыса Пиай
(1,3° с. ш. 103,5°в. д.).
2. В каких климатических поясах и в каких природных зонах находится Евразия?
3. Сравните климатические условия крайней северной точки Евразии, мыса Челюскина
(77,7° с. ш. 104,3° в. д.) и климатические условия поселка Уэлен (66,2° с. ш. 169,8° в. д.). При этом сравните местоположение Уэлена и крайней восточной точки материка — мыса Дежнева (66,1° с. ш. 169,7° в. д.).
4. Расскажите о климатических условиях Лиссабона (38,7° с. ш. 9,1° з. д.). При этом сравните местоположение Лиссабона и крайней западной точки материка — мыса Рока (38,8° с. ш. 9,5° з. д.).
5. Расскажите, какие особенности природы Евразии объясняются ее географическим положением.
Итак, знания и умения, сформированные при изучении предыдущих тем, необходимо использовать при изучении нового содержания, важно систематически включать имеющиеся знания в систему новых взаимосвязей, показывать ученикам возможные пути их применения. Однако учитель чаще всего действует по схеме и ждет соответствующей темы для включения в содержание урока той или иной информации и потому непроизвольно сдерживает познавательные возможности учеников.
Еще более парадоксальная с точки зрения методики ситуация нередко складывается при изучении географического положения России. Знания двух предыдущих лет изучения географии почти не принимаются в расчет. На уроке по изучению географического положения страны констатируется, что «Россия — самое северное в мире государство». Открывается ли при этом, например, климатическая карта, чтобы учащиеся наглядно подтвердили это суждение: увидели и установили часть страны, расположенную, например, в субарктическом поясе. Как правило, обращение к климатической карте произойдет только полтора месяца спустя при изучении темы «Климат России», а ведь работать-то с этой картой ученики уже умеют и пояса климатические знают.
На том же уроке вычисляется протяженность страны с севера на юг и с запада на восток. Мы (учителя) восхищаемся огромностью полученных величин и справедливо утверждаем, что такой гигантской протяженности нет ни у одной страны мира, а ученики молча соглашаются с этими утверждениями. Им остается лишь согласиться. В то же время, обратившись к тематическим картам атласа, учащиеся могли бы установить многие следствия такой исключительной протяженности страны.
Протяженность России с севера на юг и климатические различия (см. карту климатических поясов): 1) почти четверть территории страны находится севернее Северного полярного круга, упомянуть о существовании полярного дня и полярной ночи; 2) большая часть страны находится в умеренном климатическом поясе, но при этом значительная часть страны, особенно в Азии, лежит в арктическом и субарктическом климатических поясах и т.д.
Протяженность России с севера на юг и зональные ландшафты (см. карту природных зон): большинство островов Северного Ледовитого океана находится в зоне арктических пустынь, вдоль северного побережья находится тундра; большую часть страны занимает лесная зона, в основном тайга; на юге — степь, а на юге Европейской части страны — участки пустынь и влажных субтропиков.
Протяженность России с запада на восток увеличивается и в этом же направлении возрастает континентальность климата (см. карты климатическую и природных зон).
Что мешает установлению названных взаимосвязей уже на первых уроках в 8-м классе, если в курсе географии материков и океанов ученики познакомились с климатическими поясами и областями, континентальностью климата, природными зонами и закономерностями их размещения по широте и долготе? Видимо, мешает десятилетиями сложившийся стереотип: про климат можно только в теме «Климат», про природные зоны — только в теме «Природные зоны». Формализм ожидания соответствующей темы приводит к невосполнимым потерям — восьмиклассники отучаются применять имеющиеся знания и умения, и география России порой изучается «с чистого листа».
На наш взгляд, даже описанного выше обращения к тематическим картам на первых уроках в 8-м классе недостаточно. При рассмотрении вопроса о том, что Россия — самое северное государство, необходимо не только назвать, как уже было сказано, климатические пояса и природные зоны, но и взглянуть на карту плотности населения. (Благо при работе с «Атласом по географии России» для 8—9-го классов это возможно. И вновь, данная тематическая карта ученикам знакома по практическим работам предыдущего года с использованием атласа 7-го класса.) Почему южные районы страны населены плотнее, чем северные? Эта вроде бы очевидная истина должна быть увидена на карте и озвучена на уроке. И это еще не всё! Как взаимосвязаны усиление континентальности климата и размещение населения? Словом, уже в начале изучения географии России есть возможность начать разговор не просто о размещении населения, но и о существовании Главной полосы расселения. Но в практике школьного преподавания вновь господствует стереотип с потрясающими последствиями: наши ученики-семиклассники хорошо устанавливают взаимосвязи между размещением населения и природными условиями на примере стран Африки, Австралии и Латинской Америки, а про размещение населения в своей собственной стране узнают лишь в конце учебного года, а то и вовсе через год, в 9-м классе.
А теперь еще раз про крайние точки. Что если на уроке по изучению географического положения России также поместить на стенной карте климатограммы и предложить ученикам воспользоваться этой информацией?

Климатограммы метеостанций, ближайших к крайним точкам Евразии и России