Научно-практическая конференция
«Три века географического образования в России»
3—5 ноября 2003 г. Санкт-Петербург
Форум географов
В Санкт-Петербурге с 3 по 5 ноября проводилась
научно-практическая конференция «Три века
географического образования в России: прошлое,
настоящее и будущее». В ней приняло участие более
ста учителей, методистов, преподавателей высших
учебных заведений из многих регионов России.
Несмотря на финансовые трудности, некоторые
учителя приехали за свой счет.
Торжественное открытие конференции состоялось в
большом зале Русского географического общества.
Наибольший интерес вызвали доклады вице-президента
Русского географического общества, члена-корреспондента
Российской академии образования Ю.Н.Гладкого
«Современное развитие географии» и Ристо Хамари
«Развитие школьной географии в Финляндии». Гость
из Финляндии отметил, что география занимает
достойное место среди прочих дисциплин в его
стране. Ее изучение начинается в начальной школе,
продолжается в средней и заканчивается в старшем,
выпускном классе общеобразовательной школы.
|
Участники конференции на экскурсии
в Екатерининском дворце в Пушкине
|
Дальнейшая работа конференции
проходила в Пушкине, в Ленинградском
государственном университете. С приветственным
словом выступил ректор ЛГУ профессор В.Н.Скворцов.
На пленарном заседании с докладом «Развитие
российской методики обучения географии»
выступил Д.П. Финаров (Российский педагогический
государственный университет им. А.И. Герцена).
Он подчеркнул значение новых технологий в
обучении географии. Наиболее популярны в
настоящее время модульное обучение, игровые
технологии, проблемное обучение. Если игровые
технологии учителя принимают с удовольствием, то
модульные технологии остаются вещью в себе и
требуют дальнейшей разработки.
В.Д. Сухоруков (Российский педагогический
государственный университет) в докладе
«География в школе XXI века» подчеркнул
особенности современной географии, которая
установила системный характер пространства,
поэтому все современные проблемы географичны по
своей сути. Следовательно, география не только
мировоззренческая наука, но и теоретико-практическая,
способная к инновационным идеям.
Э.Л. Файбусович (Санкт-Петербургский
государственный университет экономики и
финансов) обозначил основные этапы
географического образования. Он особо
остановился на современном этапе, подчеркивая,
что в настоящее время в школе приоритет получают
прикладные учебные предметы, например
информатика и иностранные языки, а роль базовых
учебных предметов снижается.
Работа по секциям была организована в
современном, хорошо технически оборудованном
конференц-зале. Обсуждались стандарты
географического образования (Н.Н.Петрова,
НИИ общего среднего образования РАО), единый
государственный экзамен (Г.П.Аксакалова, МГОПУ им.
М. Шолохова), педагогические технологии (О.В.Крылова,
доцент АПКиПРО; Е.А.Таможняя, МПГУ), непрерывное
географическое образование (В.Н.Холина,
Российский университет дружбы народов), Е.Л.Плисецкий
(Финансовая академия при Правительстве РФ),
региональный компонент и краеведение (Т.С.Комиссарова,
ЛГУ им. А.С.Пушкина; Н.Ф.Винокурова,
Нижегородский университет) и другие проблемы.
В работе секций приняли участие редакторы
ведущих географических изданий (О.Н.Коротова,
главный редактор газеты «География»; И.И.Баринова,
главный редактор журнала «География и экология
в школе XXI века»; В.И.Сиротин, главный редактор
издательства «ДИК»).
В заключение работы конференции было принято
обращение к министру образования В.М.Филиппову, в
котором учителя географии и методисты выражают
беспокойство по поводу снижения уровня
географического, а следовательно, и общего
образования учащихся в связи с сокращением
учебного времени на изучение географии в
основной школе. На прямую угрозу
естественнонаучному образованию, на возможность
разрушения целостного научного мировоззрения
учащихся указывают и представители науки и
высшей школы.
В письме к министру был поставлен вопрос о
неправомерности введения в основной школе
одночасовых предметов, которые абсолютно
неэффективны. Попытка превращения географии в
одночасовой предмет — это путь к обезличиванию
этого предмета, к полной потере его школьного
статуса и у учащихся, и у родителей.
Сокращение часов на изучение географии нарушает
сложившийся в школе баланс учебных часов,
приводит к разрушению выстроенных межпредметных
связей, целостности содержания образования.
|
Конференц-зал в Ленинградском
государственном университете
им. А.С. Пушкина.
Слева направо: Г.П. Аксакалова (Москва),
Т.С. Комиссарова (Санкт-Петербург),
А.А. Лобжанидзе (Москва)
|
Крайне недальновидно выбрасывать из
школы сложившийся учебный предмет, предмет как
никогда прежде актуальный и современный, и
заменять его на суррогат «обществоведческих
знаний», в которых не выделен собственно предмет
изучения.
Школьный предмет «география» обеспечен
профессиональными педагогическими кадрами. В
случае сокращения часов учителя лишатся
возможности работать по профилю. Такое решение
окончательно оттолкнет от школы молодых
учителей, а в условиях острейшего кадрового
кризиса, переживаемого российской школой из-за
позорно низкой зарплаты, абсолютной социальной
незащищенности учителя, может привести к
ситуации, когда в школе просто не останется
специалистов.
Большинство участников конференции отмечали
проблемы и недостатки школьного географического
образования, и это правильно, так как за
последние десять лет образование в школе
утратило свои прежние позиции и качество знаний
учащихся продолжает ухудшаться. Но хочется
верить, что придут новые люди, принесут свежие
идеи, возрастет престиж географического
образования. |