ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
|
|
«За державу обидно...»
В.В. МАРТЕМЬЯНОВ
учитель географии гимназии № 2
г. Пермь
Да, да обидно за наших безграмотных
руководителей, которые наворочали черт-те что и
могут еще наворочать. Обидно за географическую
безграмотность Хрущева с его кукурузно-целинной
эпопеей, обидно за Брежнева с его поворотами
северных рек через Каму в Каспий, с загубленным
Кара-Богаз-Голом, с уничтоженным Аралом, обидно
за Лужкова, реанимирующего проект переброски рек
в Казахстан. А все от элементарной
географической безграмотности. Вот и иду я на
урок, чтобы научить детей тому главному, что
определяет суть современной географии, — умению
прогнозировать ситуацию при воздействии
человека на природу. Конечно, сначала необходим
базисный уровень знаний, на основе которого
можно делать прогноз. Но прогноз — это и еще
умение чувствовать природу, а для этого надо быть
к ней поближе. Отсюда и триединая задача моей
деятельности как географа — учитывать возраст
детей, иметь непосредственный контакт с природой,
использовать прогнозные методики.
Первая задача хорошо решается применением
разработанной и опробованной мною игровой
образовательной системы в преподавании
географии*. Только творческая
раскованная личность может что-либо
спрогнозировать. А творчество дети лучше всего
проявляют в игре.
Вторая задача решается мною в многочисленных
походах по нашему краю — сплав по рекам на
катамаранах, пешеходные маршруты к интересным
природным памятникам, исследования наших
многочисленных пещер, скальный туризм (потом
делаем доклады на научно-практических
конференциях школьников).
Третья задача основана на положении, что будущее
прогнозных методик состоит в компьютерной
обработке исходного материала. Для этого я
привлекаю программы текстовых, графических, фото-,
видеоредакторов, программы презентаций, flash-технологий.
А в перспективе и Virtual Frontier-технологии.
Самое интересное, что все мои задачи принимаются
детьми «на ура». Нет скучных уроков — обучение
ведется в игре. Изменяется характер игр в течение
учебного года и всего курса географии от
репродуктивных и программируемых к
исследовательски-модельным — по мере развития
интеллекта учащихся.
От походов школьников за уши не оттащишь — это
знают все преподаватели. Я на основе десятка
двухдневных походов в году формирую комплексное
представление о природе нашего края (реки, пещеры,
скалы, месторождения...). За последние десять лет
— около 80 многодневных походов.
Ну и, наконец, компьютер. Это же мечта многих
школьников — научиться работать на машине.
Особенно, если в результате получается красивое
движущееся изображение, с которым можно дальше
работать, которое не стыдно показать товарищам.
Да еще и оценку получишь. Чтобы научить ребенка
программе презентации мне достаточно двух-трех
часов, столько же — работе с фоторедактором. И
вот уже мелькают на экране детские мысли об
окружающей нас природе — на основе фотографий и
видеосъемок, сделанных в походах. Остается
придать им правильное направление. А ведь
можно еще совместить географию и компьютерные
игры (правда, пока репродуктивные).
А еще иду я на урок географии, чтобы не пришла к
ним какая-нибудь молоденькая выпускница
пединститута, которая, кроме 22-летнего
жизненного опыта, ничего не имеет. Я вообще
считаю, что к детям нельзя допускать начинающих
педагогов. Что они могут им дать? Только то, что
услышали в институте да свой молодой задор. Нет,
пусть человек наберется жизненного опыта,
повидает мир, побывает в экспедициях, и вот тогда,
если не потеряет жизненный запал и энергию для
работы с детьми, пусть приходит в школу.
Ученики любят задавать вопросы и требуют
немедленного ответа. А если нет своей жизненной
позиции, нет опыта, то не станешь Учителем с
большой буквы (в высшем понимании этого слова)
для школьников. Да, со временем все придет, но при
чем тут дети, которые обучают тебя обретать этот
опыт? Они-то останутся «незажженным» факелом.
Природа мудро распределила роли в животной стае
— обучают молодежь еще нестарые, но опытные
особи. Нарушая этот принцип, мы создаем поколение
теоретически обученных, но практически
безграмотных людей. Кстати, сам я пришел в школу
после 7 лет геологических экспедиций, побывав в 40
городах СССР, в 8 странах, имея за спиной опыт
работы вожатым в Артеке, владея гитарой, кино-,
фото-, видео-, компьютерной техникой.
* В.В. Мартемьянов. Игросистема в
преподавании географии//География в школе, № 8/2001. |