Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2004

Предмет


Старые спорные мысли

Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ
доктор географических наук, профессор
Санкт-Петербургского государственного университета
экономики и финансов
Т.И. ГЕРАСИМЕНКО
кандидат географических наук,
доцент кафедры географии и регионоведения
Оренбургского государственного университета

Современная дискуссия относительно содержания стандарта среднего географического образования, как любая дискуссия, связана с известными издержками, временами с излишней запальчивостью участников. При всем том мы убеждены, что даже те, кто разделяют полярные взгляды, менее всего озабочены удовлетворением личных амбиций, не преследуют каких-то корыстных целей. Их волнует судьба школьной географии, они стремятся к тому, чтобы утвердить ее положение среди других учебных предметов. В этом отношении все участники спора — единомышленники. Как это часто бывает, нынешняя дискуссия во многом повторяет то, о чем спорили в прошлом. И обратиться к взглядам дидактов прошлого весьма полезно, как это уже сделано в материале об А. Геттнере1.
На этот раз мы обратились к творчеству выдающегося методиста-географа Сергея Павловича Меча. К сожалению, сейчас его знают мало2. Поэтому мы постараемся хотя бы кратко охарактеризовать литературное наследие этого автора.
Круг научных интересов замечательного российского ученого, путешественника, педагога, пропагандиста и популяризатора географических идей конца XIX — первой четверти XX в. С.П. Меча очень широк и разнообразен. В своих трудах он касается общих вопросов географии, вопросов теории географии как науки и методики преподавания как учебного предмета, рассматривает географию отдельных регионов и стран пяти континентов и географию России. Он описывает реки, горы и равнины, океаны, пустыни и оазисы, путешественников, население и города. Некоторые его работы выдержали 10—15 и более изданий, а его «Россия. Учебник отечественной географии» с 1887 по 1917 г. издавалась 32 раза! Н.Н.Баранский в своем труде «Исторический обзор учебников географии (1876—1934)» высоко оценил учебники С. Меча, хотя и отмечал некоторые их недостатки, да и учебники других авторов сравнивал с его учебниками, неоднократно подчеркивая живой язык и образность сюжетов.
В предисловии к изданию «Географические этюды. Сборник чтений по всеобщей географии» С.П. Меч пишет: «Настоящая книга есть сборник публичных лекций, которые я читал в разные времена в Москве и других городах. Мои лекции всегда привлекали столь многочисленную публику, что я решился напечатать некоторые из них».
В чем же причина такой популярности ученого и педагога? Для всех его работ характерны комплексное описание территории, системный подход и в то же время живой, красочный и доступный язык. Сочетание строгой научности и достоверности с доступностью, учет возрастных особенностей аудитории, а также литературный дар позволяли ему создавать неповторимый образ любой территории. Для него характерно пристрастие к экзотике, и в то же время он видит экзотику в самом обыденном. В каждом его произведении чувствуется яркий талант, неподдельная увлеченность и влюбленность в свое дело. Он описывает территорию как единое целое, во взаимосвязи всех ее компонентов. Большое влияние на деятельность С.П. Меча оказали труды Элизе Реклю, на которого он часто ссылается. В своих работах использует многочисленные иллюстрации, карты, схемы.
При написании «Учебника отечественной географии» автор осуществил свои теоретические и методические выкладки. Учебник имеет четкую структуру. В начале приводятся общие сведения о Российской империи — величина, разделение, разница во времени, описаны сухопутные и морские границы, особенности соседей. Вторая часть посвящена описанию частей России по схеме, предложенной им в теоретической работе «География как наука и как учебный предмет». По выделенным регионам характеризуется географическое положение, протяженность, природа (рельеф, геологическое строение; почвы и их происхождение; климат, времена года; реки, их связь с рельефом и с климатом, характер течения, режим, притоки; животный и растительный мир), особенности расселения, национального состава, внешнего облика, занятий, культуры, быта, религии, языка населения в связи с особенностями природы, а также крупнейшие города.
Чтобы проиллюстрировать характер учебника, обратимся к одному примеру. С.П. Меч, описывая особенности Прибалтики, обращает внимание на влияние немецкой культуры на местное население: господство немцев «...несмотря на то, что их очень мало
(всего 200 000 человек на два с половиной миллиона населения), имело хорошим последствием поднятие культуры в стране, так что теперь Прибалтийские губернии, хотя очень бедные по природе, производят в избытке хлеба и лен, которые в значительном количестве отправляются за границу. Многие болота высушены и превращены в луга, повсюду введена многопольная система хозяйства с посевом клевера, повсюду усовершенствованы земледельческие орудия и машины, превосходные коровы и овцы выписаны из-за границы, правильное лесоводство заменило неразумное истребление лесов, и везде отличные шоссейные дороги. Что касается до простого народа, то он грамотен, трезв, но часто подавлен нуждою». В заключительном разделе описано государственное и общественное устройство России. Имеется также приложение — «Список городов и других значительных селений Российской империи» с указанием губернии или области и числа жителей. В конце каждого параграфа изложена «цель», краткое содержание урока.
