Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Место


Чебоксары, или Шупашкар

З.А. ТРИФОНОВА
доцент кафедры экономической и социальной географии
Чувашского государственного университета

Решетка набережной залива Чебоксарского водохранилища в столице Чувашии выполнена в традиции национального орнамента
Решетка набережной залива
Чебоксарского водохранилища
в столице Чувашии
выполнена в традиции
национального орнамента

Чебоксары — один из немногих городов Поволжья и единственный из старых городов республики, выросший до размеров крупного города за исторически короткий период. Особенно впечатляет сравнение динамики роста Чебоксар и их соседей: Казани и Нижнего Новгорода. Если в конце ХIХ в. по числу жителей Чебоксары уступали Нижнему Новгороду и Казани в 20 и 30 раз, то современные Чебоксары уступают нынешнему Нижнему Новгороду и Казани в 2,7 и 2,4 раза соответственно. Динамичное развитие!
Первое поселение на месте Чебоксар появилось в XIII в. на правом берегу Волги у слияния небольших ее притоков Чебоксарки и Кайбулки, в обширном понижении. Волга, лес и аллювиальные почвы кормили жителей тех Чебоксар. Подобных поселений на Волге было великое множество. Возможно, поселение так и осталось бы маленьким, но в 1555 г. по указу Ивана IV основывается город-крепость Чебоксары. Местоположение было удобным для обороны: с севера — Волга, с востока и юга Чебоксарка, с западной стороны был вырыт глубокий ров.
Из Чебоксар нередко снаряжались военные отряды, выступавшие против кочевников. Но чаще всего чебоксарский военный гарнизон использовался для насильственного сбора налогов с местного населения и для подавления восстаний крестьян. Крепость была деревянной, в ней часто случались пожары, последний был в 1704 г., после чего ее не восстанавливали. За крепостными стенами постепенно рос город. Он не был большим: 2—3 км вдоль и поперек. Центральная часть занимала равнинное междуречье Чебоксарки и Кайбулки, а окружали ее холмы — водоразделы оврагов и долин небольших рек. Главной функцией города была торговля. На правом берегу Волги находилось семь пристаней, с которых отправляли хлеб и лес. Большая часть населения города была временной. Из административно-полицейских сведений начала XIX в. следует, что общее число прибывавших в Чебоксары «для работ» превышало 2 тыс. человек, это составляло около половины всего постоянного населения города. В начале XX в. в городе проживало немногим более 5 тыс. человек.
С 1708 по 1920 г. Чебоксары были уездным центром Казанской губернии. Будучи русским по составу горожан, Чебоксары были центром чувашского уезда.
Можно было бы предположить, что Чебоксары обязаны своим головокружительным ростом благоприятному экономико-географическому положению. Но это не так. Для некоторых географов остается загадкой развитие Чебоксар в почти полумиллионный город. Его положение на волжской трассе никак нельзя назвать замечательным: здесь нет ни существенных излучин, ни устьев значительных притоков. На память приходят следующие слова в учебном пособии «Отечествоведение»: «Город Чебоксары при слабости своего положения непомерно велик»*.
Вероятно, Чебоксары и жили бы жизнью малого города, развитие которого навечно связано с Волгой, — таких городов немало. Для дальнейшего же роста города необходима возможность дальних связей, наличие ведущих к нему нескольких транспортных магистралей — не только рек, но и автомобильных или железных дорог. Чебоксары, не располагая ими, все же выросли до размеров крупного города. Здесь мы имеем дело с влиянием политико-географического фактора. Советская власть направляла большие средства на становление национально-территориальных формирований и их столиц. В национальных столицах создавались органы власти, управления, вузы, национальные театры, ансамбли, закладывалась индустриальная база. Все это было сделано и в Чебоксарах. Вполне естественно, что город стал привлекать население, и в первую очередь сельских жителей Чувашии. Вторым, не менее важным моментом явилось строительство железнодорожной ветки Канаш—Чебоксары, которая усилила транспортно-географическое положение города. Город сумел максимально извлечь выгоды из улучшенного экономико-географического положения, расширял внутренние и внешние, особенно дальние связи. Именно при опоре на дальние связи — поставки хлопка из Средней Азии — здесь возникла текстильная промышленность, благодаря уральскому металлу, а позднее и казахстанскому, функционируют машиностроительные предприятия.
Чебоксары территориально выросли, расширившись к югу от Волги. В конце ХХ в. была построена автомобильная дорога государственного значения Чебоксары—Йошкар-Ола. Чебоксары стали значительным узлом автомобильных дорог, здесь пересеклись линии государственного значения Нижний Новгород—Чебоксары—Казань, Йошкар-Ола—Чебоксары—Ульяновск.

