Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2004

Опыт


Московский педагогический марафон
учебных предметов

Мастер-класс, проведенный
7 апреля 2003 г.
в Московском городском доме учителя

Роль социологических практикумов в развитии
творческого мышления у учащихся 9-х классов
при изучении экономической географии России

Л.С. КУРБАТОВА
учитель географии средней школы № 1037 Южного адм. округа г. Москвы,
научный сотрудник Института географии Российской академии наук

Те, кто работают по учебнику А.И. Алексеева и В.В. Николиной «География населения и хозяйства России», знакомы с рубриками в конце параграфов «Моя точка зрения», «Представьте, что...», «Социальный практикум». На уроках мы обсуждаем многие проблемы: геополитическое положение, составление кодекса туриста, использование природных ресурсов, миграции, потоки беженцев, распад Советского Союза и т.д. Но наиболее интересными являются те работы, которые включают в себя опрос учеников, на его основе — формирование массива данных, обработку массива, анализ данных и формулирование выводов. Расскажу о двух таких работах, которые проводятся в разделе «Население России» при изучении городского населения, типов поселений и урбанизации. При этом мы стараемся решить две задачи:
1. Довести до сознания детей, что экономическая и социальная география имеет не только научное, но и огромное практическое, прикладное значение. Дети должны осознать простую истину: окружающая среда для нас — это не только объекты природы, физико-географические, но и объекты социальной географии. Мощным социально-географическим объектом, определяющим жизнь моих школьников, является город, Москва. У детей имеется свой опыт восприятия этой окружающей среды, есть свое мнение о ней. Мы стараемся выявить эти мнения учащихся и из них сформировать материал для обсуждения и анализа.
2. Научить девятиклассников азам научно-практической работы: проводить социологический опрос, классифицировать полученный статистический материал, правильно излагать полученные данные и делать выводы.
Для второй половины ХХ в. был характерен бурный рост городов и развитие городского образа жизни — урбанизация. Будущая политика развития российских городов (как и европейских) будет, по мнению доктора географических наук Ю.Г. Липеца, покоиться на «трех китах»:
1) привлекательность города как места постоянного жительства;
2) привлекательность для размещения разных видов деятельности и инвестиций;
3) привлекательность для внешних посетителей, деловых людей и туристов. В связи с этим появилось и мышление нового человека, урбанистическое мышление.
В последнее время в Институте географии РАН исследователи, изучая привлекательность городов, занимаются проблемами эстетической географии и, в частности, эколого-геоморфологической оценкой городов России, анализом городского образа жизни. Опрос школьников дает богатый материал не только для учебной деятельности, но и для настоящей, взрослой научной аналитики.

Первый социологический практикум

ПРИРОДНЫЙ И УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТЫ:
восприятие человеком

Цель: Исследование формирования мировоззрения молодого горожанина, его отношения к городу.
Форма: Опрос, обобщение результатов.

 

 

ХОД РАБОТЫ

Опрос
Учащимся нескольких 9-х классов задавался вопрос: Можете ли вы, основываясь на собственном жизненном опыте, подтвердить или опровергнуть следующее утверждение — «Красивый ландшафт вызывает ощущение психологического комфорта, отвлекает от неприятностей, бодрит, успокаивает, лечит, повышает работоспособность, поддерживает интерес к родному краю, повышает его привлекательность»?
Учащимся предлагалось по желанию принять участие в работе над этой проблемой (в качестве домашнего задания). Из 25—30 учеников в каждом классе изложили письменно свое мнение от 17 до 22 детей.

Обработка данных
Группе желающих учеников в каждом классе было предложено обработать полученные высказывания, классифицировать мнения и сделать вывод. Данные обрабатывались сначала в рабочих группах внутри классов. Потом была сформирована «межклассная» группа (из представителей всех классов, принявших участие в работе). Эта группа обобщила данные и сделала окончательные выводы.

