Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Раздаточный материал


Паук в центре паутины

Предложите нескольким выбранным в качестве «подопытных кроликов» школьникам с помощью атласа и большой физической демонстрационной карты Южной Европы или, лучше, карты Испании ответить на поставленные ниже (с. 23) вопросы.
Ну хотя бы на некоторые из них. Результаты ответов ваших детей используйте для диагностики — какого качества образование они получают, обладают ли минимальным уровнем развития пространственного мышления. Понаблюдайте за работой школьников: готовы ли они к восприятию территории, интересно ли им это или наши «оболочки», «комплексы» и спекулятивные «глобальные проблемы» уже убили в них географизм мышления.
Серия вопросов по снимкам будет продолжена.

Белесое пятно близ центра
космического снимка — Мадрид

Базовый уровень. Столицей какой страны является Мадрид? Каково расстояние от него до ближайшей точки на морском побережье?
Хороший уровень. С помощью карт и учебника определите, каково примерно население Мадрида.
Какие еще крупные города Испании вам известны? Какие из них попадают в рамку снимка?
Севернее и восточнее Мадрида диагональю, «отрезающей» левый верхний угол снимка, протянулся широкий пояс, рябящий сочетанием белого и темного. Что это? С помощью физической карты определите название этого географического объекта.
Обратите внимание, что Мадрид стоит близ раздела двух сред — пестрящего пояса и относительно ровно окрашенной площади. Чем различаются эти территории?
Творческий уровень. В чем выгоды подобного положения на разделе разных природных ландшафтов?
Постарайтесь найти на карте Европы другие крупные города, занимающие похожее географическое положение.

Базовый уровень. Укажите на снимке реку Тахо. В каком направлении она течет?
Хороший уровень. В какой океан река Тахо впадает, на территории какой страны, под каким именем? Какова примерно длина этой реки? Во сколько раз она больше (меньше) длины Волги?
Какие еще крупные реки, протекающие по территории Испании, вам известны? Есть ли среди них международные?
Какие горы служат водоразделами Тахо с этими реками?
Уровень эрудита. Среди испанских городов, долженствующих находиться сразу за рамкой снимка, своей мировой известностью, звучностью выделяются Гвадалахара и Толедо. Отметьте их местоположение. Что вам приходилось слышать об их роли в истории и культуре Испании?
Творческий уровень. Почему Мадрид называют пауком в центре паутины? Что подразумевается под паутиной в этой географической метафоре?

Ответы (варианты и модели ответов)

к вопросам по космическому снимку
окрестностей Мадрида
а также комментарии, способные раздразнить
познавательный аппетит школьников

