Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Опыт


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

Узнавание страны,
в которой ты живешь

А.Е. МИРЗОЕВ,
учитель географии средней школы № 236
г. Москва

Светлой памяти моих
родителей-географов

Зачем я иду на урок географии?
Редакция «Географии» поставила перед читателями непростой вопрос. Чтобы дать ответ на него, мне необходимо вернуться в свое далекое детство.
У каждого из нас наступает момент, когда хочется осмыслить прожитую жизнь и подвести некоторые итоги. Родился я в семье учителей географии в городе Баку в 1961 г. Отец прошел путь от школьного учителя до доцента Азербайджанского педагогического института им. Ленина, а мать до конца своей недолгой жизни оставалась учителем в школе (в семье, кроме меня, была сестра, ставшая впоследствии химиком). Настоящие географы меня поймут: вся обстановка дома — огромная географическая библиотека и поездки с отцом на студенческие практики по всей стране — остались в моей памяти навсегда.
Отец — воспитанник школы Н.Н. Баранского, научным руководителем его кандидатской работы был сам Ю.Г. Саушкин, — определил мое будущее с самой школьной скамьи. Кто-то может сказать: «Чудак, зачем ему это нужно?» И по-своему будет прав, но правда эта будет односторонняя. Дело в том, что отец с матерью своей верностью избранному пути заложили во мне будущую профессию. Вы не поверите, но мне до сих пор снятся «географические сны-воспоминания» о тех местах, где я успел побывать. Вот я, босоногий мальчишка, ловлю креветок на пирсе в пригороде Баку, вот Нефтяные Камни — город на сваях в центре Каспия, Батумский дельфинарий, одесская Аркадия, водное путешествие от Астрахани до Перми, Адмиралтейство в Ленинграде, Академгородок в Новосибирске.
Экскурс в прошлое можно продолжать до бесконечности. Меня с детства формировала «географическая среда». «А как же школа? Какова роль учителя?» Я честно отвечу: своего учителя географии практически не помню, уж очень скучны были эти уроки. А ведь ребенка нужно «зажечь», заинтересовать. Затем были студенческие годы и геофак Азгосуниверситета. И снова поездки, поездки, поездки... По окончании — распределение в гидрографическую службу Каспийской флотилии, где честно отпахал в должности прораба геодезической партии и облазил все побережье Каспия вдоль и поперек. Астрахань, Махачкала, Мангышлак, Сулак, Ленкорань, Красноводск (ныне Туркменбаши). Следующий период — работа в секторе эрозии Агропрома Азербайджана в должности научного сотрудника. И снова поездки, поездки... Талышские горы, Малый и Большой Кавказ, Кура-Араксинская низменность. И вдруг наступила «перестройка». Разом рухнуло все. Костры и танки на улицах Баку, трупы людей, срывание с насиженных мест. В одночасье все стали беженцами, то есть людьми «второго сорта». Я, как «полукровка», тоже вошел в их число. Дальнейшая судьба забросила меня в город Конаково Тверской области, где впервые стал на путь учительства. Не скрою, первые годы было очень трудно, но семейные гены сыграли свою роль. Сейчас идет уже 15-й год, а я все еще верен географии и школе. Почему? Что меня держит? Зачем каждый день я два часа трачу на дорогу, вхожу в класс, смотрю в жадные детские глаза и говорю: «Здравствуйте, ребята!»? Не хочу лукавить, многим из нынешних учащихся география, мягко говоря, «до лампочки», но... Все зависит от:
1) личности учителя (а для меня таким примером является отец), интересно и грамотно подающего материал, способного увлечь ребят, полюбить его и предмет;
2) творческой деятельности учащихся в процессе самообучения (необходимо больше давать ребятам свободы самовыражения);
3) опоры на близкий и более понятный учащимся краеведческий материал;
4) туристской (по возможности) деятельности.
Видели бы вы, с какой дотошностью готовят ребята альбомы по теме «Где и как я провел лето». Здесь вам и карты местностей, и гербарии, и фотографии описываемых территорий. Ну а совместные походы — это просто задушевная песня. Тут и долгое сидение у костров, и многокилометровые переходы, и совместный сбор грибов в «медвежьих углах» России. А всё вместе — это процесс узнавания страны, в которой ты живешь. Многие учителя могут спросить: а как же экономические районы, демографические проблемы, миграции, статистика и т.д.? Действительно, без них нельзя, но еще раз повторяю, что без интереса к познанию места, района, территории, страны урок будет пресен, а ученик слабо усвоит материал. Прикоснитесь к своей малой Родине, отвезите ребят на исток Волги, в Дарвиновский музей, в «Град Петра», сходите на соседний пруд... Разбудите в ребенке жажду знаний, и вам за это воздастся.
Раннее осеннее утро, переполненный автобус, хмурые лица пассажиров. Захожу в школу. До начала урока осталось 10 минут. Причесываюсь, поправляю галстук, открываю дверь в кабинет. Шестой класс. Ясные и светлые лица ребят. На партах тетрадки и атласы. В глазах жажда знаний. «Здравствуйте, ребята!» А в мыслях — «Я люблю вас и верю, что это взаимно!»
Если же от живого текста переходить к методической схематизации, то цели обучения географии я бы выразил так:
1. Формирование основ пространственного мышления («осмысления» территории).
2. Формирование экологической культуры.
3. Воспитание гражданина своей Родины.
4. Сообщение ребенку географических знаний и умений, которые ему пригодятся в реальной жизни.
5. Воспитание всесторонне развитой личности с комплексным стилем мышления.

Результативность же обучения определяется следующими слагаемыми:
1. Личность учителя.
2. Семья с ее целевой установкой.
3. Грамотность самого ребенка, сформированная на предшествующих этапах обучения: элементарная, читательская, функциональная.
4. Работа системы образования (качество уроков и создание условий для самообразования).