Профессиональное
сообщество |
География в развитии
Второе совещание-семинар заведующих
кафедрами экономико-географического профиля
университетов России и заседание секции
экономической и социальной географии
учебно-методического совета по географии УМО по
классическому университетскому образованию*
10—13 сентября 2003 г. в Москве на базе
географического факультета МГУ имени
М.В.Ломоносова состоялось второе
совещание-семинар заведующих кафедрами
экономико-географического профиля
университетов России и очередное расширенное
заседание секции экономической и социальной
географии Учебно-методического объединения по
классическому университетскому образованию.
В совещании и работе секции приняли участие
более 70 представителей 31 университета и
нескольких академических институтов России от
Владивостока до Калининграда и 11 гостей из
университетов Белоруссии, Великобритании,
Казахстана, Литвы, Молдавии, Польши, Украины,
Японии.
На таких совещаниях организуются встречи с
представителями государственных органов власти
и управления. Это позволяет получать информацию
из первых рук. С докладом на тему
«Научно-прикладные проблемы
социально-экономического развития регионов
России» выступила Л.А. Рязанова, представитель
Министерства экономического развития и торговли
РФ. Она подробно остановилась на тех умениях и
навыках, которые требуются от молодых
специалистов на современном рынке труда. Отрадно
было слышать, насколько востребованы
экономико-географы в связи с их высоким уровнем
подготовки и способностью оперировать
пространственными категориями. Продолжил
региональную тематику представитель
Государственной думы РФ В.А. Матвеев, выступивший
с докладом на тему «Законодательное обеспечение
регионального развития в России».
Каждое заседание в рамках проводимого совещания
имело тематическую направленность. Одно из таких
направлений — анализ опыта преподавания
экономико-географических дисциплин в
университетах зарубежных стран. Джон-Аллен
Саллноу (Плимутский университет, Великобритания)
представил доклад «Подготовка географов в
университетах Великобритании», Даниела
Шиманьска (Университет Николая Коперника,
Польша) — «Социально-экономическая география в
университетах Польши». Анализ системы
экономико-географического образования в
зарубежных странах был дан в докладах ученых
МГУ — А.С. Наумова («Социально-экономическая
география в университетах Латинской Америки») и
М.С. Савоскул («Социально-экономическая
география в университетах Германии»). Опыт
зарубежных стран будет полезен, в частности, в
связи с вступлением России в европейское
образовательное пространство.
|
Открытие совещания.
За столом (справа налево):
Б.Л. Раднаев (Улан-Удэ), В.В. Рудский (Смоленск),
В.П. Сидоров (Ижевск), А.М. Демин (Саратов),
Г.И. Гладкевич (Москва)
|
Большое внимание на совещании было
уделено школьному географическому образованию.
С докладом «Географическая наука и преподавание
географии» выступил заведующий кафедрой
экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного
университета академик РАО В.П. Максаковский.
Докладчик выразил тревогу в связи с
необоснованным сокращением учебного времени на
изучение географии в средней
общеобразовательной школе. Эту тему развил декан
географического факультета МПГУ, Председатель
УМО по географии педагогических вузов России,
профессор В.П.Дронов в докладе «Проблемы
преподавания географии в условиях модернизации
российского образования». Он обратил внимание на
несоответствие проекта базисного учебного плана
образовательным стандартам среднего (полного)
образования. Подобная «модернизация»,
предпринимаемая Министерством образования РФ,
способна подорвать основы географического
образования в России. Участники совещания с
пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и
обратились в правительство Российской Федерации
с коллективным письмом в защиту школьной
географии.
С докладами, посвященными
экономико-географическому образованию,
выступили также И.Н. Корнев (Уральский
педагогический университет, Екатеринбург) —
«Гуманизация географической науки и проблемы
культурологического подхода в обучении
социально-экономической географии» и Э.Л.
Файбусович (Санкт-Петербургский университет
экономики и финансов) — «Санкт-Петербург и
начало советского экономико-географического
образования».
Под эгидой УМО в рамках форума была проведена
научная конференция «Теоретические проблемы
экономической, социальной и политической
географии», которая вызвала большой интерес у
участников и гостей совещания. Видные ученые в
своих докладах осветили наиболее важные
проблемы современной географической науки. С
ключевым докладом на тему «Развитие
теоретических представлений в современной
экономической географии» выступил директор
Тихоокеанского института географии РАН академик
РАН П.Я. Бакланов (Владивосток). Он отметил, что в
последнее десятилетие стал наблюдаться спад
интереса к теории экономической географии.
Вместе с тем накопленный опыт и новые
экономико-географические разработки позволяют в
современных условиях конструктивно подойти к
изучению процесса формирования территориальных
структур хозяйства, их динамики и развития.
В коллективном докладе А.И. Алексеева (МГУ), Н.В.