Базовый уровень. Мадрид — столица Испании. До ближайшей точки на побережье (Валенсия) — 300 км.
Хороший уровень. Население Мадрида — ок. 3 млн чел., в агломерации — до 5 млн. Школьные атласы, как правило, не позволяют выявить этих значений, но, во всяком случае, то, что Мадрид — город-миллионер, установить можно.
А с помощью картосхемы «Крупнейшие города и городские агломерации зарубежной Европы» в учебнике Максаковского можно получить еще более правдоподобные данные.
Каждый выпускник школы, претендующий на звание культурного человека, должен если не знать, то хотя бы слышать такие названия, как Барселона, Валенсия, Севилья. Ни один из этих городов, правда, в рамку снимка не попадает. Обратим на это внимание школьников: все крупнейшие города от столицы далеки. В самом конце этого материала мы еще раз вернемся к этому наблюдению.
Ясно, что диагональный пояс — горы. Если ваши ученики пользуются сколько-нибудь приличными атласами (не «дрофиными»*, а, например, выпущенными Федеральной службой геодезии и картографии), они легко определят, что это Центральная Кордильера. Дети ваши наверняка слово такое слышали, но в применении к другим горам. Удовлетворите возникшее любопытство, поясните, что Cordillera по-испански означает просто-напросто «горная цепь»**. Как из Испании это слово оказалось занесенным в США, ваши дети, надо надеяться, догадаются сами.
К югу от Кордильеры лежит Новокастильское нагорье с относительно (относительно хребта, конечно) ровным рельефом.
Творческий уровень. Городам свойственно формироваться на границах природных районов, потому что разным районам исстари соответствовали разные типы хозяйства, и в зоне их контакта нужны были узлы, в которых осуществлялся бы обмен разнородной продукцией между районами. Очень яркий пример похожего, подгорного положения городов дает Германия. На общегеографической карте прекрасно видно нитку (да уж какую нитку, — канат) городов Кёльн—Вупперталь—Бохум—Ганновер—Лейпциг—Дрезден, протянувшуюся аккурат по той полосе, где коричневая «предгорная» окраска Германии меняется на зеленую равнинную. Пример рождения Москвы на стыке ландшафтных границ ваши дети воочию могут наблюдать, раскрыв № 5 «Географии» на с. 15. Других примеров — множество. Географическое разнообразие — само по себе ресурс, богатство, оно дает крупному городу много степеней свободы для развития, обеспечения себя разными ресурсами, для посреднической деятельности.
Базовый уровень. Тахо течет на западо-юго-запад.
Хороший уровень. Впадает в Атлантический океан в Португалии, где именуется Тежу. Длина реки 1010 км, что в 3,5 раза меньше Волги (если школьники при визуальной оценке назовут числа в интервале от 800 до 1200 км, ответ следует признать удовлетворительным).
Из испанских рек следует знать еще Гвадалквивир (хотя бы потому, что он овеян «испанским романтизмом» Пушкина). Не помешает произнести слова Эбро, а также Дуэро и Гвадиана. Две последние реки — международные. Дуэро впадает в открытую Атлантику в Португалии под именем Дору. (Чтобы облегчить процесс внедрения информации в сознание, сообщите школьникам, что по имени этой реки названа западноиспанская провинция Эстремадура. Ее звучное название школьники, возможно, слышали, а пошло оно от латинского Extrema Duria — «Экстремальная, крайняя территория по реке Дуэро», «Крайнее Подуэрье», подобно нашим Верхнему Поволжью или Крайнему Северу.) Гвадиана блуждает по португальской территории, а потом впадает в Кадисский залив, протянувшись аккурат по испано-португальской границе. Но и Дуэро, и Гвадиана — полные хомячки в сравнении с динозавром — еще одной начинающейся в Испании международной рекой с громким именем. Испанское ее происхождение оказывается личным открытием и для большинства географов, и для большинства французов, скольких мы ни опрашивали. Наверное, вы уже догадались, что речь идет об одной из великих французских рек. Это явно не Рона (она урожденная швейцарка, альпийка). Это явно не Сена (та равнинно-французская река). Вряд ли, чтоб это была Луара, река внутрифранцузская, выходящая из бастиона французского Центрального массива. Ну ясно уже, не будем далее интриговать, остается...
От бассейна Эбро водосборный бассейн Тахо отгорожен Иберийскими горами. От Дуэро — Центральной Кордильерой. От Гвадианы — Толедскими горами, менее заметными на картах, и их западным как бы продолжением Сьерра-де-Гуадалупе («Хребет*** Волчьей**** реки*****»).
Уровень эрудита. Гвадалахара получила известность в годы гражданской войны в Испании (1936—1939). Здесь, на подступах к Мадриду против фашистов Франко сражались герои-интернационалисты, среди них много советских людей. Слово «Гвадалахара» в те годы воспринималось честными испанцами и честными советскими людьми почти как «Бородино» их прадедами. Толедо — старинная столица Испании, город-музей. В мировой культуре город прославлен пейзажем Эль-Греко.
Творческий уровень. Мадрид находится почти в геометрическом центре территории Испании, в узле железных и шоссейных дорог, а также тянущихся к столице нефтепроводов от побережий (эти линии пространственных связей и есть «паутина» в известной метафоре). Дополнительный смысл сравнению Мадрида с пауком придает еще то обстоятельство, что столица находится в не очень-то плодородном, засушливом районе, тогда как лучшие сельскохозяйственные земли лежат по периферии Испании (пусть дети посмотрят на экономическую карту страны в «Большом атласе школьника» Федеральной службы геодезии и картографии, там все очень наглядно). Вдоль побережья стоят и ключевые промышленные узлы, и курортные зоны. Столица же, центральный паук, как бы тянет соки по разным направлениям с испанской производящей окружности.


* Большой «Географический атлас школьника», выпущенный издательским домом «Дрофа» и издательством «ДиК» в 1999 г., из всех гор зарубежной Европы позволяет школьнику узнать лишь Альпы, Карпаты, Пиренеи и Скандинавские. Богато.
** У нас горная линия обозначается как «цепь» или «хребет», жестко. У испанцев отношение к таким горам более мягкое — слово кордильера произошло от cordo — «шнур», «веревка». Это созвучно и этимологии названия Урал — якобы от тюркского «пояс».
*** Сьерра (sierra) по-испански буквально — «пила». Такое название горных цепей должно, по-видимому, в отличие от кордильер, указывать на боґльшую гористость, оскаленность этих хребтов, наличие в них заметных пиков.
**** Латинское выражение Homo homini lupus est (человек человеку волк) дети ваши, весьма вероятно, слышали. Так что корень lup без труда свяжут с волком (те же, кто увлекается зоологией, знают еще и латинское название волка Canis lupus).
***** В южной Испании название нескольких рек начинаются на гвада-, гуада-. Слово это происходит от арабского вади — река. В европейской географии словом «вади» обычно обозначают пересыхающие реки в засушливых областях, и школьники ваши слово это скорее всего слышали. Откуда арабские слова появились на Иберийском полуострове, они тоже знают, но так как историю преподают в школе плохо, не все, наверное, сразу сообразят, как было дело. Напомните им об арабском завоевании Аль-Андалуса, битве при Пуатье, Кордовском халифате, Реконкисте. Так, через несколько топонимов вы поднимете пласт истории, географической номенклатуры и климатов. Перечислим эти топонимы, уже упомянутые: горы Сьерра-де-Гуадалупе, город Гвадалахара (от арабского Вади-эль-Хара — Река каменистой местности), река Гвадалквивир (от арабского Вади-эль-Кабир — Великая река), река Гвадиана (от Вади-Ана). (См.: Е.М. Поспелов. Географические названия мира. Топонимический словарь. — М.: Русские словари, 1998.)