Чебоксары и окрестности
Чебоксары и окрестности

Овражно-балочный характер городской территории затрудняет ее транспортное обслуживание. Радиальные магистрали: улицы Богдана Хмельницкого, Гражданская, проспекты Ленина, Калинина и Московский — проложены по верхним отметкам водоразделов и сходятся внизу, у залива. Полукольцевая магистраль — улицы Текстильщиков и Гагарина — связывает периферийные территории города. Наличие в пределах города сети оврагов и долин рек требует сооружения большого количества путепроводов. Мостов и дамб в городе 36, из них железобетонных — 12. Наиболее крупные железобетонные мосты расположены по направлению основной широтной магистрали — улица Калинина — улица Володарского — Московский проспект и через речки Трусиха и Сугутка.
У каждого города есть свой запоминающийся образ, который во многом определяется обликом его центральной части. Центральная часть Чебоксар начинается в районе залива** и уходит на юг по главной городской магистрали — проспекту Ленина. Геометрический центр городской застройки находится значительно южнее, но для горожан и гостей столицы район залива остается центром. Он значительно похорошел в последние годы, здесь проходят массовые гуляния, концерты, митинги. Залив окружен амфитеатром круто поднимающихся склонов, на которых живописно раскинулась городская застройка. Она формировалась на протяжении ХV—XX вв. и продолжает формироваться в наши дни. Наряду с архитектурными памятниками прошлых столетий здесь есть и современные. Из них особенно привлекательны здания банков, здание театра оперы и балета и, конечно, комплекс фонтанов, сооруженных в Чебоксарском заливе. К 80-летию Чувашской Республики на западном склоне залива была построена оригинальная лестница, ведущая к театру оперы и балета. Частично восстановлены старые церкви и монастыри. К сожалению, многие старые кварталы города навсегда потеряны, они ушли под воды залива, созданного в результате строительства Чебоксарской ГЭС. Сохранились лишь фрагменты чебоксарского прошлого.

Чебоксарский залив зимой
Чебоксарский залив зимой

Центральная часть города простирается полукругом к югу от залива до Главпочтамта, в прошлом это были городские окраины. Все объекты, связанные с выполнением столичных функций (законодательные и исполнительные органы Чувашской Республики) и представительскими функциями города, размещены в основном здесь — гостиницы, клубы, рестораны, бары и кафе, главные коммерческие структуры, банки. Жилых домов сравнительно немного. Монументальные сталинские дома по мере удаления от основных улиц сменяются деревянной малоэтажной застройкой. В районе залива можно видеть рядом дома с крупногабаритными квартирами сталинского периода и с современными многоуровневыми квартирами элитного типа. Самое крупное промышленное предприятие здесь — 1-я площадка Электроаппаратного завода. Присутствие такого завода в центре города нежелательно, это наследие советского периода. Как и в других крупных городах России, в Чебоксарах промышленность постепенно выводится из центра. Так, часть застройки Электроаппаратного завода была переоборудована под Институт туризма.
В Чебоксарах основные промышленные предприятия и коммунально-складские учреждения сосредоточены в двух промышленных зонах — восточной и южной; это 80% рабочих мест промышленности, но есть здесь и жилые районы. Западная и северная (Заволжская) части города преимущественно жилые, в них предприятий немного. Наиболее удобной для проживания и престижной считается западная часть города.

