|
На выборах
в Государственную Думу
победила география
|
Прошел накал страстей, связанный с
выборами. Кого-то электоральные результаты
вполне удовлетворили, кого-то нет. Президент
страны, комментируя итоги голосования, призвал
политические силы к взвешенному и вдумчивому
анализу, к тому, чтобы каждый извлек из выборов
уроки для себя. Постараемся рассмотреть
результаты выборов с точки зрения того, какие
уроки должны мы извлечь для совершенствования
системы образования, для развития нашего
предмета.
Каковы же итоги волеизъявления граждан, зримые
предпочтения людей? Прежде всего, обращает на
себя внимание головокружительный успех тех
партий, которые в своих названиях и предвыборных
программах главный акцент сделали на идее
общей для всех нас территории. Абсолютно
победила Единая Россия, самый
впечатляющий успех, моральную победу
продемонстрировала Родина (если бы
можно было смоделировать процесс в лаборатории
«при прочих равных условиях», блок «Родина» —
единственный, кто пришел на выборы с программой,
а не авторитетами, символами или обаянием вождя,
— стал бы, скорее всего, абсолютным победителем).
Явно понизился интерес к партиям, ставящим во
главу угла проблемные или системные установки.
Но, заметим, и две другие прошедшие в Думу партии
— и ЛДПР, и КПРФ — в своих названиях все-таки
содержат милые людям слова — топонимы
Россия и Российская Федерация.
Напротив, два следующих ожидавшихся фаворита —
СПС и «Яблоко» — словно бы нарочно себя
географически никак не позиционировали,
выступили как партии «без родины», «без адреса».
И обеим, вопреки всем прогнозам, граждане России
отказали в поддержке. Дело, разумеется, не в
названиях, но названия партий — преднамеренно
или бессознательно — отражают суть идеологий.
Глобалистское миросозерцание, витающее над
Землей, снисходительно поглядывающее на
конкретные территории, поддержки людей, живущих
на нашей территории, не получило. Территориально
невменяемый* абстрактный гуманизм, рассуждения о
справедливости вообще поддержки избирателей,
примеряющих абстрактные устремления к
конкретным географическим условиям нашей
территории, не получили. Вот уж поистине, без
географии вы нигде.
Не имели успеха и партии, организованные по
отраслевому и возрастному признакам, а тем более
— выступившие под какими-то биологическими
лозунгами (вроде Партии жизни).
Итак, главный вывод, который мы должны сделать,
заключается в том, что идея нашей территории,
нашей Родины, нашего обитаемого пространства —
это главная идея, сплотившая сегодня людей
разных взглядов, всех их подвигнувшая к тому,
чтобы прийти на выборы и с помощью
избирательного бюллетеня передать свое
умонастроение государству. Для географии, для
географического образования этот вывод имеет
огромное значение. Вернее, значение имеет не
вывод — значим и дорог реальный кредит доверия,
который миллионы избирателей, миллионы
родителей дали в декабре 2003 г. нашему предмету.
«Вернем себе Россию» — под таким лозунгом
победил на выборах блок «Родина». Мы не будем
здесь рассматривать политическое и
экономическое значение этого лозунга. Обратим
внимание на его образовательные аспекты. Наша
неотложная задача сегодня — вернуть нашим
детям образ милой и великой Родины. Нам
предстоит в ближайшее время поднять в школе
географическое образование на должную высоту
— высоту, достойную волеизъявления граждан
страны. Чувство местности, любовь к Родине,
переживание обитаемого пространства как части
себя, патриотизм — за это избиратели
проголосовали как за высшие ценности. Это ли не
социальный заказ образованию?
Что следует сделать в системе образования, чтобы
исполнить недвусмысленно выраженную народную
волю?
* Использовано выражение В.Л. Каганского,
употребленное, правда, по другому поводу.
Первое:
в отношении проекта
базисного учебного плана
Я прошу авторов проекта (см. «География»,
№ 31/2003, c. 3), предусматривавшего сокращение
учебного времени на преподавание географии,
отозвать свой проект. Отозвать по доброй воле,
приняв во внимание общественные реалии. Проект
идет вразрез с тем, что хотят родители, и родители
об этом заявили на выборах. Можно, конечно,
настаивать, убеждать всех в том, что правы только
разработчики проекта, а люди, живущие в России, не
правы, отстали, неправильно голосовали и т.п. Но в
условиях моей страны модель поведения «Лезть в
окно, когда вам указали на дверь» никогда не
имела и не будет иметь успеха в долгосрочной
перспективе. Можно, конечно, амбициозно
проводить свои, не желанные обществом идеи, но в
итоге это обернется пустой тратой сил для
общества. Образование должно, конечно, идти
впереди общества. Но оно не может галопировать
перед ним, как 3,9% перед семьюдесятью.
