Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №48/2003

Отрасль


Табак на Кубе

О.В. Гридчина
канд. экономических наук,
старший научный сотрудник
Центра исследований мировой экономики
Гаванского университета

Дурная привычка табакокурения зародилась среди индейцев Центральной Америки еще в доколумбову эпоху. Археологические раскопки показали, что в III в. до н. э., а возможно и раньше, некоторые племена американских индейцев уже употребляли табак.
Считается, что родиной табака была Куба, которая обладает исключительно благоприятными климатическими условиями для произрастания этого растения. Аборигены табачному дыму приписывали магические и целебные свойства. Вдыхание табачного дыма было атрибутом религиозных церемоний.
В 1492 г. Христофор Колумб открыл для Европы не только Америку, но и новое растение — табак. Испанцам повстречались аборигены, тянущие дым, как бы пьющие его из продолговатых неуклюжих свертков из табачного, а иногда и пальмового или кукурузного листа с непонятной начинкой. Эти свертки, предназначенные для ритуального курения, туземцы называли tobaco, а начинку сohiba. То, что курили индейцы, лишь отдаленно напоминало современную сигару: грубо свернутые из дикого табака, они были очень толстые.

Молодой табак
Молодой табак

Конкистадоры взяли с собой несколько сигар в Испанию. Табак понравился, и его стали завозить в Европу — и для курения, и как чудодейственное средство, успокаивающее, снимающее головную боль и усталость. Табак стали считать лекарством чуть ли не от всех болезней. Куба стала основным производителем и поставщиком табака для сигар, скручивались же они в основном в Испании и даже назывались «севиллами», по названию города Севильи. Курение сигар стало признаком роскоши знати*: ведь табак был очень дорог.
Повышение спроса на этот товар стимулировало производство табака на Кубе; этим занимались свободные крестьяне, переселенцы с Канарских островов, в то время как производство сахара было уделом рабов. Табак — очень нежная и требовательная к уходу культура, и, как сказал кубинский национальный герой Хосе Марти, с ней нужно обращаться как с деликатной дамой.
Национальная гордость и в какой-то мере символ Кубы — знаменитая на весь мир «гавана». Слово это увековечило название столицы острова, славящегося плантациями табака, — города, где когда-то работали сотни сигарных мануфактур, и порта, откуда во все концы света уходили парусники, груженные отборными сигарами и табачным листом.
На рубеже XVII—XVIII вв. табак стал одной из главных статей кубинского экспорта. Первые плантации табака были заложены по берегам рек Альмендарес к западу от Гаваны и Аримао в срединной части острова близ Сьенфуэгоса. Расцвет кубинских сигарных мануфактур начался в 1817 г., вслед за отменой монополии испанской администрации на табак. В середине XIX в. только в Гаване на 377 мануфактурах изготавливали сигары 800 марок — на все вкусы. Были среди них и сигары с русскими санями на коробках — для экспорта в Россию.
Куба и по сей день сохраняет традиции и славу одного из лучших производителей табака. Табак возделывается в 13 из 14 провинций страны, но 80% урожая собирают лишь в трех: Пинар-дель-Рио (60%), Вилья-Клара (ок. 12) и Санкти-Спиритус (ок. 12%). Лучшим в мире по качеству считается табак, выращиваемый в самой западной провинции Пинар-дель-Рио, в районе Вуэльта-Абахо. Этот табак используется для производства высококачественных сигар. При выращивании табака, предназначенного для получения «капы», то есть верхнего листа экспортных сигар, над плантациями натягивают специальную ткань. В Пинар-дель-Рио из 31 тыс. га под табаком около 1 тыс. га приходится на «укрытый» табак.
Возделыванием табака занимаются целые семьи, так заведено с давних времен. Сегодня на Кубе крестьяне-землевладельцы и кооперативы засевают 70% отведенных под табак земель; в сезон 2000/01 г. 87% урожая табака было собрано именно в хозяйствах крестьян и кооперативов. И это при том, что в целом в структуре землевладения преобладает государство: на долю крестьян приходится только 12% обрабатываемых земель, а на долю кооперативов — 9%.