Мосты через залив. На переднем плане — парадная лестница и выложенный на склоне залива герб Чебоксар. На заднем плане, перед монастырем, из залива бьет фонтан — как в Женеве

Мосты через залив.
На переднем плане — парадная лестница
и выложенный на склоне залива герб Чебоксар
На заднем плане, перед монастырем,
из залива бьет фонтан — как в Женеве

Заволжская часть заселена незначительно. Это рекреационная зона; она расширилась в последние годы. Здесь 26 домов отдыха и туристских баз. К сожалению, лишь половина из них работает и принимает на отдых горожан. Существенная проблема дальнейшего развития Заволжской части Чебоксар — ее транспортная доступность. Летом по Волге курсируют трамвайчики, круглый год через плотину Чебоксарской ГЭС в Заволжье ходят автобусы. Территориальная разведенность мест жительства, отдыха и работы с общегородской точки зрения экологически комфортна, но для людей она создает проблему транспортной утомляемости.
Центр города окружен бывшими предместьями. В этой части города, разбитой долинами и оврагами на пять секторов, — чередование жилой и промышленной застройки. Плотность городской застройки невысока, и дальнейший территориальный рост Чебоксар неэффективен, поэтому основным источником пополнения жилищного фонда города считается уплотнение этой зоны былых предместий.
Поселок Новые Лапсары и заволжские земли можно назвать внешним поясом города. Это очень большая территория
с участками относительно компактной жилой застройки, перемежающейся клиньями зеленых массивов, сельскохозяйственных земель, местами отдыха, а также крупными промышленно-складскими зонами. Жилые районы внешнего пояса по условиям рельефа значительно удалены друг от друга.

Сталинская архитектура площади Республики (Советской)
Сталинская архитектура
площади Республики (Советской)

Встречаясь с жителями столицы национально-территориального образования, всегда ищешь доказательства национального своеобразия. В Чебоксарах двуязычие и живой чувашский язык присутствуют всюду: вывески, объявления в общественном транспорте, разговор жителей. Во всех школах республики введен чувашский язык, он обязателен для работы в республиканских административных структурах. В течение ХХ в. значительно изменился национальный состав Чебоксар: в начале века здесь преобладали русские, а теперь — чуваши (более 60%), русские составляют чуть более трети; доля представителей других народов незначительна.

Монументальная композиция «Поход чувашской делегации в Москву с челобитной о добровольном вхождении в состав Московского государства»

Монументальная композиция
«Поход чувашской делегации в Москву
с челобитной о добровольном вхождении
в состав Московского государства»

Численность населения Чебоксар составляет 474 тыс. человек (2002 г.). По сравнению с предыдущими десятилетиями существенно снизились темпы роста населения города. Если за 1970—1980 гг. население возросло на 150 тыс. человек, или на 62%, то за 1990—2000  гг. лишь на 31 тыс., то есть на 7%. Наблюдается одновременное снижение естественного и механического прироста. Сейчас прироста за счет естественного движения практически нет, а миграционный прирост, хотя и существенно меньше, чем в 1950—1980 гг. (тогда он был 25—35 чел. на 1000 жит.), остается главным источником роста населения Чебоксар, составляя в последние годы от 2 до 12 чел. на тысячу. Как и в прошлом, в город приезжает сельское население Чувашии, особенно молодежь в возрасте 16—25 лет. Сегодня каждый второй житель Чебоксар является выходцем из села во втором или в третьем поколении, поэтому жива и ощутима связь города с республикой на бытовом уровне. Приток мигрантов из других регионов (из-за пределов Чувашии) в последние годы уменьшился.
В Чебоксарах, как и в любом крупном городе, выражены маятниковые миграции. Жители городов Новочебоксарска и Цивильска, поселка Кугеси и других населенных пунктов, находящихся на расстоянии полутора-двух часов езды от столицы Чувашии, ежедневно ездят на учебу и работу в Чебоксары. Их число составляет приблизительно 8% от общей численности населения Чебоксар.

Новоюжный жилой массив
Новоюжный жилой массив

Город, особенно столичный, заметно меняет демографическое поведение людей: резко снижается рождаемость, достаточно высока — из-за старения населения — бывает смертность. Чебоксары в этом отношении не исключение. В 1999 г. показатель естественного прироста приблизился к нулевой отметке, что обусловлено социально-экономическими проблемами нашего общества. В Чебоксарах преобладают женщины, их доля составляет 53%, хотя в Чувашской Республике в целом больше мужчин, и их доля составляет 51%. В когортах старше трудоспособного возраста доля женщин среди жителей Чебоксар достигает 70%.

