ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
Конкурсные работы
|
|
Узнавание страны,
в которой ты живешь
А.Е. МИРЗОЕВ,
учитель географии средней школы № 236
г. Москва
Светлой памяти моих
родителей-географов
Зачем я иду на урок географии?
Редакция «Географии» поставила перед читателями
непростой вопрос. Чтобы дать ответ на него, мне
необходимо вернуться в свое далекое детство.
У каждого из нас наступает момент, когда хочется
осмыслить прожитую жизнь и подвести некоторые
итоги. Родился я в семье учителей географии в
городе Баку в 1961 г. Отец прошел путь от школьного
учителя до доцента Азербайджанского
педагогического института им. Ленина, а мать до
конца своей недолгой жизни оставалась учителем в
школе (в семье, кроме меня, была сестра, ставшая
впоследствии химиком). Настоящие географы меня
поймут: вся обстановка дома — огромная
географическая библиотека и поездки с отцом на
студенческие практики по всей стране — остались
в моей памяти навсегда.
Отец — воспитанник школы Н.Н. Баранского,
научным руководителем его кандидатской работы
был сам Ю.Г. Саушкин, — определил мое будущее с
самой школьной скамьи. Кто-то может сказать:
«Чудак, зачем ему это нужно?» И по-своему будет
прав, но правда эта будет односторонняя. Дело в
том, что отец с матерью своей верностью
избранному пути заложили во мне будущую
профессию. Вы не поверите, но мне до сих пор
снятся «географические сны-воспоминания» о тех
местах, где я успел побывать. Вот я, босоногий
мальчишка, ловлю креветок на пирсе в пригороде
Баку, вот Нефтяные Камни — город на сваях в
центре Каспия, Батумский дельфинарий, одесская
Аркадия, водное путешествие от Астрахани до
Перми, Адмиралтейство в Ленинграде,
Академгородок в Новосибирске.
Экскурс в прошлое можно продолжать до
бесконечности. Меня с детства формировала
«географическая среда». «А как же школа? Какова
роль учителя?» Я честно отвечу: своего учителя
географии практически не помню, уж очень скучны
были эти уроки. А ведь ребенка нужно «зажечь»,
заинтересовать. Затем были студенческие годы и
геофак Азгосуниверситета. И снова поездки,
поездки, поездки... По окончании — распределение
в гидрографическую службу Каспийской флотилии,
где честно отпахал в должности прораба
геодезической партии и облазил все побережье
Каспия вдоль и поперек. Астрахань, Махачкала,
Мангышлак, Сулак, Ленкорань, Красноводск (ныне
Туркменбаши). Следующий период — работа в
секторе эрозии Агропрома Азербайджана в
должности научного сотрудника. И снова поездки,
поездки... Талышские горы, Малый и Большой Кавказ,
Кура-Араксинская низменность. И вдруг наступила
«перестройка». Разом рухнуло все. Костры и танки
на улицах Баку, трупы людей, срывание с
насиженных мест. В одночасье все стали беженцами,
то есть людьми «второго сорта». Я, как
«полукровка», тоже вошел в их число. Дальнейшая
судьба забросила меня в город Конаково Тверской
области, где впервые стал на путь учительства. Не
скрою, первые годы было очень трудно, но семейные
гены сыграли свою роль. Сейчас идет уже 15-й год, а
я все еще верен географии и школе. Почему? Что
меня держит? Зачем каждый день я два часа трачу на
дорогу, вхожу в класс, смотрю в жадные детские
глаза и говорю: «Здравствуйте, ребята!»? Не хочу
лукавить, многим из нынешних учащихся география,
мягко говоря, «до лампочки», но... Все зависит от:
1) личности учителя (а для меня таким примером
является отец), интересно и грамотно подающего
материал, способного увлечь ребят, полюбить его и
предмет;
2) творческой деятельности учащихся в процессе
самообучения (необходимо больше давать ребятам
свободы самовыражения);
3) опоры на близкий и более понятный учащимся
краеведческий материал;
4) туристской (по возможности) деятельности.
Видели бы вы, с какой дотошностью готовят ребята
альбомы по теме «Где и как я провел лето». Здесь
вам и карты местностей, и гербарии, и фотографии
описываемых территорий. Ну а совместные походы —
это просто задушевная песня. Тут и долгое сидение
у костров, и многокилометровые переходы, и
совместный сбор грибов в «медвежьих углах»
России. А всё вместе — это процесс узнавания
страны, в которой ты живешь. Многие учителя могут
спросить: а как же экономические районы,
демографические проблемы, миграции, статистика и
т.д.? Действительно, без них нельзя, но еще раз
повторяю, что без интереса к познанию места,
района, территории, страны урок будет пресен, а
ученик слабо усвоит материал. Прикоснитесь к
своей малой Родине, отвезите ребят на исток
Волги, в Дарвиновский музей, в «Град Петра»,
сходите на соседний пруд... Разбудите в ребенке
жажду знаний, и вам за это воздастся.
Раннее осеннее утро, переполненный автобус,
хмурые лица пассажиров. Захожу в школу. До начала
урока осталось 10 минут. Причесываюсь,
поправляю галстук, открываю дверь в кабинет.
Шестой класс. Ясные и светлые лица ребят.
На партах тетрадки и атласы. В глазах жажда
знаний. «Здравствуйте, ребята!» А в мыслях —
«Я люблю вас и верю, что это взаимно!»
Если же от живого текста переходить к
методической схематизации, то цели обучения
географии я бы выразил так:
1. Формирование основ пространственного
мышления («осмысления» территории).
2. Формирование экологической культуры.
3. Воспитание гражданина своей Родины.
4. Сообщение ребенку географических знаний и
умений, которые ему пригодятся в реальной
жизни.
5. Воспитание всесторонне развитой личности с
комплексным стилем мышления.
Результативность же обучения
определяется следующими слагаемыми:
1. Личность учителя.
2. Семья с ее целевой установкой.
3. Грамотность самого ребенка, сформированная на
предшествующих этапах обучения: элементарная,
читательская, функциональная.
4. Работа системы образования (качество уроков и
создание условий для самообразования). |