На что надо обратить внимание
при изучении материков в 7-м классе
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
Раньше у нас материки изучали, начиная с
Евразии. Логично, казалось бы: в Евразии мы живем,
со своего дома надо и начинать. Но затем
возобладал дидактический подход: Евразия —
самый большой, самый сложный материк; начинать
нужно не с того материка, в котором на каждое
правило есть несколько исключений (как же тогда
правила усваивать?), а с того, что проще, где
исключений меньше. И Африка оказалась
оптимальным вариантом: материк, почти посередине
пересеченный экватором, с довольно симметричным
расположением зон.
Вот как выглядит структура курса географии
материков в наиболее широко используемом
учебнике1.
Общие особенности природы южных материков
Африка
Австралия (здесь же Океания)
Южная Америка
Антарктида
Общие особенности природы северных материков
Северная Америка
Евразия
В двух других учебниках2,3
Антарктида дана раньше Южной Америки, а
обобщающие разделы по северным и южным материкам
отсутствуют. Таким образом, жесткого порядка
изучения материков нет, возможны варианты.
Постараемся выбрать лучший порядок.
Так ли уж обязательно делить материки на
северные и южные? Общая черта южных материков —
то, что они образовались в результате распада
Гондваны. Едва ли можно считать это признаком
какого-то географического единства. Нужно иметь
богатое воображение, чтобы воспринять как нечто
целое Анды, Атлас и Большой Водораздельный
хребет, которые «как бы кольцом окружают единые в
прошлом равнины Гондваны» (с. 88). Воспринимать
части Гондваны как целое сложно еще и потому, что
ее осколком считается также Индостан, а он
примкнул к Евразии и стал ее неотъемлемой частью.
Все эти построения, интересные в
палеогеографическом отношении, для школьников,
не знающих еще основных природных особенностей
материков, очень трудны. В одну группу
попадают самый влажный и самый сухой материки, а
Антарктиду можно сравнивать разве что с Северным
Ледовитым океаном. Более того, Южная Америка
имеет черты сходства с Африкой (широты, перечень
природных зон), однако с Северной Америкой у нее
не только сходство, но и общая структура земной
коры. Кордильерский горный пояс создает сходство
в строении рельефа и служит единым для обоих
материков климатообразующим фактором,
обусловливающим изолированность от Тихого
океана и открытость к влиянию Атлантики, что на
обоих материках вызывает значительные
отклонения от широтного расположения природных
зон. Австралию удобно рассматривать по времени
поближе к Азии, с которой она в геологически
недавнее время имела связь по суше, и это, в
отличие от прежнего существования южных
материков в составе единой Гондваны, имеет
прямые географические следствия.
Таким образом, южная и северная группы
материков — едва ли хорошая основа для
создания порядка их изучения. Если учитель
возьмет на себя смелость изменить этот порядок,
то лучшим будет, видимо, следующий.
Африка. Признанные всеми доводы в
пользу того, что именно с нее надо начинать, уже
приводились, и с ними трудно не согласиться.
Южная Америка. Она сопоставима с
Африкой по размеру, имеет общие черты климата,
хотя есть и существенные различия, на что следует
обратить внимание школьников.
Северная Америка. О чертах ее сходства с
Южной Америкой уже говорилось, и хорошо бы не
забыть Южную Америку к началу изучения Северной.
Евразия. Начинать с самого большого
материка, конечно, нельзя, но когда уже изучены
три больших материка, ученики получили
достаточный опыт, они осилят и Евразию.
Австралия. Доводы в пользу того, чтобы
изучать ее после Евразии, уже приводились. Может
оказаться интересным сравнение самого
маленького материка с самым большим. Здесь же
дать и Океанию.
Антарктида. Изучение этого материка,
открытого и исследованного позже всех и не
похожего ни на один из уже известных, логично
завершит курс географии материков.
Здесь не ставится цель дать полное описание
каждого материка — для этого есть учебники.
Остановимся лишь на том, о чем, по нашему мнению, в
учебниках сказано недостаточно.
1 В.А. Коринская, И.В. Душина,
В.А. Щенев. География материков и океанов: 7 кл.:
Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.:
Дрофа, 2002. — 320 с.
2 О.В. Крылова. Материки и океаны:
Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. —
М.: Просвещение, 1999 (и последующие издания). —
304 с.
3 Д.П. Финаров, С.В. Васильев,
З.И. Шипунова, Е.Я.Чернихова. География
материков и океанов: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.
учреждений. — М.: Просвещение, 1996 (и последующие
издания). — 302 с.
Африка
Географическое положение.
Широтное положение Африки предопределяет
симметричное расположение зон, материк
пересекается экватором практически посередине.
