Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Предмет


Новый федеральный
базисный учебный план:
перспективы преподавания
географии в основной школе

В июле 2003 г. Министерство образования направило для обсуждения в органы управления образованием субъектов Российской Федерации проект федерального базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования, который в целом поддержали 87,5% респондентов. Свыше 90% респондентов указывают на соответствие проекта БУП основным направлениям модернизации российского образования.
Однако важное замечание, выходящее за рамки предложенных вопросов, касалось неудовлетворения научной и педагогической общественности возможным сокращением количества часов на преподавание географии и биологии в основной школе до 6 часов в неделю. На эту тему в Минобразование поступило 28 заключений, собраны подписи около 1,5 тыс. учителей географии и биологии. В большинстве указанных заключений (69,8%) в качестве основной причины несогласия указывалось сокращение нагрузки данных категорий учителей, в двух заключениях приводились существенные аргументы, связанные с содержанием общего образования, но ни в одном из заключений не содержалось предложений по вопросу: где взять искомые часы?
Тем не менее Министерство образования совместно с Российской академией образования, внимательно изучив отклики из регионов, учитывая важную роль географии в социализации учащихся, осуществило переработку сетки часов для основной школы.
В настоящее время реализована новая концепция содержания школьного географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, это позволило сократить учебный предмет «География» на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный курс, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществоведение».
Следует обратить внимание, что этот 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе основной школы перенесен в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала.
Данный проект базисного учебного плана одобрен на заседании Коллегии Минобразования России и в ходе поэтапного введения нового стандарта основного общего образования и профильного обучения на старшей ступени общего образования может быть использован для организации учебной работы в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

В.В. АБАТУРОВА,
главный специалист Министерства образования РФ


Извлечения из
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Основное общее образование*

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. В V—IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.
Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент — не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов.
Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений Российской Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебные предметы Количество часов в год Всего
V VI VII VIII IX
Русский язык 105 105 105 105 105 525
Литература 70 70 70 70 70 350
Родной язык и литература* 210 210 175 105 105 805
Иностранный язык 105 105 105 105 105 525
Математика 175 175 175 175 175 875
Информатика и ИКТ 0 0 0 35 70 105
История 70 70 70 70 70 350
Обществоведение (включая экономику и право) 0 35 35 35 35 140
География 0 35 70 70 70 245
Природоведение 70 0 0 0 0 70
Физика 0 0 70 70 70 210
Химия 0 0 0 70 70 140
Биология 0 35 70 70 70 245
Искусство (Музыка и ИЗО) 70 70 70 35 35 280
Технология 70 70 70 35 0 245
Основы безопасности жизнедеятельности 0 0 0 35 0 35
Физическая культура 70 70 70 70 70 350
Итого: 805 840 980 1050 1015 4690
Региональный
(национально-региональный) компонент**
и компонент образовательного учреждения
(6-дневная неделя)
280 280 210 175 210 1155
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
(требования СанПиН)
1085 1120 1190 1225 1225 5845
Региональный
(национально-региональный) компонент**
и компонент образовательного учреждения
(5-дневная неделя)
175 175 105 70 105 630
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
(требования СанПиН)
980 1015 1085 1120 1120 5320

* При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
** В основной школе для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 35 часов учебного предмета «География» и 35 часов учебного предмета «Биология»; в VIII классе — 35 часов учебного предмета «Искусство» и 35 часов учебного предмета «Технология»; в IX классе — 35 часов учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
образовательных учреждений Российской Федерации
с русским (родным) языком обучения
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные
области
Учебные
предметы
Учебный план
1998 2003

Филология Русский язык 21 21 0
Литература 11 11 0
Иностранный язык 15 15 0
Математика Математика 25 25 + 3
Информатика Информатика и ИКТ 3
Обществознание История 11 10 – 1
Обществоведение 2 4 + 2
География 8 7 – 1
Естествознание Природоведение 2 2 0
Физика 6 6 0
Химия 4 4 0
Биология 8 7 – 1
Искусство Музыка и ИЗО 8 8 0
Технология Технология 11 7 – 4
Физическая культура Физическая культура 10 10 0
Основы безопасности
жизнедеятельности
Основы безопасности
жизнедеятельности
0 1 + 1
Итого: 142 141 – 1
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)
25 26 + 1
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)
167 167 0
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)
10 11 + 1
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)
152 152 0

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных курсов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, а также в других формах.

<...>

Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Обществоведение» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный курс, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществоведение».

<...>

В основной школе для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе — 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе — 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.


* Печатается по брошюре: Федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации. Проект/Министерство образования Российской Федерации. — М., 2003. — 40 с.