Зубаревич (МГУ) и А.А. Ткаченко (Тверской
университет) на тему «Социальная география:
состояние, проблемы, перспективы» было отмечено,
что современное состояние социальной географии
в России следует рассматривать на фоне истории
гуманитарных наук в нашей стране. Новые реалии
постсоветского общества меняют подход к
традиционным проблемам социальной географии и
ставят новые: изучение безработицы, массовой
бедности, вынужденных миграций и т.д. Резкое
снижение достоверности статистики требует
большего внимания к «ключевым» исследованиям,
использованию социологических методов.
В.А. Шупер (Институт географии РАН) в докладе
«Методологические проблемы географии на
переломе эпох» подчеркнул, что переход России на
путь постиндустриального развития требует
новаторских решений в самых различных сферах
науки, культуры, экономики, в то время как
некритическое использование зарубежного опыта
может привести только к консервации отставания.
Отвергнув примитивную линейную модель эволюции,
можно рассматривать отставание России от Запада
в некоторых важных областях как потенциальное
преимущество в дальнейшем развитии. К таким
областям может относиться «устаревшее»
образование с его преувеличенным вниманием к
фундаментальному знанию и несравненно меньшее
распространение постмодернизма.
А.И. Чистобаев (НИИ Географии СПбГУ) в докладе
«Региональная политика в системе географических
наук» акцентировал внимание на том, что
региональная политика в России имеет особое
значение в силу огромных различий в природной
среде, ментальности населения. Будучи
направленной на политическое, социальное и
экономическое развитие в пространственном
аспекте, она должна опираться на
теоретико-методологическую базу географии
общества, находящуюся на стыке естественных и
гуманитарных наук. В докладе прослежены
взаимосвязи и взаимоотношения как между
государством и регионами, так и регионов между
собой; показано место географической науки в
изучении пространственного развития, в
формировании региональной политики.
П.М. Полян (Институт географии РАН), выступая с
докладом на тему «География и история:
перекрестки и перспективы», обратил внимание на
то, что величайшее преимущество географии и
географического образования — опосредованная
через пространство структурность, широта и
специфичность географического мышления, не
совпадающего ни с регионально-экономическим, ни
с регионально-экологическим. Подобно тому, как
география есть предметная наука о расположении
объектов в пространстве и о пространственных
структурах, история может быть определена как
наука о расположении объектов (событий) во
времени и о хронологических структурах. При
таком самом общем понимании между географией и
историей устанавливается взаимоотношение как
между двумя основополагающими предметными
науками. И это первый, но не единственный
перекресток. Существует еще несколько: история
Великих географических открытий, когда
география руками, ногами, парусами
географов-путешественников творила историю;
история самой географии, историческая культура в
географии и учебном процессе (историкам
география, впрочем, тоже не помешала бы). Давно
назрело и создание отдельного
Историко-географического атласа России. В итоге
докладчик сделал вывод, что история для
географии может послужить в качестве
своеобразной прививки от постмодернизма (столь
же модного, как и бесплодного).
С докладами выступили также: В.А. Колосов
(Институт географии РАН), Н.С. Мироненко (МГУ)
«Политическая география и геополитика», Л.В.
Смирнягин (МГУ) «Районирование и федерализм», А.Т.
Темирбеков (Казахский национальный университет)
«Проблема объективности в освещении научного
наследия отечественных географов по
теоретическим и методологическим проблемам
географии», Н.В. Каледин (Санкт-Петербургский
университет) «Перспективы теоретизации
общественной географии».
|
В.П. Максаковский (Москва),
Л.Ю. Мажар (Смоленск) и В.П. Дронов (Москва)
обсуждают ситуацию в школьной географии
|
Обсуждались и проблемы организации
учебного процесса по специализациям в рамках
специальности «География». Во многих
университетах России открыты специализации
туристского профиля, что вызвало необходимость
обсуждения данной проблемы. А.Ю.Александрова
(МГУ) в своем докладе «Концепция подготовки
кадров для турбизнеса на географическом
факультете МГУ» показала влияние международного
туризма на современный рынок труда и систему
подготовки туристских кадров. Л.Ю. Мажар
(Смоленский гуманитарный университет) в докладе
«Современное состояние и перспективы подготовки
специалистов для сферы туризма на
географических факультетах» подчеркнула, что в
настоящее время подготовка туристских кадров
ведется в рамках 16 специальностей и 30
специализаций (в том числе 4 по специальности
«География»). При этом только сейчас решается
вопрос об открытии собственно туристской
специальности, но она не будет относиться к
географическому направлению. Вместе с тем
географы должны объединить усилия, чтобы
укрепить свои позиции в сфере туризма.
Туристская тематика получила развитие в
докладах С.Р. Ердавлетова (Казахский
национальный университет) «Опыт подготовки
специалистов-географов для сферы туризма в
республике Казахстан» и А.И.Минаева
(Горно-Алтайский университет) «Проблемы
подготовки кадров в области туризма в Горном
Алтае».
Неоднократно члены УМО обращались к вопросу о
содержании национально-регионального
компонента профессиональной образовательной
программы по специальности «География». С
докладами на эту тему выступили Н.А. Щитова
(Ставропольский государственный университет)
«Национально-региональный компонент: проблемы и
решения», М.Ю.Евдокимов (Смоленский гуманитарный
университет) «Разработка регионального
компонента: опыт СГУ». Докладчики подчеркнули
необходимость издания учебных программ и
пособий по дисциплинам регионального
компонента.