Аналитика
Школьники по преобладающей тональности своих ответов разделились на две группы:
1) «любители природы», которые, размышляя о ландшафте, представляли себе его именно как природный ландшафт (табл. 1);

Таблица 1

Мнения «любителей природы»

Смысл высказываний Частота
высказываний
Природа заряжает энергией

8

Природа успокаивает 8
В природном ландшафте испытываешь
появление чувства Родины
6
От природы получаешь удовольствие 3
Природа отвлекает от неприятностей 3
Природа расслабляет 3
Природа заставляет думать о хорошем 3
Природа создает ощущение
радости и веселья
2
За городом испытываешь чувство легкости 2
Природа поднимает настроение 2
Возникает чувство бережливости к природе 2
Испытываешь чувство любви к природе 2
За городом осознаешь скуку
и рутину города
2
Испытываешь желание забыть обо всем
и только смотреть на природу
и слушать ее
1
Наслаждаешься тишиной и красотой 1
Появляется чувство возвышенности 1
Появляется чувство слияния с природой 1
Ощущаешь вредное воздействие города
на здоровье человека
1
Погружаешься в свои мысли 1

2) «урбанисты», трактующие главным образом качества культурного, городского, урбанистического ландшафта (табл. 2).

Таблица 2

Мнения «урбанистов»

Смысл высказываний Частота
высказываний
На природе настроение среднее 4
Природа не повышает работоспособности 3
При работе не обращаешь внимания на природу 3
Природа отвлекает от работы 2
Пребывание на природе не поддерживает
интереса и привязанности к родному краю
2
За городом испытываешь чувство равнодушия
к месту
2
Природа вызывает тоску и уныние 2
На природе преследуют воспоминания
о неприятностях
1
Погружение в себя на природе вызывает
заторможенность
1
За городом возникает желание вернуться
в городскую среду
1
В городе появляется чувство уверенности 1
Город вызывает прилив положительных эмоций
и поднимает настроение
1
Чувствуешь любовь к городу 1
В городе наступает расслабление, отдых,
отсутствие всяких мыслей
1
Возникает чувство величия города, загадки 1
Город притягивает к себе, ощущаешь единение
с городом
1

Вот обобщение мнений первой группы. При выезде на природу человек чувствует себя увереннее, расслабляется, забывает о проблемах, заряжается энергией для дальнейшей жизнедеятельности. Город же, по мнению этих учеников, давит на человека своим ритмом, динамичностью, разнообразием. Город действительно имеет огромную психологическую мощь, оказывающую отрицательное воздействие на людей. Причина может быть в том, что город имеет огромные размеры, постройки-великаны, цвета его серы и тусклы. Все это сильно давит на психику человека, и ему необходима временная разрядка. И здесь на помощь человеку приходит природа с ее лесами, полями, речками, озерами, голубым небом и зеленой травой. Пребывание на природе помогает человеку добиться психологического комфорта и делает возможным дальнейшее существование в городской среде. Кроме психологического влияния город оказывает отрицательное воздействие и на состояние здоровья человека. В результате неблагоприятного воздействия промышленности, транспорта, коммунального хозяйства ухудшились экологические условия города, вслед за этим повысилось количество хронических заболеваний, специфических для города: астма, бронхит, тонзиллит, заболевания кожи, волос и др. Для оздоровления человеку необходимо выезжать за город. Есть еще одна отрицательная черта большого города — криминальная обстановка, которая становится все более напряженной (убийства, грабежи, насилия, взрывы домов, захваты заложников) и делает проживание в городе небезопасным.
Эту ситуацию городские дети четко понимают, осознают и описывают в своих высказываниях. (Подчеркну, что приведенный текст основывается на предложениях, высказанных самими учениками.)
Есть люди, которых город притягивает гораздо больше, чем природа. Город выступает психологической защитой для современного человека. Человек достаточно уверенно чувствует себя в городской среде благодаря тому, что город, ограничивая жизненное пространство, выступает местом, где человек может себя реализовать, не опасаясь быть растворенным в безграничности. У «урбанистов» мы находим такие определения отношения к городу: «город – великий и могучий», «нет ничего красивее ночного города».

ВЫВОД

В результате работы-практикума нам удалось выявить особенности мышления современных молодых людей, выросших в столичном городе. Урбанизация создала существенно нового человека с новой психологией, который не представляет себе жизни без города и не нуждается в природе. Но половине опрошенных детей все-таки пока недостает природы для удовлетворения своих физиологических, духовных и психологических потребностей.

У Кремля. Фото Д. Зверева www.photosight.ru Московский дворик. Фото Т. Ланской www.photosight.ru

У Кремля

Фото Д. Зверева
www.photosight.ru


Московский дворик

Фото Т. Ланской
www.photosight.ru

Второй социологический практикум

МОСКВА.
ПРИРОДНЫЙ И УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТЫ:
восприятие человеком

Цель: Исследование восприятия города Москвы школьниками и их родителями.
Форма: Опрос трех возрастных групп: второклассников, девятиклассников и их родителей; обобщение результатов.

