ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
|
|
Ребята открывают
и утверждают себя
О.Н. БУРЛА
учитель географии СШ № 12
г. Тирасполь, Молдавия
Изведав мучения жажды,
я попробовал вырыть колодец,
чтобы из него черпали и другие.
Э. Сетон-Томпсон
Задумавшись над вопросом, поставленным газетой
«География», — «Зачем вы пойдете на урок
географии?» — я невольно вспомнила свои
последние рабочие дни прошлого учебного года и
те чувства растерянности и сожаления, которые им
сопутствовали. Заканчиваются последние
консультации, вопросы и экзамены, впереди лето, и
я наедине с собой, без школы, учеников и уроков
географии. В первые дни сложно привыкнуть к
свободе. Но свободное время, доставшееся учителю,
может быть затрачено не просто на отдых, а на
полезный отдых — путешествия по родному краю и
по возможности за его пределами, участие в
педагогических конференциях, встречи с
интересными людьми, коллегами для обмена
мнениями, знаниями, идеями, опытом работы и жизни,
чтение книг, статей и переосмысление
прочитанного. И все это необходимо человеку, а
тем более учителю, хотя бы для того, чтобы потом
умело использовать приобретенный опыт, мудрость
для преподавания, формирования неподдельного
интереса к своему предмету.
География обладает прекрасными возможностями
для обогащения кругозора человека, развития
мышления, воспитания лучших качеств человека:
любви к Родине, бережного отношения к природе
Земли.
Вот почему так необходимы вопросы и задания,
направленные не на заучивание и воспроизведение
знаний, а на развитие творческой, мыслительной
деятельности учащихся. Результаты подобных
работ бывают ошеломляющие, а для педагога и его
учеников наступает настоящий праздник
географических идей.
Вместе с учениками я попадаю в непроходимые
джунгли Африки, в страну-наоборот Австралию,
коричневую пустынную равнину — Сахару, да мало
ли куда, ведь мы собираем горные породы, сочиняем
репортажи о разных уголках Земли,
сказки-путешествия, карты несуществующих
островов и материков.
На уроках учащиеся моделируют различные
ситуации, рассуждают, решают географические
задачи. Например, что произойдет с природой
Австралии, если Большой Водораздельный хребет
станет в три раза выше; какой будет долгота
городов Москвы, Якутска, Пекина, если вести
отсчет от Пулковского меридиана; какое положение
примут материки и океаны через несколько
миллионов лет с учетом движения литосферных
плит; каким станет климат Европы при условии, что
теплое Северо-Атлантическое течение отклонится
к югу? Школьники могут провести небольшое
социологическое исследование о количестве детей
в семьях с 20-летним и с 5-летним стажем на примере
своего района, многоэтажного дома, сопоставить с
демографической ситуацией в мире и своем
государстве. Можно предложить вопрос: как
изменятся функции города Бендеры, если его
объявят столицей субъекта Молдавской Федерации,
а после изучения новых индустриальных стран
учащиеся сопоставляют возможности и условия
развития экономики этих стран и своего
государства.
С большим энтузиазмом многие ученики участвуют в
конкурсе фотографий «Мой город», «Мир и моя
семья». Ребятам интересны изменения,
произошедшие с родным городом в течение 10—20 лет,
показательны фотографии-пары: новое здание и
бывший пустырь; отреставрированный театр и театр
старый; новые и старые памятники и др. А от
стендов с изображением незнакомых городов,
тропических растений, айсбергов на фоне корабля,
морей (и не только ближайшего Черного) ребят
просто не оторвать. Вместе с учащимися готовим
уроки-игры, уроки-КВН, уроки-конференции, ребята
сочиняют стихи, кроссворды, занимательные
вопросы.
И конечно, кто из учителей может добровольно
лишить себя общения, творчества, взаимного
обогащения не только знаниями, но и чувствами:
удовлетворения от достигнутых результатов,
радости и восторга от искрящихся глаз учеников,
гордости за своих учеников — призеров
краеведческих конференций и исследовательского
общества учащихся? Можно быть уверенной, что,
переступая порог кабинета географии, учащиеся не
только открывают для себя мир разнообразной
природы, жизни и быта людей в ней, а открывают и
утверждают себя, свои возможности, таланты,
победы над собой в этом мире, воспитывают новое
отношение к себе. Поэтому хочется надеяться,
что я не зря иду на урок географии.
|