Обмен опытом — один из важнейших аспектов работы
расширенного заседания секции экономической и
социальной географии УМО. С докладом «Опыт
подготовки экономико-географов в МГУ» выступили
москвичи М.А. Казьмин, А.И. Лукьянов, П.Ю.Фомичев.
Эту тему затронули и представители других вузов:
Р.Г. Сафиуллин (Башкирский университет) — «О
специализациях на кафедре экономической
географии БашГУ: проблемы и перспективы»; В.И.
Сысенко (Курский университет) — «Опыт
преподавания экономической и социальной
географии в Курском университете»; Л.Н. Немец
(Харьковский национальный университет,
Украина) — «Экономическая и социальная
география в Харьковском университете». Многие
географические дисциплины включены в учебные
планы смежных специальностей, поэтому географам
приходится внимательно следить и за этим полем
своей деятельности. В связи с этим большой
интерес вызвали доклады В.Н. Холиной
(Российский университет Дружбы народов) «Курсы
географии в классических университетах: опыт
Российского университета дружбы народов» и
В.В.Степанова (Уральский университет) «Значение
экономико-географических дисциплин в процессе
подготовки специалистов по специальностям
“Регионоведение” и “Международные
отношения”». Поделились коллеги и своим опытом
организации научно-исследовательской работы в
вузах, а также результатами конкретных
исследований: Б.Л. Раднаев (Бурятский
университет) — «Формирование стратегических
районов», В.П. Нарежный (Мордовский университет)
— «ГИС — ППР “Управление территориальными
системами”». В рамках расширенного заседания
секции экономической и социальной географии
были также рассмотрены проблемы повышения
качества подготовки специалистов
экономико-географов на географических
факультетах классических университетов, место и
роль экономико-географического образования в
современном обществе, влияние рынка труда на
характер и структуру подготовки специалистов —
экономико-географов, организация учебных и
производственных практик.
|
МГУ, 18-й этаж Главного здания на
Ленинских горах.
Пленарное заседание.
Выступает А.И.Чистобаев (Санкт-Петербург);
слева от него П.Я. Бакланов (Владивосток)
и М.Д. Шарыгин (Пермь)
|
Участники совещания отметили
возрастание роли экономико-географической науки
и географического образования в современных
условиях и в перспективе — в связи с развитием
рыночных отношений и необходимостью более
глубокого изучения новейших
социально-экономических процессов. По итогам
совещания были приняты следующие решения:
1. Продолжить организационную и методическую
работу по открытию новой специальности
«Экономическая и социальная география».
2. Считать целесообразным организовать в рамках
секции отделения по наиболее распространенным
специализациям экономико-географического
профиля. В рамках секции экономической и
социальной географии УМО организовать отделение
по специализациям туристского профиля в рамках
специальности 012500 — География. В октябре 2004 г. на
базе Смоленского гуманитарного университета под
эгидой УМО по классическому университетскому
образованию провести Международную
научно-практическую конференцию «Туризм и
региональное развитие» и организовать в рамках
конференции заседание отделения секции.
3. Одобрить издание журнала «Региональные
исследования» на базе Смоленского гуманитарного
университета. Просить заведующих кафедрами
экономико-географического профиля
университетов России, экономико-географов
академических институтов провести работу по
организационной и научно-содержательной
поддержке данного издания.
4. Поддержать предложение П.Я. Бакланова
(Тихоокеанский институт географии ДВО РАН) о
подготовке и издании научного и
учебно-методического ежегодника «Экономическая
география в России».
5. В связи с попыткой необоснованного сокращения
учебного времени на изучение географии в средней
общеобразовательной школе направить в
Правительство Российской Федерации обращение с
просьбой пересмотреть проект базисного учебного
плана, не соответствующего образовательным
стандартам среднего (полного) образования, и
сохранить место географии в учебном плане школы
с объемом учебного времени 2 часа в неделю с 6-го
по 9-й класс.
6. На очередном заседании секции рассмотреть
вопрос об открытии новых специализаций
экономико-географического профиля, имеющих
прикладной характер.
7. Считать целесообразным проведение
совещаний-семинаров и расширенных заседаний
секции не реже одного раза в два года. Провести
третье совещание-семинар заведующих кафедрами
экономико-географического профиля
университетов России и расширенное заседание
секции в 2005 г. в Санкт-Петербурге на базе
факультета географии и геоэкологии и
Научно-исследовательского института географии
Санкт-Петербургского государственного
университета.
8. Продолжить практику ежегодного проведения
рабочих совещаний секции в различных регионах
России. Очередное заседание секции провести в
июне 2004 г. в г. Улан-Удэ на базе кафедры
экономической и социальной географии Бурятского
государственного университета.
* О первом совещании см.: «География», №
48/2001, с. 2, 27—28.
Участники совещания
зав. кафедрами экономико-географического
профиля. Москва. 10—13 сентября 2003 г. |