Метели, вьюги, бураны
Составитель Ю.Н. ЛАЗАРЕВИЧ
Непроглядная вьюга
...Кузьма шагнул в сени. Снежный ветер ударил ему
в лицо. Занесенный порог белел в темноте, крыша
гудела. А за порогом несла непроглядная вьюга, и
свет, падавший из окошечек, из толщи снежной
завалинки, стоял дымными столбами...
Вьюга не стихла и утром. В серой несущейся мути не
было видно ни Дурновки, ни мельницы на мысу. Порой
светлело, порой становилось похоже на сумерки.
Сад побелел, гул его сливался с гулом ветра, в
котором все чудился дальний колокольный звон.
Острые хребты сугробов дымились. С крыльца, на
котором, жмурясь, обоняя сквозь свежесть вьюги
вкусный запах из трубы людской, сидели
облепленные снегом овчарки, с трудом различал
Кузьма темные, туманные фигуры мужиков, лошадей,
сани, позвякиванье колокольцев... Лошади
прижимали уши, воротили морды от снежного ветра,
ветер разносил говор, крик, слепил глаза, белил
усы, бороды, шапки, и поезжане с трудом узнавали
друг друга в тумане и сумраке.
Иван БУНИН.
Деревня. 1909—1919
Предрассветный час
В предрассветный час иногда зарождается мороз,
определяются направление и сила ветра, и потому,
если хочешь понять, как сложится день, непременно
надо выйти из дома и наблюдать предрассветный
час. От моего жилища до крутого обрыва над озером
всего двадцать шагов, тут я стою, наблюдаю, как по
диску луны перемещается тончайшая веточка осины,
другая проходит, третья, этот осинник как бы
шерсть земли, в которой запрятался я, и эти
веточки, отдельные шерсточки, проходя по диску
луны, открывают мне движение планеты — любимый
мой опыт и, кажется, единственный, позволяющий
видеть глазами движение...
...Сильный ветер порывом налетел, закачал осины и
спутал видимое движение. Но все равно, видно или
не видно глазами, земля несется в пространстве.
Ветер сильнеет. Деревья начинают стучать друг о
друга оледенелыми сучьями. Каждые десять минут
на рассвете температура падает на полградуса, и
вот уже становится невыносимо стоять на мостике
будущего капитана земли: пятнадцать при сильном
ветре. Восход начался в красных мечах.
На пять минут я забежал домой поставить самовар,
и, когда вернулся, мечей уже не было, солнце
закрылось, и по всему озеру бежали дымки метели,
обнажая местами темный лед. Пока не замело еще
ночные следы зверей, я спешу на лыжах проверить
волка, стерегущего мою охотничью собаку, и скоро
нахожу в кустах отпечатки его хорошо знакомых
мне лап... след идет из оврага в поле, а там несет и
так удивительно наметает на след, что он
становится выпуклыми, далеко видными шишками с
точным изображением пальцев, когтей, как будто из
гипса по форме отлитыми. Некоторое время я иду по
шишкам, но капризная метель вдруг как будто не
захотела, чтобы я проник в звериные тайны, и
совсем начисто перемела.
<...>
Всю эту ночь бушевала метель и выдула дом
совершенно. В предрассветный час вышел я
наблюдать и сейчас же вернулся, — нечего
наблюдать, кругом гудит, свистит, несет сверху и
снизу, вмиг пронизывает до костей. На рассвете
еще слабо несло, только нос щекотало, лыжа тонула
в снегу на пол-аршина. Я посмотрел на дом со
стороны и подивился: это не дом был, а какой-то
нансеновский «Фрам» в полярной стране,
засыпанный, затертый, а вокруг курящийся зыбучий
океан, далеко вокруг никакого жилья, никакого
следа человека, и даже засыпаны все звериные
следы совершенно. В можжевельниках намело
неправильные, островерхие, похожие на дюны
сугробы, я провалился в одном по самую шею,
барахтался, ознобил руки. А пока я бился в сугробе,
вдруг встало белое во весь рост от земли и до неба.
Казалось, белый охотник окладывает меня своим
шнуром, я же так беспомощен и дивлюсь, зачем он
хлопочет, — приди и возьми... Не миновать этой
жути в природе, когда опускаются руки, и если
тонешь, то кажется, гораздо легче тонуть, чем жить,
а если замерзаешь, то много приятней мерзнуть...
из-за чего тут стараться, если годом раньше, годом
позже, тыкаясь в зафлаженные стороны, подойдешь
непременно к своим воротам.
Странно увеличиваются в метель все предметы.
Кустарник мне показался стеной высокого леса, и
вдруг из него выскакивает зверь высотой в пол-леса
с ушами в аршин. Зверь летел прямо на меня, так что
я даже для обороны взмахнул топором, но зайцу я
показался, наверное, еще страшнее, чем он мне, и он
сразу махнул в сторону. Вслед за ним показалось
то, что его подшумело, какая-то высокая башня, а из
этого вышел дядя Матвей...
Михаил ПРИШВИН.
Календарь природы. Зима
Около 1940 г.
Все бело и подвижно
Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху
снег шел сухой и мелкий, казалось, начинало
подмораживать; нос и щеки сильнее зябли, чаще
пробегала под шубу струйка холодного воздуха, и
надо было запахиваться. Изредка сани постукивали
по голому, обледенелому черепку*, с которого снег
сметало. Так как я, не ночуя, ехал уже шестую сотню
верст, я невольно закрывал глаза и задремывал.