Я прошу лиц и организации, которые по тем или иным
обстоятельствам одобрили проект БУПа,
дезавуировать свои апробации.
Вспомним педагогическое требование великого
Песталоцци: важно, чтобы дети «не только не были
отчуждаемы образованием от той среды, в которой
они родились, но чтобы образование еще более
сблизило их с родною средою».
В 2004 г. необходимо мобилизовать творческие
силы для разработки государственной программы
родиноведческого образования молодых жителей
России. Курс географии России должен, как
это и было в нашей школе несколько десятилетий
назад, начинаться в 4—5-м классах. И география
должна сопровождать школьника до выпускного
класса. Разумеется, географии в
родиноведческом образовании предстоит
взаимодействовать с историей и другими
дисциплинами гуманитарного и эстетического
циклов. Но, очевидно, именно географии обществом
дан мандат на лидирующую роль в этой работе.
Косвенным показателем того, что история не
рассматривается сегодня как магистральная
воспитывающая дисциплина, служит то, что на
выборах партии, использующие образы «Русь»,
«Святая Русь» и т.п., не обратили на себя
никакого внимания избирателей. Людей интересует
Родина здесь и сейчас — предмет географии. В
любом случае, история с ее неизбежными оценками
людей, событий, поступков (а безоценочную историю
и преподавать не стоит) всегда будет скорее
яблоком раздора, нежели средством сплочения
людей. Географический же ландшафт, местность,
город, район, река, поле, лес, горы — символы
общечеловеческие, политически не окрашенные,
примиряющие и объединяющие.
Итак, 2004-й год должен стать годом перестройки
базисного учебного плана на родиноведческих
началах.
Второе:
в отношении самой географии в школе
Нам предстоит переосмыслить курс географии в
школе. На первый план мы должны выдвинуть
воспитывающий, нравственный и гражданственный
потенциал нашего предмета. Нам нужен
талантливый, наполняющий ребенка светом Родины
курс географии России (пропедевтика для 4—6-го
классов; формирование образа Родины и ее
территориальных лиц в базовом образовании;
углубленное и проблемно окрашенное изучение
географии страны в старшей школе), нам нужна
талантливая, побуждающая к раздумьям и
патриотическим действиям сравнительная
география (курсы изучения географии мира в
сравнении с Россией для определения места России
в мире).
Когда мне приходится говорить об этом с
педагогами и учеными-географами, они, как
правило, соглашаются, но задают извечный вопрос:
«А кто сделает такие курсы? Мы всех авторов знаем
наперечет». Я думаю, авторы найдутся: была добрая
воля государства, желание правительства
соответствовать тому, что в советское время
называли «думами и чаяниями народа», а на
современных семинарах-тренингах именуют
«ожиданиями участников». Но даже если наша
география иссякла, оскудела людьми, это не
значит, что наших детей можно лишить
воспитывающей, возвышающей душу географии
России. Ведь, например, когда в 90-е годы выявилось,
что наши швейники и обувщики патологически
неспособны наладить производство хороших вещей,
правительство не оставило ходить людей голыми и
босыми. Пошел импорт, а там и сами стали учиться
шить и тачать по-новому. Я не призываю, конечно,
импортировать курс географии России из-за рубежа
(хотя в разных странах есть хорошие, умные,
методически выверенные учебные тексты о нашей
территории). Но для разработки родиноведческого
курса можно было бы призвать умного, порядочного
и обладающего широким кругозором и чувством
интересного публициста или писателя — класса
покойного Чивилихина или ныне здравствующего
Василия Пескова.
Умная, талантливая, благожелательная к
ребенку география благодаря своему
воспитательному, патриотическому потенциалу
имеет все шансы занять вакуум, создавшийся в
школе после роспуска детских и молодежных
организаций. Туристско-экскурсионная
работа, виртуальное и очное познание территории
страны могли бы стать идейным стержнем школьных
организаций, зародышем массового молодежного
движения.
География должна служить воспитанию граждан
страны, их объединению и сотрудничеству.
Третье:
в отношении новаций
Министерства образования
Наблюдая деятельность министерства в
последнее десятилетие, я не могу избавиться от
ощущения, что руководители образования
озабочены не тем, как бы получше научить, развить,
воспитать наших детей, а тем, как бы их получше да
похитрее спросить, проверить, протестировать,
проранжировать, рассортировать. Правильная в
своих основаниях идея Единого государственного
экзамена на практике выливается в то, что школы
будут работать не в направлении развития
душевных и интеллектуальных сил новых
демографических когорт, ежегодно вливающихся во
взрослый народ на российской территории, а будут
заниматься натаскиванием, превращением наших
детей в какие-то подобия компьютеров.