Табачная плантация
Табачная плантация

Лучшие сигары именуют puro («чистые») — для их изготовления используют чистый, беспримесный табак, а для покрова — и вовсе отборные листья. Впрочем, сигары из чистого табака делают и в других странах. В Гондуpасе, в Доминиканской Республике, в Никарагуа — тоже отличный табак, но именно «гаваны» пленили мир. Кубинский историк Фернандо Ортис когда-то дал поэтичный ответ на эту загадку: «Лучший знаток ищет лучшую “гавану”, лучшая “гавана” — лучший покров, лучший покров — лучший лист, лучший лист — лучший табак, лучший табак — лучшее семя, а лучшее семя — лучшую землю».
С земли все и начинается. Пинар-дель-Рио, Вуэльта-Абахо, Сан-Хуан-и-Мартинес, Сан-Луис — названия этих мест на северо-западе Кубы, где растут необыкновенные табачные листья, хорошо известны поклонникам сигар. Здешние семена не раз высаживали в других тропических странах, но всегда получали лишь некое приближение к оригиналу. Видимо, все объясняется сочетанием ряда благоприятных факторов: особенности почвы, режим осадков, определенные температуры и влажность, удивительное мастерство табаководов, из поколения в поколение передающих секреты этой профессии.
Выращивание табака — это невероятно кропотливое и трудоемкое занятие. Пока растение в поле, за его ростом и развитием внимательно следят, оберегая от болезней, засухи или излишних осадков, потом осторожно, в несколько приемов, производят съем листьев, сортировку по размеру и текстуре, сушку-провеивание, снова сортировку — теперь уже и по цвету, ферментацию, вновь сортировку, выдержку в тюках в течение месяцев и вновь сортировку.
Затем листья попадают на фабрику — к смесчикам, разбирающимся в нюансах всех разновидностей местного табака и посвященным в тщательно оберегаемые секреты их сочетания, и, наконец, к torsedores — скрутчикам, чьи умелые руки превращают стопку листьев в тело сигары. Они стягивают его связующим листом и одевают в платье листа покровного — нежного, гибкого и особенно ароматного, имеющего самые разнообразные оттенки и сочетания коричневого и зеленого цветов.
Табак требует тщательного ухода на протяжении долгих месяцев, его нужно не только вырастить, собрать, высушить, ферментировать, но и выдержать. И на каждой стадии свои тонкости, требующие особых знаний и сноровки. Поговаривают, что особую прелесть кубинским сигарам придают очаровательные мулатки, которые разглаживают на коленках увлажненные табачные листья и скручивают сигары на своих бедрах. Но это россказни. В действительности же сигара рождается на деревянной доске-табло. У мастера-скрутчика эти операции занимают считанные минуты. А женщин среди скрутчиков раньше было мало, так как считалось, что их руки слабы для этой работы.

Сушка и ферментация табачного листа
Сушка и ферментация табачного листа

В настоящее время на Кубе (в 13 из 14 провинций) действует около 50 фабрик, изготавливающих табачную продукцию как на экспорт, так и для внутреннего потребления. В производстве экспортной продукции занято ок. 15 тыс. работников, и их численность растет. К собственно табачным предприятиям следует добавить четыре фабрики, выпускающие коробки из кедра для упаковки готовых сигар, а также несколько цехов по производству колец для сигар и других принадлежностей.
Куба — одна из немногих стран, которые могут похвастать тем, что их сигары изготовлены целиком из своего табака. Более того, в былые времена исключительно из кубинского табака делались в больших количествах сигары в США — они назывались «clear havanas». Ныне кубинский лист охотно включают в свои «машинные» смеси многие европейские производители, с гордостью указывающие точное процентное содержание кубинского табака в смеси. Фабрики в тропических развивающихся странах, практикующие ручную скрутку, не преминут обозначить кубинское происхождение семян, которые дали жизнь листьям, выращенным, к примеру, в Гондурасе или Никарагуа.
Многие политические лидеры прочно связаны в массовом сознании с «гаванами». На фотографиях Фидель Кастро и Уинстон Черчилль часто дымят сигарами. Кубинский президент бросил курить в 1986 г., тогда как его старший брат Рамон остается заядлым курильщиком. По его словам, он курит уже 66 лет из своих 78 и не думает оставлять это приятное занятие.
Ныне на острове выпускаются сигары 33 марок, а число их разновидностей достигает нескольких сотен. Марки сигар носят имена своих создателей, литературных персонажей, исторических личностей, местностей. Большинство марок «гаван» сохранили свои названия еще с давних времен. Наиболее известны из них «Partagas», «Montecristo», «Н. Upmann», «Romeo у Julieta», «Hoyo De Monterrey» и «Punch». Одна из самых длинных разновидностей сигар названа «Черчилль» в честь отдававшего ей предпочтение британского премьера.
Рейтинг сигар довольно устойчив и не подвержен частым изменениям. Разумеется, тон, точнее вкус, задает Куба. Наиболее популярная марка — «Монтекристо № 4», стоимость одной сигары этого сорта во Франции составляет 6,45 евро. На эту марку приходится 22% всех продаж в мире. Второе место занимает другая знаменитая марка — «Ромео и Джульетта» (12%).