В дополнение к учебнику была издана хрестоматия «Россия. Географический сборник для чтения в семье и школе», выдержавшая к 1923 г. 15 изданий, — сборник рассказов и очерков разных авторов практически обо всей территории России, от Ледовитого океана и тундры до пустынь Туркестана, включая и сибирские просторы. Описаны природа, путешественники, промыслы. Великолепны очерки, характеризующие население (рассказ Н.Лендера «Немецкий уголок на Волге», «Киргизы» С. Меча и др.). Вот лишь некоторые из вошедших в хрестоматию очерков, написанных С.П. Мечем: «Кочевая жизнь на тундре», «Как живут на Печоре», «Поморы и их промыслы», «Крестьянская жизнь в Олонецком крае», «Лето в Новгородской губернии», «Белорусы», «Как живут люди в Черноморской степи», «Урал и Приуралье», «Экскурсия на Таганай», «Нефтяные фонтаны близ Баку», «Тунгусы», «Езда на собаках в Восточной Сибири» и т.д.
Содержание обновлялось при каждом переиздании с включением современных авторов С.П.Меч — большой романтик. Чего стоит одно только его чрезвычайно красочное и образное описание северного сияния в очерке «Северное сияние в Сибири»: «Через несколько времени огромная дуга со всеми ее дрожащими лучами начала медленно подниматься все выше и выше, и над нею образовалась другая дуга, такая же блестящая, так же испускающая из себя тонкие разноцветные стрелы.
Неземное величие картины возрастало с каждой минутой.
Вдруг красный огонь залил все небо, окрашивая снег розовым отблеском.
Не успел я вскрикнуть от изумления, как пурпур исчез и вместо него вспыхнул оранжевый блеск, как будто весь воздух воспламенился в одно мгновение»3.
Большинство работ С.П. Меча написано в жанре путешествия. Во многих местах он побывал сам, другие изучил по литературным источникам, на которые ссылается. Например, в очерке «Сутки на Цейлоне» («Географические этюды», 1911) использованы материалы В. Крестовского, В. Тихомирова, С. Южакова, Э. Реклю. При знакомстве с работами Меча у читателя всегда создается иллюзия собственного присутствия.
В опубликованной лекции «Австралия и Тасмания» (1913) С.П. Меч также прибегает к описанию-путешествию. Вначале читатель знакомится с общими сведениями об этих территориях и вместе с автором отправляется в путь, описание которого уже само по себе представляет огромный интерес. Совершая плавание от Одессы через Черное море, Босфор, Мраморное море, Дарданеллы, читатель знакомится с географическими сведениями о маршруте — приводится описание берегов, природы, людей, культуры, населенных пунктов. Очень ярко и точно описаны, например, трудности строительства Порт-Саида, связанные с отсутствием воды, которую проводили из рукава Нила, люди и архитектура города. Постройка города была тесно связана со строительством Суэцкого канала, продолжавшимся 15 лет. Дома из-за низких берегов сначала строились на сваях, затем берега насыпали.
Дальнейший путь идет по Красному морю, по которому плыть «одно наказание» из-за невыносимой жары. Читатель узнает, почему пролив назван Баб-эль-Мандеб — «ворота слез» в переводе с арабского. Далее проплываем Аден, где, по преданию, скитался Каин, затем Индийский океан.
И вот наконец цель путешествия — Австралия и Тасмания. Описание природы приводится в тесной связи с населением, как и в большинстве работ С.П. Меча. Большое внимание уделяется истории колонизации, а также взаимоотношениям англичан с туземцами. Описана история и причины истребления тасманийских и австралийских аборигенов. Читатель знакомится с жизнью дикарей, плохо пахнущих, употребляющих в пищу личинок и иногда занимающихся людоедством, но имеющих право на свою жизнь.
Меч приводит речь одного из туземцев перед губернатором Австралии Муром: «...Мои дикие черные товарищи не знают и не понимают ваших законов. Всякий зверь, который бегает на нашей земле, каждый корень, который растет на ней, составляет общее достояние». Они считали землю своей и не понимали, почему нельзя убивать овец или выкапывать картофель, почему за это убивают их соплеменников.
В то же время С.П. Меч оценил достижения англичан в Австралии, в частности, описал социальные успехи — 8-часовой рабочий день и пенсию от государства, чего в Европе еще не было.
В заключение автор раскрывает политико-географический аспект — рассматриваются особенности административно-территориального устройства Австралии и ее взаимоотношений с метрополией. Просто удивительно, как в таком коротком произведении С.П. Мечу удалось так полно и ярко представить характеристику страны.
