Как сформировать у школьников
желание познавать мир
На примере изучения атмосферы
в 6—8-м классах
Р.М. КУЗЬМИНА
учитель географии средней школы № 848
Северного адм. округа,
заслуженный учитель РФ,
г. Москва
Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.
А. Дистервег (1790—1866)
Почему знания об атмосфере и климатах Земли
считаются сложными в восприятии их учениками?
Как усовершенствовать процесс их формирования?
Трудность изучения всего того, что связано с
атмосферой, погодой, климатом, заключается в
недостаточной конкретности материала. Учащимся
приходится больше представлять, воображать, чем
непосредственно видеть. Приходится
опосредованно абстрагировать происходящее в
атмосфере через рисунки, схемы, модели и т.п.
Другая трудность связана со сложившейся
системой распределения учебного материала по
классам, по возрастным группам. Физические
свойства атмосферы — абстрактный материал,
объясняться они могут на основе знания законов
физики, которую учащиеся начинают изучать позже,
чем курс географии, где впервые эти знания
сообщаются.
Третья сложность, с которой учитель сталкивается
при формировании знаний об атмосфере и климатах
— ограниченность времени на изучение и
осмысление.
Учитывая это, я поддерживаю мнение всех учителей,
ученых, специалистов, выражающих на страницах
газеты «География» свою крайнюю обеспокоенность
предполагаемым сокращением учебных часов по
курсу «География» в 6—7-х классах
общеобразовательной школы.
Начальный курс физической географии — важнейший
этап в обучении географии в целом и в
формировании метеорологической и
климатологической образованности школьника в
частности. Учитывая и сложность материала,
составляющего содержание темы «Атмосфера», и
особенности возраста учеников, которым
предстоит этим материалом овладеть, необходимо
начинать обучение с наблюдений природы. Поэтому
я вместе со своими учениками с первых чисел
сентября каждого года начинаю и веду наблюдения
за погодой, отражая в календаре наблюдений
показания температуры в 8, 14, 20 часов. По этим
данным учащиеся высчитывают среднюю температуру
за сутки. Кроме того, они определяют направление
ветра, виды облаков, виды облачности, наличие или
отсутствие осадков, типы погод и наблюдают за
особыми природными явлениями. Наблюдения на этом
этапе проводятся одновременно с формированием
умений работать с метеорологическими приборами,
вести грамотные записи и их обработку.
Курс географии материков и океанов — наиболее
сложный этап в формировании знаний об атмосфере
и климате. И еще одна сложность: наши ученики,
вступая в подростковый возраст (13—15 лет),
проявляют себя в новом качестве. У многих из них
начинает проявляться «внутренний отход от
школы», который А.Н. Леонтьев объясняет
появлением в этот период мотивационного вакуума.
Мотивы, побуждающие к учебе учеников младших
возрастов, уже удовлетворены, а новые еще не
сформировались.
Отсюда снижение интереса к учебе — роль
пассивного слушателя их не устраивает. Им надо
проявить активность, деятельный характер
мышления, получить удовлетворение от
самостоятельно проведенной работы. Поэтому в
формировании знаний о климате я использую
графики, карты, рисунки, схемы, отражающие
процессы, происходящие в атмосфере. При этом
очень важно, чтобы эти рисунки возникали на доске
синхронно с объяснением и параллельно
выполнялись учащимися в тетрадях — восприятие,
мышление и память должны на этом этапе обучения
работать одновременно. Полученные знания о
климате затем закрепляются работой на контурной
карте.
При изучении климатов России знания о климате
приобретают новые качества. Учащиеся получают
возможность применить «все то, что знаю, к тому,
что меня окружает». Моя задача состоит не в том,
чтобы еще раз объяснять ученикам, привязывая к
территории России, то, что им должно быть
известно из курса географии материков и океанов,
а в том, чтобы помочь использовать эти знания
в новой ситуации. И в 8-м классе, когда у
школьников уже есть определенный багаж знаний о
климате и процессах, происходящих в атмосфере, я
предлагаю учащимся использовать приобретенное и
проявить свои интеллектуальные возможности и
творческий потенциал в выполнении
самостоятельной творческой работы.
За более чем 30 лет работы в школе мною в кабинете
географии накоплен богатый материал наблюдений
школьников за погодой по сезонам: осень, зима,
весна. На основании этих данных учащиеся
выполняют творческую, исследовательскую работу.
Они строят графики температур по годам,
сравнивают температурный режим и делают выводы.
Строят розы ветров по годам и устанавливают
связь направления ветров с температурой.
Выясняют, какие ветры преобладали. Чтобы придать
боґльшую практическую значимость, ставлю перед
учащимися следующую задачу: Вообразите себя
проектировщиком. Учитывая местные климатические
условия, в частности преобладающие ветры (по розе
ветров), проведите перепланировку нашего
микрорайона. Как вы бы разместили промышленные
предприятия, жилые массивы, лесопарковые зоны,
детские сады, школы, аптеки, больницы и др.? Где в
нашем районе самые экологически неблагоприятные
условия, как их можно улучшить?
Учащиеся устанавливают зависимость между
облачностью, осадками и направлением ветра. Ветры
каких направлений преобладают в дни, когда
выпадали осадки? Какая при этом была облачность и
виды облаков? Строят столбиковые диаграммы по
годам «Типы погод за месяц». Как изменяется
погода в зависимости от направления ветра?
В заключение учащиеся делают общий вывод и
указывают факторы, влияющие на изменения климата
в Москве, сравнивают с данными многолетних
наблюдений.
Познавательный интерес к изучению сложных
закономерностей, происходящих в атмосфере, можно
вызвать через приемы проблемного обучения. Для
создания проблемной ситуации можно использовать
фактический материал из различных литературных
источников, даже из детской художественной
литературы. Предлагаю учащимся написать яркие,
образные высказывания, стихи о различных сезонах
года.
Проблемное обучение может быть организовано
вокруг интересных вопросов. Вот примеры:
— Почему снег согревает растения, если он сам
холодный?
— Как могут выпадать «красные», «кислые» и
другие дожди, если водяной пар в атмосферу
попадает чистым?
— Посмотрите на барометр старого образца и
объясните, почему на шкале со стороны
минимальных показаний написано слово «дождь», а
максимальных — «сухо».
На мой взгляд, подобные работы помогают
устанавливать причинно-следственные связи,
способствуют свободному владению сквозными
ключевыми понятиями (климат, погода, изотерма,
воздушные массы и т.д.) современного школьного
географического образования, умению выражать
свои знания в графической форме, формированию
познавательных умений и навыков, прививают
стремление к исследовательской работе,
закладывают неподдельное любопытство, желание
познать земное пространство. Этот дар называется
«географическим романтизмом». Его можно не
только считать основой географической
компетентности, но и назвать
«человекоформирующим» независимо от того, какую
профессию выберет в будущем ученик.
Пользуясь случаем, хочется еще раз высказать
свое негативное отношение к повальному
увлечению тестированием, которое не отражает
объективно качество знаний по географии и тем
более не позволяет выявить географическую
культуру молодых людей. Без современных
географических знаний не может быть взвешенных
геополитических, геоэкономических и
геоэкологических решений. Известно древнее
правило: чем меньше люди знают, тем легче ими
управлять.
Для понимания всех взаимосвязанных
физико-географических и
экономико-географических процессов необходим
фундамент прочных знаний курса географии в
школе. |