Принято указывать также восточную и западную
точки, но это обычно мало что дает: положение
относительно экватора влияет на климат, а
положение относительно начального меридиана не
влияет ни на что хотя бы потому, что сам начальный
меридиан — понятие в высшей степени условное;
начните отсчет от Ферро, и вся Африка окажется в
Восточном полушарии. Интерес может представить
другое: по Северному тропику Африка протянулась
почти на 55 градусов (а на этой широте градус
параллели почти не отличается от градуса
экватора), а по Южному — чуть больше чем на 20.
Климатические последствия этого окажутся очень
ощутимыми.
Очертания и рельеф. Посмотрите на
физическую карту мира. Чем зрительно отличается
Африка от других материков? Почти полным
отсутствием зеленого цвета. Небольшие
низменности есть на севере, на западе и на берегу
Гвинейского залива. Обширный бассейн самой
многоводной реки Африки весь лежит выше 200 м, в
отличие от бассейнов Амазонки, Миссисипи, Оби,
Хуанхэ и Волги. Не проходили их еще? Не беда,
предложите ученикам просто посмотреть на карту.
Об Африке создается впечатление как о единой
глыбе. Это же подтверждают и ее очертания: всего
один полуостров, заслуживающий упоминания, да и
тот не очень обособлен от материка; всего один
большой залив вдается, и то неглубоко. Сравните
Сомали с Камчаткой, с Лабрадором, Скандинавией,
Кореей; Гвинейский залив — с Мексиканским,
Гудзоновым и Персидским заливами, с Охотским
морем. И снова не важно, что не проходили их, на
карте они есть, а на карту надо учиться смотреть.
Высокие горы есть на востоке Африки, там же
высшая точка континента. И характерные озера —
длинные, узкие и глубокие. Кстати, одно такое
озеро ученики уже знают, напомните им о Байкале.
Есть также горы на юге, они смыкаются с
восточноафриканскими. Есть и на северо-западе,
они, казалось бы, стоят особняком, но если
посмотреть на карту мира, то это будет первый
случай сказать об Альпийско-Гималайском горном
поясе, о том, что движения там продолжаются,
напомнить о землетрясениях — в 1960 г. был за
несколько секунд уничтожен марокканский город
Агадир на берегу Атлантического океана.
Климат определяется прежде всего
тем, что преобладающая часть Африки находится
между тропиками, а крайние точки не достигают
38° широты. В экваториальной части жарко и
влажно, осадков — несколько тысяч миллиметров, в
Дебундже, на берегу Гвинейского залива, — почти
10 тысяч. Но цифры 25—27 градусов тепла
нередко приводят учеников в недоумение: такие
температуры каждое лето бывают в Москве, а жители
Сибири могут засвидетельствовать, что и в Сибири
бывает летом за тридцать. Нужно объяснить, что на
экваторе очень высока влажность, а при этих
условиях и 25 градусов — почти невыносимая
жара. Полуденное Солнце отклоняется от зенита не
более чем на 20—25°. Сезонов нет, в тропическом
лесу из растений одного и того же вида некоторые
зацветают, другие в то же время отцветают, третьи
плодоносят.
После этого можно по контрасту охарактеризовать
тропическую часть Африки (20—30° широты), а уже
потом — переходную зону между ними,
субэкваториальную. В тропической части
континента сухо круглый год или почти круглый
год. Количество осадков местами не достигает и
двух десятков миллиметров, в некоторых местах
дожди могут не выпадать по нескольку лет. В
летнее время Солнце может в полдень стоять в
зените или близко от него, но зимой (хотя нужно,
конечно, сказать, что зимы в нашем понимании там
не бывает) поднимается всего на 45—50° над
горизонтом. Из-за этого, а также вследствие
сухости воздуха велики перепады температуры от
зимы к лету (среднемесячные — от 12—13 градусов
тепла до более чем 30). В отдельные дни температура
воздуха превышает 50 градусов. Почва днем может
прогреваться более чем до 70 градусов, ночью же
в зимнее время остывать до отрицательных
температур. И вот здесь стоит вспомнить
особенности очертаний Африки, то, что Северный
тропик проходит по ней на протяжении в два с
лишним раза большем, чем Южный. В Южной Африке нет
мест, столь удаленных от океана, как в Северной.
Отсюда — заметно слабее выраженная сухость
климата Южной Африки.
Между влажной экваториальной областью и сухими
тропическими областями в обоих полушариях лежат
переходные, субэкваториальные. В одном поясе
всегда влажно, в другом всегда сухо, и переход
между ними состоит в том, что есть два сезона —
влажный и сухой. Тепло весь год, дожди же выпадают
только во влажный сезон, причем он тем короче, чем
ближе к сухой тропической области.
Природные зоны Африки едва ли
вызовут затруднения. Лишь относительно
экваториальных лесов существует довольно
устойчивое заблуждение: думают, что
многоярусность лесов, о которой часто пишут,
включает и самый нижний ярус — наземный травяной
покров. На самом же деле он практически
отсутствует.
Продолжение следует |