Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2003

Обращение к читателям


О деньгах

Просматриваю недавно французский учебник: на последней странице — перечеркнутое символическое изображение ксерокса и крупными буквами: КОПИРОВАНИЕ УБИВАЕТ ИЗДАНИЕ. А ниже — текст, разъясняющий смысл этой формулы. Издатели излагают пользователям книги азы экономики: с каждого экземпляра проданной книги несколько сантимов или франков (учебник вышел как раз накануне эры евро) поступают издателю (чтобы тот мог, вложив их в свое дело, улучшить следующее издание, сделав его вывереннее, красивее, удобнее для пользователя) и автору (чтобы тот не только получил некоторую компенсацию за свой труд, но и мог дальше приобретать требуемую информацию, устраивать в случае необходимости полевые исследования, обновлять содержание, получать платные консультации педагогов). В сущности, — резюмируют составители обращения, — каждый франк, который ученик, учитель, школа вложили в приобретение методического издания, работает на развитие французской науки, образования и интеллектуального потенциала нации в целом. Если же школа заплатила за один экземпляр, а остальные шестьдесят размножила на ксероксе, она нанесла прямой ущерб своей науке и национальному разуму, зато поддержала американских производителей множительной техники и порошков для ксерокса.
Во Франции, а теперь и в нашей стране действуют законы об авторском праве, запрещающие несанкционированное копирование. Мы никогда не стремились быть сухими законниками и вовсе не собираемся налаживать систему контроля за тем, копируют ли наши материалы или нет. Напротив, нередко сами авторы методических разработок пишут: это бланк (материал, таблица) для копирования и использования в качестве раздаточного материала. Учителя и школы, выписывающие газету, всегда могут воспользоваться возможностью размножить одну-две странички для работы на уроке.
Все чаще, однако, приходится слышать о том, что где-то выписывают одну газету на целый округ, район, город, а потом «расксеривают» ее в десятках экземпляров. Все чаще узнаем о том, что бесплатная интернет-версия газеты в методических центрах распечатывается для множества пользователей. Так вы поддерживаете каких-нибудь «желтых сборщиков» компьютеров и принтеров, зарубежных производителей оптико-волоконных кабелей, поставщиков импортируемых интернет-технологий, но не русскую географию, не отечественное образование, не нашу науку. Каждый, кто когда-либо садился за работу над серьезным географическим или методическим текстом, знает, какой это труд. И, видимо, смутно догадывается, что труд этот должен быть оплачен. Каждому школьному работнику наверняка приходилось хоть раз делать стенную газету или оформлять стенд, и он знает, что это за труд. И получая еженедельную газету, вы, наверное, сознаете, что редакция всю предшествующую неделю не баклуши била.
Это мое обращение призвано объяснить, почему мы закрываем бесплатную выкладку номеров в Интернет, почему мы просим не злоупотреблять размножением газеты на ксероксе, почему мы просим не забывать о подписке.
Чтобы иметь каждую неделю новый методический и содержательный материал в приходящей к вам газете, нужно на эту газету подписываться и тем самым поощрять авторов к новым работам для образования. Пусть это будет рациональным аргументом за подписку.
Приведу и второй, более эмоциональный, аргумент: подписная квитанция на «Географию» — как членский билет профессиональной партии, как взнос в развитие нашего коллективного географического интеллекта.
В приличном русском обществе о деньгах говорить не принято. И мы двенадцать лет воздерживались от того, чтобы затрагивать эту тему в диалоге с читателем. За эти годы мы, однако, уже достаточно узнали друг друга, чтобы говорить как взрослые люди и откровенно. Ведь вы, учителя географии, — главные носители экономических знаний в школе. Вам ли нужно объяснять экономические основы интеллектуального производства.

До новых встреч на страницах «Географии»,
ваша

Ольга КОРОТОВА,
главный редактор