Пинар-дель-Рио. Сигарная фабрика

Пинар-дель-Рио. Сигарная фабрика

Пинар-дель-Рио. Сигарная фабрика

Интересна история марки «Вегас Робайна», которая была создана в 1997 г. для особо требовательных поклонников и названа компанией в честь человека, который, как и его предки, посвятил всю жизнь выращиванию табака. Род Робайна занимается выращиванием этой культуры с 1845 г. На сегодняшний день около трети табака самого высокого качества, выращенного в Пинар-дель-Рио, — это табак с плантаций дона Алехандро Робайны. Специально подобранные листья и обертка делают эти сигары наиболее выдающимися среди новых марок на Кубе. Сигары в первую очередь предназначались для испанского рынка, но сейчас их изысканный аромат получил признание почти повсеместно.
В мире «гавана» стала символом определенного стиля жизни. Модно закурить сигару, продемонстрировав заодно аксессуары: кожаные или золотые футляры, инкрустированные «гильотинки», турбозажигалки (по мнению гурманов, горящая сера спички или пламя бензиновой зажигалки вредят вкусу сигары).
Однако сами кубинцы курят свои «табакос», как здесь называют сигары, обыденно и легко обходятся без дорогостоящих причуд — откусывая кончик сигары зубами и раскуривая ее на обыкновенной спичке. Самые обычные сигары, поставляемые на внутренний рынок для кубинских курильщиков, стоят очень дешево, всего 1 песо (около 4 центов), но, как говорят знатоки, и они отменного качества. Многие иностранные любители сигар тоже предпочитают такую простенькую «гавану». На острове почти не встретишь женщину, курящую сигару, — считается, что это чисто мужское занятие. Тем не менее в других странах курение сигар среди женщин становится все более распространенным занятием. Например, знаменитая певица и актриса Мадонна тратит на сигары огромные суммы.
Из 11-миллионного населения Кубы в табачной отрасли в общей сложности занято около 250 тыс. человек. Сигары — третий по важности экспортный товар Кубы после сахара и никеля. Развитию табачной промышленности на Кубе способствует привлечение в отрасль иностранного капитала. Около 17 иностранных фирм (главным образом из Испании, Франции и Нидерландов) участвуют в финансировании табаководства.
На экспорт идет около 90% собираемого в стране табачного листа. Ежегодно вывозится около 9 млрд гаванских сигар. Валютная выручка от продажи табака и табачных изделий за рубеж в 2001 г. составила 260 млн долл.
Мировой спрос на кубинские сигары удовлетворен далеко не полностью и в несколько раз превышает предложение. Спрос порождает лавину подделок. Кубинские сигары являются объектом спекуляций и пиратства в сфере товарных знаков. По оценкам, до 80% кубинских сигар, продающихся в России, — фальшивые.
Основным покупателем кубинских сигар является Европа, куда направляется около 3/4 всего экспорта. Испания продолжает, как и несколько веков назад, оставаться основным покупателем этой продукции, на нее приходится более трети всего кубинского экспорта. Франция занимает второе место. Цена одной сигары, сделанной вручную во Франции, колеблется от 1 евро (марка «Сetros de Jose l. Piedra») до 22,9 евро («Esplendidos de Cohiba»).
На американском континенте основной покупатель — Канада. Экспорт в США не осуществляется из-за эмбарго, продолжающего действовать уже более сорока лет. Тем не менее рынок США, на который пока поставляются сигары в основном доминиканского происхождения, весьма перспективен. Вопреки экономическим санкциям Вашингтона 6 млн сигар попадает ежегодно на этот рынок, в основном через мексиканскую и канадскую границы. Если бы санкции не действовали, этот показатель составлял бы не менее 70 млн штук сигар. Из-за запрета на импорт с Кубы сигары, поступающие туда нелегально, стоят чрезвычайно дорого.
Более половины экспорта кубинских сигар в Африку и на Ближний Восток приходится на три страны: Ливан, ОАЭ и ЮАР. В Азии наиболее крупные импортеры — Сянган (Гонконг) и Япония.
Вследствие высокого спроса на мировом рынке цены на кубинские сигары постоянно растут. Коробка с 25 сигарами стоит в среднем около 200 долл., цена на отдельные марки может достигать 800 долл. Несколько лет назад на лондонском аукционе «Кристи» эксклюзивная коробка с 25 гаванскими сигарами была продана за 11 400 долл., то есть по 456 долл. за штуку.
Наиболее удачным и перспективным каналом продвижения своего товара в других странах кубинцы считают организацию торговых «Домов сигар». В настоящее время уже действуют 85 таких заведений в разных регионах, в том числе 44 — в Западном полушарии. Клиенты приходят сюда не только для того, чтобы попробовать и приобрести сигары, которые здесь хранятся в идеальных условиях, но и почувствовать особую атмосферу старинной кубинской отрасли.


* Распространению табака в Европе способствовали даже государственные деятели: в 1561 г. Жан Нико, посол Франции в Лиссабоне, послал своей королеве, Екатерине Медичи, табак, рекомендовав его как средство от мигрени. Нюхание табака стало популярным. Табак не только нюхали, но и жевали, курили для излечения от самых разных болезней. В честь Нико (Nicot) роду табака было дано биологическое название Nicotiania.
В Россию табак попал только в XVIII в., его завезли голландские торговцы. Быстрое распространение табак получил благодаря Петру I, который понял стратегическую ценность для государственной казны этой новой привычки. Екатерина II также способствовала популяризации этого продукта. Она оказалась заядлой курильщицей; ее сигары у основания обвязывали тонким дорогим шелком, чтобы монаршие пальчики не потемнели от табака. Считается, что бумажными ленточками (обвязками) сигар мир обязан именно Екатерине.