Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2004

Реплика


Об учебнике географии России

В настоящее время при большом выборе учебников мы постоянно задаемся вопросом — каким должен быть учебник?
Наибольшую тревогу у учителей вызывают учебники по географии России (8—9-й кл.). По общему мнению учителей, учебник этот должен быть самым интересным, ведь сухое изложение материала не способствует развитию интереса к географии своей страны.
Наиболее удачным решением этой проблемы, на наш взгляд, является учебник географии России (I и II части) под редакцией A.И.Алексеева. Материал в нем излагается живым, ярким языком. Очень полезны вопросы и пояснения к картограммам. Вопросы и выводы в конце параграфов приучают ребят мыслить.
Основным недостатком данного учебника является, пожалуй, его нечеткость. Структура всех разделов, по нашему мнению, должна быть одинакова; отличаться же они должны содержанием — любой регион нашей страны неповторим.
Историю развития региона следует печатать более мелко, чтобы ученикам было легче выделить основной материал. Возможно, следует больше внимания уделить экономическому «лицу» регионов, а этнический состав населения представлять с фотографиями в национальных костюмах. Стоит, на наш взгляд, в общем разделе четче давать факторы размещения отраслей.
В разделе «Природа» напрасно разделены растительный и животный мир, природные зоны и природные комплексы. Эти темы стоит дать в одном общем разделе, иначе материал повторяется трижды; учителю объяснять, а учащимся изучать несколько раз одно и то же скучно. Растительный и животный мир — определяющий признак природных зон, а природные зоны — это природные комплексы. Видимо, господа ученые совершенно забыли, что учебник не вузовский, а школьный, и нарушили принцип целостности в изложении материала.
Возможно, стоит добавить еще немного ярких фактов и иллюстраций. Несмотря на эти недостатки, хочется выразить благодарность коллективу авторов под руководством А.И.Алексеева за оживший учебник. Можно надеяться, что именно он после переиздания будет признан лучшим.

А.Ф. ДАВЫДОВ,
учитель географии школы № 1963 г. Москвы,
методист района Южное Бутово