ХОД РАБОТЫ

Опрос
Респондентов трех возрастных категорий — второклассников, девятиклассников и их родителей, мы спросили: «Каких пять определений (в форме прилагательных) и в какой последовательности вы выберете для оценки нашего города?»
На уроке географии в 9-м классе выделялось 5 минут для того, чтобы ученики очень быстро могли написать на листочке всего 5 слов. В этом опросе практически принимали участие все ученики.
Далее детям предлагалось попросить родителей дома очень быстро написать свои 5 прилагательных, относящихся к Москве. Не все родители выражали желание принять участие в опросе, но для получения данных для анализа материал всегда набирался.
Обычно двое желающих учеников-девятиклассников шли в начальную школу, в один класс, и предлагали второклассникам написать по 5 таких прилагательных.

Аналитика
Нужно было проанализировать и объяснить полученные данные: позитивные и негативные оценки. Для этого выбирались желающие ученики, которые просчитывали, классифицировали и анализировали данные, полученные в своем классе, а потом и данные четырех классов вместе, родителей и второклассников. Обработанные данные приведены в таблицах 3—7. Этот практикум проводился в течение нескольких лет, и в результате мы получили целый временной ряд данных. Группа учеников в 2002/03 учебном году провела свой анализ, используя материалы практикумов прежних лет.
Мы получили данные от учеников 2-го класса начиная с 1996 г. и этих же учеников спустя 7 лет, когда они стали учениками 9-го класса (табл. 3). Конечно, мнение детей со временем меняется, и наблюдения за разновозрастными детьми в течение нескольких лет представляют особый педагогический интерес.
В ряду наблюдений заметно выделяются два года (1996-й и 1997-й) — до и после празднования 850-летия Москвы. В течение двух лет мнение девятиклассников изменилось в лучшую сторону (преображение Москвы было довольно ярким, и оно не могло остаться незамеченным), но не очень значительно. В 1997 г. позитивных мнений стало больше, чем негативных, появились новые положительные определения.
Разные возрастные группы имеют разные мнения.
У детей младшего возраста мнение о городе из года в год не меняется. Оно более идеализировано, чем у учеников старшего возраста. Эти дети больше видят красоту, грандиозность, величие. Плохое они либо не видят, либо видят очень редко, поэтому их прилагательные полны радости, света, ощущения могущества Москвы, привлекательности и прочих положительных эмоций.
Дети-подростки имеют несколько другое мнение. Причем подросшие дети (опрос 9-классников спустя 7 лет) поменяли его в худшую сторону. Появилось больше негативных определений. Дети стали видеть больше грязи, копоти, шума, разрушенных зданий, криминала. Это связано не с тем, что Москва становится хуже, нет. Москва строится, хорошеет. Скорее всего, меняется мировоззрение учеников. Дети бывают в других местах Москвы, отличных от тех мест, куда их в детстве водили родители. Но все-таки и с появлением негатива они продолжают считать Москву красивой, великой, особенной.
Статистика мнений родителей девятиклассников выглядит не так радужно. Родители, люди среднего возраста, придерживаются более строгих, иногда скептических взглядов. Но они судят и думают исходя из своего жизненного опыта. Чаще, чем у детей, у них появляются такие определения, как «преступная», «загрязненная», «шумная». В высказываниях родителей очень часто видны нотки ностальгии по той Москве, какой она была в их молодости: величественная, белокаменная, златоглавая, театральная. О такой Москве они читали, смотрели фильмы, их учили в школе. У многих учеников родители приехали в Москву из провинции, и, по-видимому, их первое впечатление о Москве осталось в памяти на всю жизнь.

