|
Конкурсная
работаЯ ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ
|
|
Легенды степей
|
География мифа в школьном обучении
Т.М. МЕЛЬНИКОВА
учитель географии школы пос. Октябрьский г.
Лисаковска
Костанайская обл., Казахстан
Сколько есть неизвестного и интересного, к чему
мы привыкли и не замечаем только потому, что оно
привычно. В первые годы работы в школе меня очень
удивляло и возмущало, что ученики, которые без
запинки называют высочайшие вершины в различных
горных системах, не знают названий местных скал,
холмов, ручьев. Знать вершины, конечно, прекрасно,
но не знать того, что рядом, — кощунство. Я всегда
была сторонницей идеи, что человек должен
сначала познать свою малую Родину, а через нее —
весь мир. Только так можно воспитать истинного
патриота.
Однажды жизнь свела меня с 80-летним аксакалом
(по-казахски белобородый — так называют
мудрых старцев) Капышем Наурызбаевым. У него
всего три класса образования, но любой
ученый-краевед позавидует его знаниям. Я
пригласила его на классный час в свой 5-й класс.
Даже казахский акцент и не всегда правильное
произношение русских слов придавали речи
аксакала особый оттенок. Дети с замиранием
сердца слушали легенды о реках, скалах и пещерах,
которые им знакомы с самого рождения. Они
прыгали с этих скал, купаясь в Тоболе, и даже не
подозревали, что о них устное народное
творчество еще хранит память. А я сидела на
задней парте, слушала и удивлялась — почему
наши дети в подробностях знают похождения
Геракла, Зены и других древнегреческих героев, но
никогда не слышали легенд о родном крае. Я решила
исправить эту ошибку. До меня здесь этим никто не
занимался, и мне пришлось начать с нуля. Я
попросила Наурызбаева вспомнить и рассказать те
предания, которые он помнил, расспросить
знакомых, запомнить другие легенды и передать их
мне, показать на местности те объекты, которые в
легендах упоминаются.
Время от времени мы встречались с ним, и он
рассказывал мне легенды, я их записывала. Затем
аксакал слушал легенду уже в литературной
обработке, поправлял, добавлял. И только после
его одобрения я вставляла эти легенды в план
своих уроков, экскурсий и краеведческого кружка,
который веду уже несколько лет. Сейчас эти
легенды украшают мои уроки по темам «Внутренние
воды», «Климат», «Города», а больше всего
«Рельеф».
Ребятам это очень нравится, иногда на уроках они
рассказывают неизвестные мне легенды, которые
они слышали дома от своих родных. В краеведческом
кружке мы с ребятами свели все легенды в одну
работу и начертили карту мест в окрестностях пос.
Октябрьский, с которыми связаны предания. Ребята
даже предложили на всех этих местах на местности
установить таблички и щиты с названиями этих
географических объектов. Председатель нашего
поселкового совета с радостью откликнулся на это
предложение и полностью его поддержал.
Происхождение названий реки Тобол и ее притока,
впадающего сейчас в Каратамарское
водохранилище, легенда связывает с именами
бедного юноши Тобола и его любимой Аят, дочери
бая. Коварного злодея, который стал причиной их
гибели, предание тоже увековечило: он стал
горько-соленой речкой, из которой нельзя
напиться.
Старик Кауметей, чья могила находится на правом
берегу Тобола, спасая отару овец в буранную ночь,
сорвался вместе с верблюдом со скалы и погиб.
В пещере, находящейся в скале Толетас, молодая
семья пряталась от гнева родителей, не
одобрявших их брак. Когда через несколько лет
молодые вернулись в аул, они оставили пещере
кое-что из своего имущества.
В скале Домбар жила Большая Змея. Но в отличие от
Змея Горыныча из русских сказок, это была мудрая
и добрая змея, однажды она помогла попавшему в
беду охотнику.
В недрах скалы Сымтас монголы добывали медь.
Эти легенды очень хорошо интегрируют учебный
процесс, сводя воедино историю, литературу и
географию. Каждую легенду я попыталась объяснить
с географической точки зрения, объяснить
происхождение названия каждого географического
объекта.
Конечно, сбор легенд еще не завершен. Но даже та
работа, которая уже проделана, дает свои плоды.
Если бы вы только видели, как радостно блестят
глаза, как добреют очерствевшие от американских
боевиков души ребят, когда они слушают легенды на
уроках и экскурсиях, какое радостное удивление
слышится в возгласах: «Так и про наш Тобол, и про
Костанай есть легенды?! Становится радостно на
душе, и хочется верить, что мои ученики никогда
эти предания не забудут.
|