Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2004

Хроника


Научно-практическая конференция
«Три века географического образования в России»
3—5 ноября 2003 г. Санкт-Петербург

 

Форум географов

В Санкт-Петербурге с 3 по 5 ноября проводилась научно-практическая конференция «Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее». В ней приняло участие более ста учителей, методистов, преподавателей высших учебных заведений из многих регионов России. Несмотря на финансовые трудности, некоторые учителя приехали за свой счет.
Торжественное открытие конференции состоялось в большом зале Русского географического общества. Наибольший интерес вызвали доклады вице-президента Русского географического общества, члена-корреспондента Российской академии образования Ю.Н.Гладкого «Современное развитие географии» и Ристо Хамари «Развитие школьной географии в Финляндии». Гость из Финляндии отметил, что география занимает достойное место среди прочих дисциплин в его стране. Ее изучение начинается в начальной школе, продолжается в средней и заканчивается в старшем, выпускном классе общеобразовательной школы.

Участники конференции на экскурсии в Екатерининском дворце в Пушкине
Участники конференции на экскурсии в Екатерининском дворце в Пушкине

Дальнейшая работа конференции проходила в Пушкине, в Ленинградском государственном университете. С приветственным словом выступил ректор ЛГУ профессор В.Н.Скворцов.
На пленарном заседании с докладом «Развитие российской методики обучения географии» выступил Д.П. Финаров (Российский педагогический государственный университет им. А.И. Герцена). Он подчеркнул значение новых технологий в обучении географии. Наиболее популярны в настоящее время модульное обучение, игровые технологии, проблемное обучение. Если игровые технологии учителя принимают с удовольствием, то модульные технологии остаются вещью в себе и требуют дальнейшей разработки.
В.Д. Сухоруков (Российский педагогический государственный университет) в докладе «География в школе XXI века» подчеркнул особенности современной географии, которая установила системный характер пространства, поэтому все современные проблемы географичны по своей сути. Следовательно, география не только мировоззренческая наука, но и теоретико-практическая, способная к инновационным идеям.
Э.Л. Файбусович (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) обозначил основные этапы географического образования. Он особо остановился на современном этапе, подчеркивая, что в настоящее время в школе приоритет получают прикладные учебные предметы, например информатика и иностранные языки, а роль базовых учебных предметов снижается.
Работа по секциям была организована в современном, хорошо технически оборудованном конференц-зале. Обсуждались стандарты географического образования (Н.Н.Петрова,
НИИ общего среднего образования РАО), единый государственный экзамен (Г.П.Аксакалова, МГОПУ им. М. Шолохова), педагогические технологии (О.В.Крылова, доцент АПКиПРО; Е.А.Таможняя, МПГУ), непрерывное географическое образование (В.Н.Холина, Российский университет дружбы народов), Е.Л.Плисецкий (Финансовая академия при Правительстве РФ), региональный компонент и краеведение (Т.С.Комиссарова, ЛГУ им. А.С.Пушкина; Н.Ф.Винокурова, Нижегородский университет) и другие проблемы.
В работе секций приняли участие редакторы ведущих географических изданий (О.Н.Коротова, главный редактор газеты «География»; И.И.Баринова, главный редактор журнала «География и экология в школе XXI века»; В.И.Сиротин, главный редактор издательства «ДИК»).
В заключение работы конференции было принято обращение к министру образования В.М.Филиппову, в котором учителя географии и методисты выражают беспокойство по поводу снижения уровня географического, а следовательно, и общего образования учащихся в связи с сокращением учебного времени на изучение географии в основной школе. На прямую угрозу естественнонаучному образованию, на возможность разрушения целостного научного мировоззрения учащихся указывают и представители науки и высшей школы.
В письме к министру был поставлен вопрос о неправомерности введения в основной школе одночасовых предметов, которые абсолютно неэффективны. Попытка превращения географии в одночасовой предмет — это путь к обезличиванию этого предмета, к полной потере его школьного статуса и у учащихся, и у родителей.
Сокращение часов на изучение географии нарушает сложившийся в школе баланс учебных часов, приводит к разрушению выстроенных межпредметных связей, целостности содержания образования.

Конференц-зал в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина. Слева направо: Г.П. Аксакалова (Москва), Т.С. Комиссарова (Санкт-Петербург), А.А. Лобжанидзе (Москва)

Конференц-зал в Ленинградском
государственном университете
им. А.С. Пушкина.
Слева направо: Г.П. Аксакалова (Москва),
Т.С. Комиссарова (Санкт-Петербург),
А.А. Лобжанидзе (Москва)

Крайне недальновидно выбрасывать из школы сложившийся учебный предмет, предмет как никогда прежде актуальный и современный, и заменять его на суррогат «обществоведческих знаний», в которых не выделен собственно предмет изучения.
Школьный предмет «география» обеспечен профессиональными педагогическими кадрами. В случае сокращения часов учителя лишатся возможности работать по профилю. Такое решение окончательно оттолкнет от школы молодых учителей, а в условиях острейшего кадрового кризиса, переживаемого российской школой из-за позорно низкой зарплаты, абсолютной социальной незащищенности учителя, может привести к ситуации, когда в школе просто не останется специалистов.
Большинство участников конференции отмечали проблемы и недостатки школьного географического образования, и это правильно, так как за последние десять лет образование в школе утратило свои прежние позиции и качество знаний учащихся продолжает ухудшаться. Но хочется верить, что придут новые люди, принесут свежие идеи, возрастет престиж географического образования.