ВЫВОДЫ

Вот какой заключительный вывод сделали дети. Огромное значение в оценке города имеет психологический настрой, образ мышления, даже настроение. Немаловажным фактором является и «суровая действительность», окружающая нас. Люди разных возрастов имеют разное мнение, но все они по-своему правы. Наша Москва, бесспорно, красива и своеобразна, но она при этом остается огромным мегалополисом со всеми отрицательными явлениями: шумом, загрязнением, смогом. И нам этого не изменить. Но мы, москвичи, продолжаем любить нашу столицу и гордиться ею. Ведь прекрасного в ней гораздо больше, чем плохого.
Вывод автора. Роль таких практикумов, проводимых детьми, несомненно, велика. Ученики с большим интересом вступают в исследования. Это учит их работать со сверстниками, собирать и обрабатывать статистический материал, выявлять определенные зависимости и закономерности влияния города на жизнь людей, учит делать выводы. В дальнейшем этот опыт поможет им в научной работе, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Таблица 3

Мнения девятиклассников о Москве в 1996 г.
(25 опрошенных)

Определения Частота
Положительные
Большая 15
Красивая 12
Красная 7
Любимая, древняя, родная, старинная по 5
Старая, светлая, златоглавая, современная, центральная, развитая по 3
Огромная, историческая, театральная, белокаменная по 2
Добрая, теплая, сильная, прекрасная, гордая, индустриальная, строящаяся,
зеленая, яркая, знаменитая, огромная, дорогая, интернациональная,
богатая, неприступная, звонкая, столичная, культурная, величавая,
благоустроенная, могущественная, живописная, промышленная
по 1
Всего 100
Отрицательные
Грязная 12
Товарная 2
Криминальная,
экологически загрязненная,
бандитская,
коррумпированная,
неспокойная, торговая,
серая, небольшая,
не зеленая,
коммунальная
по 1
Всего 25

Таблица 4

Мнения второклассников о Москве в 1996 г.
(17 опрошенных)

Определения Частота

Положительные

Красивая 17
Большая 13
Добрая 10
Золотая, златоглавая по 3
Светлая, богатая, могучая, узорчатая, родная по 2
Любимая, русскоговорящая, мирная,
трудолюбивая, радостная, прекрасная,
прелестная, чудесная, хорошая, стройная,
изобретательная, лучшая, могущественная,
мужественная, изысканная, сердечная,
жизнерадостная, очаровательная, старинная,
справедливая, хлебосольная, веселая, сильная,
развивающаяся, честная, развитая
по 1
Всего 82
Отрицательные
Торговая, не живая, грязная по 1
Всего 3

Таблица 5

Мнения девятиклассников о Москве в 1997 г.
(20 опрошенных)

Определения Частота
Положительные
Красивая 18
Большая 9
Родная 7
Любимая 5
Златоглавая, великая, древняя по 4
Современная, хорошая по 3
Огромная, известная
Непобедимая, лучшая, наша, молодая,
модернизированная, знаменитая,
неповторимая, загадочная, богатая, светлая,
спортивная, русская, культурная, дорогая,
веселая, речная, белокаменная,
расцветающая, наполненная жизнью
по 2
Всего 81
Отрицательные
Загрязненная 10
Вонючая, скучная, застроенная, неправильная,
промышленная, бедная, серая, ненормальная,
одинаковая
по 1
Всего 19

Таблица 6

Мнения девятиклассников о Москве в 2002 г.
(22 опрошенных)

Определения Частота
Положительные
Красивая 20
Большая 8
Родная 6
Великая, огромная, прекрасная по 4
Златоглавая, восхитительная, веселая,
богатая, новая, лучшая,
великолепная, замечательная
по 2
Красочная, неповторимая, наилучшая,
популярная, свободная,
удивительная, многолюдная, обаятельная,
непобедимая, любимая, чарующая,
многоэтажная, разная, здоровая,
крупнейшая, чистейшая, современная,
главная, рабочая, красная,
модернизированная, знакомая,
захватывающая, быстроразвивающаяся,
старинная, важная, крутая, клёвая
по 1
Всего 90
Отрицательные
Грязная 10
Шумная, жестокая, старая по 2
Вонючая, тяжелая, бедная, стрёмная по 1
Всего 20

Таблица 7

Мнения о Москве родителей девятиклассников 2002 г.
(22 человека)

Определения Частота
Положительные
Родная, разнообразная, златоглавая,
неповторимая, большая, любимая, красная
по 6
Золотая, прекрасная по 5
Белокаменная, особенная, великая, могучая,
веселая
по 4
Театральная, высотная по 3
Чистая, многонациональная, величавая,
историческая, незабываемая, огромная,
непобедимая, деловая, контрастная
по 2
Молодая, обширная, комфортная, дорогая,
хлебосольная, спортивная, обновленная
по 1
Всего 96
Отрицательные
Криминальная 3
Шумная, грязная, террористическая,
ветхая, бедная
по 2
Старая 1
Всего 14