Половозрастная пирамида населения Чебоксар
Половозрастная пирамида
населения Чебоксар

В нашей стране несколько десятков городов — центров республик. Они выполняют наряду с другими столичную функцию, являются центрами национального самосознания. Эти признаки — одни из самых ярких черт столичности. На фоне остальных городов республики столица в значительной степени выделяется прогрессивностью, высокой сосредоточенностью «верхних этажей» различных видов хозяйственной деятельности, концентрацией и взаимодействием различных политических, культурных и национальных сил.

Рост и развитие Чебоксар, как и большинства столиц республик России, связан с советским периодом. До революции город был маленьким, функции его были преимущественно непромышленные, производство в основном имело местное значение. Формирование многоотраслевого хозяйства города началось лишь после обретения Чебоксарами столичного статуса, а особенно после войны. Производственные фонды эвакуированных в столицу Чувашии предприятий значительно увеличили индустриальный потенциал города и определили его промышленную специализацию — машиностроение и легкая промышленность. Предприятий этого профиля до войны практически не было. В послевоенный период город значительно вырос численно и территориально. К 1959 г. город перешел в ранг городов-стотысячников, а в 1973 г. — в ранг крупных городов с населением более 250 тыс. человек (табл. 1).

Таблица 1

Город Чебоксары: динамика населения и территории

Годы 1949 1965 1970 1973 1980 1985 1990 1995 2001
Численность населения,
тыс. чел.
59,9 162,1 219,6 250,2 339,1 404,8 429,0 446,7 472,3
Общая площадь,
км2
57,2 68,5 95,3 98,6 110,0 111,2 118,8 121,6 233,0*
Плотность населения,
чел/км2
1048 2367 2305 2536 3082 3640 3611 2062 2032

* Резкое увеличение площади на рубеже XX—XXI вв. связано, разумеется, с изменением административных границ, а не с реальным изменением застроенной площади города.

Для современной хозяйственной структуры города характерно непропорциональное соотношение производственной и непроизводственной сфер деятельности: сфера обслуживания заметно отстает, находится как бы в тени производственной составляющей, на долю которой приходится 63% общего числа занятых в экономике Чебоксар; из них 41%, то есть почти две трети, работают в промышленности. В городе 125 крупных и средних промышленных предприятий. Второе и третье места занимают сфера образования, здравоохранение и социальное обеспечение, в них отмечается незначительное увеличение числа занятых. Но в сравнении с промышленностью доля занятости невелика, даже в сумме она составляет лишь половину занятых в промышленности. Далее следуют строительство и отрасли непроизводственной деятельности. Низки показатели занятости в финансовой сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании и в новых отраслях «четвертичной» сферы.

Таблица 2

Структура занятости населения Чебоксар
по отраслям деятельности, 1995 и 2001 гг., %

Годы

Отрасли

1995 2001
Промышленность 45,5 41,3
Транспорт 5,6 5,1
Связь 1,4 1,3
Строительство 9,9 6,2
Торговля 3,9 1,6
Информационно-
вычислительное
обслуживание
0,1 0,1
ЖКХ 4,0 4,9
Здравоохранение 8,6 9,6
Образование 9,6 11,3
Культура
и искусство
1,9 1,9
Наука 1,3 1,5
Финансы, кредит,
страхование
2,3 2,2
Управление 3,2 6,0
Сельское хозяйство 0,3 0,7
Прочие 2,4 6,3

В 40-х годах ведущими отраслями Чебоксар были лесная и пищевая промышленности,
в 90-х годах — машиностроение. В состав отрасли входит 43 крупных предприятия, на которых работают 57% всех занятых в промышленности.
В машиностроении доминируют наукоемкие и высокотехнологичные производства, так как одним из важных косвенных признаков столичности служит наличие мощной научно-технической базы и системы подготовки кадров. Выделяется электротехническое машиностроение, оно представлено 11 крупными фирмами и предприятиями, среди них ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ОАО «Электроприбор» и др.
Другая важная отрасль машиностроения — тракторостроение, представленное ОАО «Промтрактор»*** и ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». Не имея сырьевой базы, предприятия города производят металлоемкую продукцию. В рыночной экономике, наверное, этого не могло бы быть. Но в плановой системе хозяйствования предпосылками строительства в Чебоксарах таких предприятий стали, во-первых, удобное транспортное положение по отношению к поставщикам сырья и потребителям готовой продукции и, во-вторых, избыток трудовых ресурсов (Чувашия занимает третье место в стране по плотности населения). Небольшое количество чебоксарских тракторов закупается сибирскими регионами, несколько штук удается продать в Китай, Турцию, арабские страны****. Выделяются также станкостроение и приборостроение — ОАО «Чебоксарское научно-производственное предприятие “Элара”» (электроника для авиации, автомобилестроения и др.).