Хороший курс родиноведения не может и не должен
строиться под подобную систему тестирования.
Географы, имеющие гражданское мужество, должны
отказаться от участия в подобных разработках.
2004-й год нам предстоит посвятить тому, чтобы продвигать
на государственном уровне идею сквозного
родиноведческого обучения и соответствующую ей
особую систему оценки.
Министерство и его консультанты должны сделать
для себя выводы из результатов выборов: люди
проголосовали за целостный великий образ —
Россию, Родину. Тесты и профильное обучение
концептуально противоречат этим человеческим
умонастроениям. Я прошу министра образования
подумать над результатами выборов, чтобы
вверенная ему организация из Министерства образования
не превратилось в Министерство аттестаций и
тестирования (то есть Министерство унижения
учителей и оболванивания граждан России).
Четвертое:
что сейчас следует делать
учителям географии?
Нужно прислушиваться к своему внутреннему
голосу, своему личному опыту познания страны. Нужно
рассказывать о нашей Родине ярко, интересно,
увлекающе. Нужно давать тот материал,
который, по вашему мнению, лучше всего раскрывает
страну, заставляет гордиться ею. Нужно
произносить те слова, из которых постепенно,
неявно, от урока к уроку, от впечатления к
впечатлению, от образа к образу, от мысли к мысли,
созидаются основы того чувства, которое
выспренно именуется любовью к Родине.
И не бойтесь, если в чем-то ваши уроки не будут
соответствовать программе. Хорошее все равно
всегда побеждает.
Больше и чаще разговаривайте с родителями
ваших учеников: как они видят преподавание
России, из чего соткан их образ страны и ее
регионов? Из тех казенных сентенций, что
стоят в наших программах и параграфах и которые
вгоняют в отупляющие вопросы ЕГЭ? Или из ярких
воспоминаний об участии в великих стройках, о
путешествиях по ландшафтам, где дух захватывает
от красоты и простора, о встречах с прекрасными
людьми в тундре, в тайге, в горах? Нам всем вместе
нужно сформировать банк общественных мнений о
том, какова она — наша Родина. Наша милая,
скромная и великая Россия.
Из этих мыслей, из этих мнений и предстоит нам
всем сформировать лучший школьный курс — курс о
пространстве, в котором мы живем.
Пятое:
о чем я бы просила родителей
Отчасти я сказала уже об этом в предыдущем
пункте. Родители должны осознать, что они —
заказчики образования. И их влияние на
образовательный процесс — одно из важнейших
направлений реализации подлинного
народовластия. Родителям, может быть, не так
просто вникнуть во все тонкости обучения
математики и физики. Но свою страну люди, в этой
стране обитающие, «в своей сумме» знают. И каждый
имеет моральное право формулировать системе
образования свой заказ на родиноведческое
образование своего ребенка. Мы же к этим заказам
должны почтительно прислушиваться.
Сложилась странная ситуация. Любое решение
крупного министерства и ведомства сейчас
находится под формальным или неформальным
общественным контролем. Под окнами Минатома
митингуют гринписовцы и им подобные, чрезмерную
суровость судов нейтрализует Комиссия по
помилованию, Комитет солдатских матерей
ограничивает произвол даже всемогущего
Минобороны. Лишь Министерство образования — вне
эффективного общественного наблюдения. Между
тем плохой базисный учебный план, направленный
на отчуждение детей от родной среды,
неоправданный крен в сторону тестирования,
подавляющего развитие личности, сортировальное
профилирование наших детей может нанести стране,
нации, нашей любимой территории намного больший
урон, нежели захоронение партии ядерных отходов
в красноярских скалах.
Настало время формирования Всероссийского
родительского комитета — общественного
органа контроля за деятельностью
Минобразования. Этот орган может быть создан при
президенте, при Государственной Думе или ином
независимом государственном органе. Через
родительскую общественную организацию
избирателей нам, в частности, предстоит
продвигать идею воспитывающего и развивающего
родиноведения.
Великий бразильский композитор Вила-Лобос
говорил, что для него учебником музыки была
географическая карта Бразилии. Для наших детей
учебником радости должна стать карта России. Мы
— заказчики образования. Вернем себе Россию.
Ольга КОРОТОВА,
главный редактор
|