Столетие Валерия Чкалова
В первые дни февраля отмечалось столетие
выдающегося русского летчика Валерия Павловича
Чкалова. Он родился 20 января (по новому стилю 2
февраля) 1904 г. в Василёвой Слободе на Волге,
небольшом поселении на самой окраине
Нижегородской губернии.
Славу Чкалову принесли два сверхдальних
беспересадочных перелета. Расстояния, которые
преодолел летчик, вызывают уважение даже в
нынешнее время, что уж говорить о 30-х годах, когда
авиация только выходила из подросткового
возраста.
20—22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 (второй
пилот — Г.Ф.Байдуков, штурман — А.В.Беляков)
Чкалов совершил беспосадочный перелет из Москвы
через Северный Ледовитый океан и
Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне —
остров Чкалов), где совершил вынужденную посадку
— спустя 56 часов 20 минут и 9374 км после вылета
из Москвы. Тяжелый четырехмоторный самолет был
безупречно точно посажен на узкой песчаной косе.
«Чкалов сел не на Удд, а на отлично», —
каламбурил по этому поводу Сталин: «уд» — это
было обозначение удовлетворительной оценки,
тройки. За уникальный перелет и проявленные при
этом героизм и мужество всем членам экипажа были
присвоены звания Героев Советского Союза.
18—20 июня 1937 г. на том же самолете и с
тем же экипажем Чкалов совершил беспосадочный
перелет Москва—Северный полюс—Ванкувер (США)
протяженностью 8504 км. Хотя дальность второго
полета уступала первому, значение этого летного
достижения было несравненно выше: впервые в
мировой практике был успешно пройден
трансполярный маршрут. Была осуществлена мечта
многих авиаторов, включая погибших членов
экипажа дирижабля «Италия» и Руала Амундсена.
Впервые советский самолет коснулся посадочной
полосы на американском континенте. Этот перелет
вызвал в мире, и особенно в США, такой шок,
сравнить который можно разве что с реакцией на
первый полет человека в космос четверть века
спустя. Уже в 1937 г., после героического
перелета в США и триумфальной встречи В.П.Чкалова
и его соратников в Москве, Василёво по
ходатайству местных жителей было переименовано
в Чкаловск.
В 1937 г. Чкалов был избран депутатом Верховного
Совета СССР. Жизненный путь великого летчика
закончился 15 декабря 1938 г. при проведении
испытательного полета на истребителе И-180,
который должен был заменить знаменитый, но
устаревающий И-16 конструкции того же
Н.Н.Поликарпова. Полет готовили в страшной спешке
— нужно было успеть до конца года. По официальной
версии комиссии по расследованию происшествия,
сильный мороз, который в то время стоял в столице,
привел к остановке двигателя машины.
Сразу после трагической гибели Чкалова на самом
высоком правительственном уровне было принято
решение об увековечении его памяти. В июле 1940 г.
музей летчика был открыт на его родине в
Чкаловске. В экспозиции музея в специально
построенном ангаре представлены подлинники
самолетов, на которых летал Чкалов. Памятники
герою стоят в Чкаловске, Нижнем Новгороде,
Ванкувере и в других городах.
Именем Чкалова названы авиационные заводы в
Новосибирске и Ташкенте, два теплохода,
курсирующие по Волге и Енисею, станции метро в
Москве, Санкт-Петербурге и Ташкенте, высшее
авиационное училище в Оренбурге, военный
аэродром под Москвой, улицы во многих городах,
поселках и селах. Чкаловом с 1938 по 1957 г.
назывался областной центр Оренбург, а сама
область в тот период именовалась Чкаловской. |