Раз, когда я открыл глаза, меня поразил, как мне
показалось в первую минуту, яркий свет,
освещавший белую равнину: горизонт значительно
расширился, черное низкое небо вдруг исчезло, со
всех сторон видны были белые косые линии
падающего снега; фигуры передовых троек
виднелись яснее, и, когда я посмотрел вверх, мне
показалось в первую минуту, что тучи разошлись и
что только падающий снег застилает небо. В то
время, как я вздремнул, взошла луна и бросала
сквозь неплотные тучи и падающий снег свой
холодный яркий свет. Одно, что я видел ясно, это
были мои сани, лошади, ямщик и три тройки, ехавшие
впереди. Передовой ямщик изредка стал
останавливать лошадь и искать дороги. Тогда,
только что мы останавливались, слышнее
становилось завывание ветра и виднее
поразительно огромное количество снега,
носящегося в воздухе. Мне видно было, как при
лунном, застилаемом метелью свете невысокая
фигура ямщика с кнутовищем в руке, которым он
ощупывал снег впереди себя, двигалась взад и
вперед в светлой мгле, снова подходила к саням,
вскакивала бочком на передок, и слышались снова
среди однообразного свистения ветра ловкое,
звучное покрикиванье и звучание колокольчиков.
Долго мы ехали, не останавливаясь, по белой
пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющемся
свете метели... Впереди, на одном и том же
расстоянии, убегают передовые тройки; справа,
слева все белеет и мерещится. Напрасно глаз ищет
нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора —
ничего не видно. Везде все бело, бело и подвижно:
то горизонт кажется необъятно-далеким, то сжатым
на два шага во все стороны, то вдруг белая высокая
стена вырастает справа и бежит вдоль саней, то
вдруг исчезает и вырастает спереди, чтобы
убегать дальше и дальше и опять исчезнуть.
Посмотришь наверх — покажется светло в первую
минуту, кажется, сквозь туман видишь звездочки;
но звездочки убегают от взора выше и выше и
только видишь снег, который мимо глаз падает на
лицо и воротник шубы; небо везде одинаково светло,
одинаково бело, бесцветно, однообразно и
постоянно подвижно. Ветер как будто изменяется:
то дует навстречу и лепит глаза снегом, то сбоку
досадно закидывает воротник шубы на голову и
насмешливо треплет меня им по лицу, то сзади
гудит в какую-нибудь скважину. Слышно слабое,
неумолкаемое хрустение копыт и полозьев по снегу
и замирающее, когда мы едем по глубокому снегу,
звяканье колокольчиков.
* Череп — по В.И. Далю — о погоде: ледяной слой по
земле, под снегом, по насту; гололедица.
Лев ТОЛСТОЙ.
Метель.
1856
Штурм сухопутный
День светит, вдруг — не видно
зги,
Вдруг ветер налетел размахом.
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.Снег
сверху бьет, снег веет снизу,
Нет воздуха, небес, земли!
На землю облака сошли,
На день насунув ночи ризу,
Штурм сухопутный: тьма и страх!
Компас не в помощь, ни кормило;
Чутье заглохло и застыло
И в ямщиках, и в лошадях.
Тут выскочит проказник леший, —
Ему раздолье в кутерьме:
То огонек блеснет во тьме,
То перейдет дорогу пеший.
Там колокольчик где-то бряк,
Тут добрый человек аукнет,
То кто-нибудь в ворота стукнет,
То слышен лай дворных собак...
Пойдешь вперед, поищешь сбоку,
—
Все глушь, все снег да мерзлый пар.
И божий мир стал снежный шар,
Где как ни шаришь, все без проку.
Тут к лошади косматый враг
Кувыркнется с поклоном в ноги,
И в полночь самую с дороги
Кибитка набок — и в овраг!
Ночлег и тихий и с простором:
Тут тараканам не залезть,
И разве волк ночным дозором
Придет проведать — кто тут |
есть? |
Петр ВЯЗЕМСКИЙ.
Метель.
1828
Переплетенные корни
В представлениях многих людей все еще
превалирует «инстинктивный европоцентризм»,
привычка сводить истоки общечеловеческой
цивилизации лишь к античному греческому
искусству, римскому праву, христианским
заповедям.
Измышления о несовместимости духовного наследия
Запада и Востока были особенно модны у хозяев
заморских владений. Создавались стереотипы:
Запад — это гуманизм, Восток — деспотизм.
Запад возвеличивает человека, Восток
фанатически поклоняется богам.
А между тем Конфуций еще двадцать пять столетий
назад говорил, что принцип «жэнь» (гуманность,
человечность) должен лежать в основе
человеческих отношений. Если европейцам 1572 год
напоминает о Варфоломеевской ночи, то
мусульманский правитель Индии Акбар в том же
самом году провозгласил религиозную терпимость
основой государственной политики.
Процесс похож на улицу с двусторонним движением,
где в различные часы доминируют разные потоки.
Именно с Востока пришли к нам многие достижения
математики, астрономии, медицины. А кто как не
китайцы дали миру бумагу, компас, порох?
Во второй половине XIX века Япония, отказавшись от
самоизоляции, принялась заимствовать научно-технические
достижения Запада. И как раз тогда же японские
цветные гравюры эпохи Токугава вдохновили Ван
Гога и Гогена бросить вызов канонам западной
живописи.
Будучи многоликим, он целостен — наш
взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Когда
человеческая цивилизация оказалась в опасности,
мы особенно остро почувствовали, как тесно
переплетены ее корни.
Всеволод ОВЧИННИКОВ.
Своими глазами. 1990
|