Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Открытое письмо
первому заместителю
министра образования РФ
В.А. Болотову

Уважаемый Виктор Александрович!
С удивлением прочитал Вашу отписку (№ 01-50-3644/32-10 от 17.11.2003)* на письмо главного редактора еженедельника «География», на обращения народных депутатов Государственной Думы третьего созыва и на письма учителей географии со всей России о проектах базисного учебного плана. Авторы писем доказывают необходимость сохранения существующего положения географии в базисном учебном плане. Неужели грамотно приведенные аргументы совершенно не затронули чиновников из министерства? Как можно в наше время вводить изменения, не опираясь на мнения учителей и общественности страны? Из Вашего письма ясно: как кто-то запланировал, так все и останется. Вы пишете, что план широко обсуждался педагогической общественностью, учителями и методистами, но совершенно непонятно, кем именно и когда. А что же, как не обсуждение, происходит, по Вашему мнению, на страницах «Географии»?
Складывается впечатление, что министерство хочет оставить подрастающее поколение без ясного представления о времени и пространстве, в котором мы живем. Как, например, можно давать четкие понятия по географии в 10-м классе, если планируется убрать элементы экономико-политического содержания? Без этого невозможно сформировать у детей целостную картину мира, само обучение и воспитание старшеклассников становится проблематичным.
Учителя устали от непрофессиональной перекройки программ.
Что за методисты и ученые участвуют, как Вы пишете, в обсуждении и разработке нового базисного учебного плана и программ, если никто из них не видит огромных нестыковок в программах по разным предметам? А в старых аналогичных документах все было предусмотрено до мелочей. Когда мы перестанем разрушать, чтобы заново отстроить далеко не лучшим образом?
Если же говорить о перегрузке учеников, то давайте посмотрим на некоторые вновь введенные предметы, в программах которых дублируется ряд тем из других дисциплин. Может быть, подобные дисциплины стоит вывести за рамки основного плана? Новая же программа по биологии хороша, пожалуй, для спецшкол, но крайне сложна для учащихся обычной средней школы.
И наконец, совершенно неясно, действительно ли министерство собирается учесть наше мнение или Ваши ссылки на педагогическую общественность — лишь ничего не значащая фраза.


* См.: «География», № 47/2003, c. 2.

А.Ф. ДАВЫДОВ,
учитель географии школы № 1963
Юго-Западного адм. округа,
методист по географии района Южное Бутово
г. Москва