Новая модель в ассортименте продукции чебоксарского завода «Промтрактор»Чебоксарского «Промтрактор»
Новая модель в ассортименте продукции
чебоксарского завода «Промтрактор»
Чебоксарского «Промтрактор»

Продукция легкой промышленности остается важной в межрайонном обмене. Основная ее часть, особенно трикотаж, вывозится за пределы республики. Предприятие химической промышленности — чебоксарское Производственное объединение им. Чапаева (резинотехнические изделия)*****. Продукция бытового назначения — разнообразная резиновая обувь — пользуется спросом у сельского населения.
Наиболее успешными предприятиями пищевой промышленности являются, к сожалению, два производителя алкогольных напитков. Но их продукция, особенно пиво, неоднократно становилась призером международных выставок: национальным производством республики было и остается выращивание хмеля, а традиционный напиток чувашей — домашнее пиво.
Чебоксары — один из немногих городов России, где ведется активное строительство жилья, как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет средств населения. С этим связано и развитие промышленности строительных материалов, продукция которой, например облицовочные плитки, успешно продается за пределы республики.
Чебоксары — многофункциональный, комплексно развитый город.
Чебоксарская агломерация — моноцентрическая, сами Чебоксары в ней — внеконкурентное ядро. В 1969  г. возник Новопромышленный район в 15 км к востоку от Чебоксар, впоследствии получивший статус города и переименованный в Новочебоксарск. В пределах двухчасовой доступности (по изохроне 2 часа правомерно провести границу агломерации), помимо Чебоксар и Новочебоксарска, находятся малые города Цивильск и Мариинский Посад, поселок городского типа Кугеси и 300 сельских поселений (Мариинско-Посадского, Цивильского и Чебоксарского районов).

Приглашение в ордена Трудового Красного Знамени город Чебоксары — столицу Чувашии

Приглашение в ордена
Трудового Красного Знамени
город Чебоксары — столицу Чувашии

Все городские поселения сосредоточены на правобережье Волги к востоку и юго-востоку от ядра (максимальное расстояние 40 км), между ними сложились прочные производственные, трудовые, социальные связи, осуществляется маятниковая миграция населения. Западная часть агломерации, включая лесное Заволжье, выполняет в основном сельскохозяйственную функцию, а также рекреационную (санатории, профилактории, базы отдыха, детские лагеря). Развитие Чебоксарской агломерации определено положением на Волжской трассе (речной и автомобильной дороге Нижний Новгород—Чебоксары—Ульяновск). Через плотину Чебоксарской ГЭС осуществляется связь с северными и восточными регионами страны (автомобильная дорога Чебоксары—Казань и Чебоксары—Йошкар-Ола).
Численность населения Чебоксарской агломерации оценивается в 715 тыс. человек.


*См. «География», № 38/94, c. 1.
** Залив (это слово употребляется в Чебоксарах почти как топоним, имя собственное) — расширившееся в результате строительства плотины Чебоксарской ГЭС устье рек Чебоксарки и Трусихи. — Прим. ред.
*** Не следует преувеличивать реальной значимости этих предприятий в настоящее время. Например, в 2001 г. Чебоксарский тракторный завод («Промтрактор») выпустил лишь около 300 машин (в 1990  г. — 2,2 тыс.).
**** Любопытно, что интернет-сайт «Промтрактора» сделан в четырех языковых версиях. Помимо обычных русской и английской есть еще китайская и арабская.
***** В некоторых классификаторах ПО им. Чапаева относят к машиностроению. И, по всей видимости, не без основания. В номенклатуре открытой продукции этого завода, остающегося в федеральной собственности, — ракетные комплексы «Алазань» для борьбы с градом, метеорадиолокаторы, пиротехника и другие изделия, куда более сложные, чем резиновые калоши.

В оформлении статьи использованы фотографии
с официального сайта Администрации города Чебоксары
http://gov.cap.ru.