В этом же ключе написаны и другие работы — например, «Поездка в Палестину» (1895), где очень популярно изложено путешествие к святым местам. Коротко, но емко и выпукло описаны дорога от Москвы, арабы и их нравы, история Иерусалима как центра мировых религий, трагедия еврейского народа, библейские истории, святые места, ставшие в ряде случаев причиной раздора (русское подворье, храм Воскресения, мечеть Омара, построенная на месте храма Соломона, Стена плача и ее история, вид Вифлеема, пещера Рождества Христова). Очень образно описаны Мертвое море, Генисаретское озеро и р. Иордан.
Поразительно интересно и научно написан вводный курс географии — «Первые уроки географии» (к 1924 г. вышло 4 издания). Этот опыт могли бы использовать и авторы современных учебников.
Так, первый урок начинается с описания сторон света и с объяснения, как их определить. Затем следует «Рассказ про Машу», где создана проблемная ситуация в форме рассказа о заблудившейся девочке, которая вспомнила уроки географии и благодаря имевшемуся у нее компасу смогла выйти из лесу.
Все уроки сопровождаются живыми рассказами, из которых понятна значимость и необходимость географических знаний. К тому же учебник снабжен многочисленными иллюстрациями и интереснейшими описаниями, что способствует формированию познавательного интереса у детей. Сложные темы иллюстрируются опытами и яркими примерами-разъяснениями (таково описание причин формирования осадков в 13-м уроке).
Кроме того, в учебнике много проблемных вопросов, например: «Подумаем, какие острова Европы образовались таким же образом», а в конце есть раздел «Повторение всего пройденного», где приводятся вопросы по всей теме, в которых много «почему» и «отчего» («отчего зимой холоднее, чем летом» и т.д.).
Методические взгляды С.П. Меча были кратко изложены им более века назад в уже упомянутой брошюре «География как наука и как учебный предмет», которая написана на основе лекции, читанной в 1882 г. — значительно раньше, чем к этой теме обратился А.Геттнер.
Методологические взгляды С.П. Меча полностью характеризуются тремя основными положениями:
1. «Описывая весь земной шар или одну какую-нибудь часть его ... мы только тогда будем описывать ее географически, если изобразим ее во всей возможной полноте ее жизни». Это соответствует современному пониманию географии как комплексного страноведения.
2. «Географу нужно знать прошедшее, чтобы понимать настоящее». Так трактуется принцип историзма в географии.
3. «На характере человека, на его верованиях, миросозерцании, образе жизни, на его общественных и политических учреждениях — на всем отразилось ярко и бесспорно то гармоническое целое, которое мы называем природой». Видимо, речь идет о природе данной местности. Здесь очевиден подход с позиций географического детерминизма.
На этих трех методологических принципах основываются все дальнейшие дидактические положения. Прежде всего — о значении географии. «Живая наука о живой Земле не может не иметь большого педагогического значения». «Географические сведения полезны человеку, они нужны ему, как нужна грамота, как нужны элементарные сведения из математики».
Но какие именно сведения нужны, что считать «живой наукой»? Меч даже в университетском курсе отдает предпочтение изложению материала о типических местностях в сопровождении карт и тогдашних средств наглядности, а не общему землеведению. Так, более всего для здорового развития детского ума необходимо дать «ясные представления о типичных местах Земли». Тогда встает вопрос о разумном количестве изучаемых типических местностей и принципах их отбора. Каково должно быть число таких местностей, знание которых необходимо и достаточно, чтобы считать человека географически образованным? Ведь если обильные сведения только обременяют память ученика, не содействуя его умственному развитию, пользы от изучения географии не будет.
Резко выступает С.П. Меч против мнения о важности изучения карты и восклицает: «Как много гибельного в этом утверждении!» И далее: «Хотя карта и необходима, но не в ней лежит центр тяжести преподавания географии... Думать, что, повесив карту на стену классной комнаты, мы достигаем наглядности обучения — это печальная и горькая ошибка». Подвергается критике метод черчения карт, способствующий запоминанию контуров. «Что это за бесценные черты, которые следует носить запечатленными в душе своей?» Большую роль могут сыграть условные знаки на картах, если эти знаки ассоциируются, сочетаются с представлениями, живыми образами местности. Наибольшее значение при изучении географии имеют экскурсии, картины, живые рассказы и чтение детской географической литературы. Как мы отмечали выше, сам Меч оставил прекрасные образцы книг и хрестоматий по географии России и странам мира. Столь же ошибочным считал Меч изучение непомерного количества собственных имен (номенклатуры). «Не в карте, не в собственных именах заключается поучительная и развивающая сторона географии».
И вот тут мы расходимся с маститым дидактом. Конечно, его высказывания полемичны, они направлены против сведеґния всего изучения географии к запоминанию географических названий и положения называемых объектов на карте, что крайне засушивает предмет. Но любая географическая информация потому и является географической, что она привязывается к карте. Без более или менее отчетливого представления о местоположении объекта любая его характеристика теряет смысл. И это представление должно закрепиться в памяти ученика. Если ученик не может по памяти схематически показать взаиморасположение характеризуемых объектов, его географическая образованность сомнительна. Речь идет о наличии некоего мысленного каркаса, на который нанизываются данные о местонахождении изучаемых объектов. Число этих объектов не должно быть очень большим. Вот пример такого каркаса для территории России: моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийское и Черное моря, Волга, Кавказ, Уральские горы, великие реки Сибири и Амур, полуострова Кольский, Таймыр, Чукотка, Камчатка, острова Сахалин и Земля Франца-Иосифа, озеро Байкал, Русская и Западно-Сибирская равнины. Всего около 20 объектов. Так ли уж это непосильно даже для не самого способного ученика? Заметим, что в учебнике Меча при всей его неприязни к зазубриванию номенклатуры в материалах каждого урока минимальный перечень географических названий приводится.
Возвращаемся к изложению взглядов Меча. Критерии отбора «типичных поучительных местностей» для изучения остаются все же не до конца выясненными. Допустим, сделан выбор для изучения Африки. Предполагается изучение Египта, Нила, пустынь северной Африки, саванны Судана, великих рек Конго и Замбези, Капской земли. С этим перечнем можно согласиться, добавив горы Атласа, экваториальные леса бассейна Конго, нагорья Восточной Африки, Мадагаскар и расширив Капскую землю до территории современной ЮАР. Всего получается 10—12 сюжетов. При этом Меч отметает «ненужный балласт кратких характеристик». Они удобны для зазубривания, но не могут вызвать у ученика интереса. Нужно давать меньше сведений об объекте, но делать изложение ясным и доступным, «причем все существенное ученик усваивает непременно в классе».
Обо всех отобранных для изучения объектах должны быть сформированы ясные географические представления (как теперь принято говорить, создан образ места). Отметим, что такое представление включает и представление о положении объекта на карте. Из всего изложенного следует, что изучение географии мыслится С. Мечем как изучение страноведения, при этом предполагается не сплошное, равномерное, а выборочное изучение материков и стран. Даются картины природы и жизни людей отдельных географических областей. С принципом выборочности можно и нужно согласиться. Заинтересованный ученик, овладевший методом характеристики территории, сам в случае необходимости пополнит свои знания о тех странах, которые не изучал на уроке. Но научное, на уровне понятий, закономерностей знание науки не может быть сведено к выработке только представлений, пусть даже и ярких, образных. Какие-то самые общие понятия могут быть даны либо пропедевтически — до изучения стран, либо попутно с таким изучением. Например, особенности режима и хозяйственного использования рек можно изложить при изучении Нила или Замбези или как результат индукции, обобщения материала об отдельных территориях и географических индивидуумах (тех же реках, формах рельефа и т.д.).
Без такого теоретического осмысления, без общеземлеведческих знаний изучение географии превратится в калейдоскоп ярких картинок, формирующих субъективные образы объектов, а не научные понятия о них. И тогда зачем нужна география в школе? Не проще ли возложить ее функции на телевидение? Помимо цели дать ученикам знание об окружающем мире каждый школьный предмет, и география в их числе, выполняет и сверхзадачу — развить воображение, память, мыслительные способности обучаемых, а также интерес к знанию как таковому. И если воображение требует использования ярких образов, то память, в том числе зрительная, развивается в результате запоминания местоположения объектов на карте и их названий, а мыслительные способности — при выполнении логических операций с понятиями. Можно утверждать, что подлинный интерес к знаниям формируется с помощью воздействия на эмоции, но закрепляется только чувством удовлетворения от способности решать задачи, требующие интеллектуального напряжения и значительной эрудиции. А эти качества формируются только при изучении законов и запоминании фактов науки.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта powerpoint-presentation.ru. На страницах интернет проекта powerpoint-presentation.ru собрана большая коллекция презентаций по фармакологии и медицине. Все презентации по медицине и фармакологии находятся в открытом доступе, и Вы сможете их бесплатно скачать на свой компьютер. А так же на сайте проекта представлена обширная подборка научных статей, написанных опытными профессионалами, и презентации по таким тематикам, как биология, астрономия, география, физика, стоматология, астрономия и английский язык.


1 Э.Л. Файбусович. Старые мудрые мысли//География, № 16/2002, с. 13—15.
2 Одна из немногих современных публикаций об этом географе — В.М. Мешков. Образность против сухости: Сергей Меч//География, № 29/95, с. 7—8.
3 Путешествия и заметки / Сост. Б. М-цев (Харьков: 2-я тип. изд-ва «Пролетарий». Б.г.).