Региональная
география России |
ОБРАЗНАЯ КАРТА РОССИИ
Предваряющая публикация материалов
к выпуску пятому:
МЕЩЕРА
(читайте в № 8/2004)
Готовимся к работе
Методический текст
Лист четвертый. МЕЩЕРА.
Окско-Клязьминское междуречье
Мещерская низменность хорошо известна нашим
детям. Эту часть территории Центральной России
изучают в рамках программы 8-го класса, иногда об
этой природной области вспоминают и в классе
девятом.
Мещеру многие мыслят как затерянный мир,
спрятавшийся невесть где — в лесах и болотах
чуть ли не на краю земли. Мало кто из школьников (и
не все учителя географии) готовы принять тот
факт, что Мещера — это отчасти и Москва. Причем от
довольно большой части. Собственно, Кремль с
Боровицкого холма смотрит на восток в самую что
ни на есть Мещеру. Просто ныне трудно разглядеть
то, что это низменность: у слияния Яузы и
Москвы-реки, за Яузой, на ее восточном, мещерском
берегу торчит высотное здание на Котельнической
набережной. Но мы в следующем номере, анализируя
гербы местностей, постараемся разглядеть Мещеру
даже под высокими зданиями, даже в самых
возвышенных символах, даже в объектах,
устремленных в небесные выси.
Сделайте ксерокопии центральных разворотов № 5, 6 и 7
(с. 16—17) и последовательно склейте копии. Если
ваше учреждение не располагает копировальным
аппаратом такого формата, аккуратно разогните
скрепки, выньте сами центральные листы и
наклейте их на лист плотной бумаги. Теперь у вас
все готово для восприятия текстовой информации
№ 8, который придет в ваш почтовый ящик через
неделю.
Впрочем, вам, грамотному географу, может быть, эта
информация и не очень понадобится: те знаки и
символы, что смотрят на вас с образной карты, вам
уже многое скажут. Таинственная, пугавшая
Куприна, мучившая школьника Есенина,
романтизированная Паустовским и все активнее
завоевываемая Москвой низменность раскроет вам
все свои секреты — и географические, и
государственные. В этом и сила образной карты:
она способна всколыхнуть в сознании всю ранее
накопленную информацию, активизировать ее и
структурировать по эмоциональным и рациональным
направлениям, соответствующим духу территории и
ее реалиям. От этого интеллектуальное
удовлетворение получает знающий человек.
Молодой же человек, только начинающий путь
познания территории, получает удовольствие от
расшифровки знаков. Поначалу это кажется ему
игрой и может быть преподнесено как игра. Но
постепенно каждый шифр, каждый знак, каждый
символ наполняется содержанием и эмоционально
окрашивается.
И вот вам уже не просто птичка Гуся-Хрустального,
а лесная речка Гусь, она же Куус, финская Хвойная
река. И гусь не просто белый — он прозрачно
хрустальный, расположенный к игре, игре
граненого алмазной гранью хрусталя Гусевского
завода.
И вот уже на гербе Электростали — не просто
человек, колотящий молотком. Это работает старое
металлургическое производство, порожденное
мировыми войнами
в укромном московском тылу. Клубящийся же
электронными орбитами атом — военный
(элементы для первой атомной бомбы) и мирный
(ТВЭЛы для АЭС)...
Так рождается образ. Так дети запоминают города,
места. Запоминают не потому, что им продолдонил
что-то «дрофиный» учебник, не потому, что их
ткнули в непонятную и в принципе непознаваемую
экономическую карту. А потому, что зрительный,
обладающий своей эстетикой и своей энергетикой
знак так или иначе сохраняется в сознании. И
потому, что учитель ставит ему в соответствие
содержательный рассказ. У учащихся таким образом
включаются все «органы познания» (ну не все,
конечно, но гораздо больше, чем при нашем
рутинном обучении). Что-то ученик не понял сейчас,
чего-то на своем возрастном уровне не смог
ухватить. Но остался знак, который потом, при
повторном соприкосновении с Гусём или
Электросталью, подсознание подбросит ему.
И этот знак выступит репером, привязываясь к
которому повзрослевший ваш малыш будет тянуть
свою познавательную «геодезическую сеть»,
накручивать на него, как на сердечник, новую
информацию. Если мы будем выпускать из школы
детей, в сознание которых уложены (лучше уложены,
но хотя бы просто загружены) даже самые простые
образы разных мест нашей Родины, образы разных
стран и континентов, мы, учителя географии, можем
считать нашу педагогическую задачу выполненной
(в рамках программы минимум, конечно).
Покажем школьникам склеенный из трех частей
мещерский лист образной карты. Первый вопрос для
ориентировки: на территории скольких
субъектов федерации лист простирается?
Правильный ответ: четырех (Московская обл.,
Рязанская обл., Владимирская обл., Москва). К нему,
однако, дети придут не сразу (скорее всего,
забудут Москву). Проведите работу по сравнению
образного листа с листом традиционной карты
(настенной демонстрационной или из атласа).
В № 8/2004 мы проработаем некоторые, известные
уже читателям, приемы «привязывания»
гербов-образов к реалиям местности.
Пока же — ограничимся самыми простыми,
формальными наблюдениями. На многих гербах
городов и районов отражается их областная
административная принадлежность.
В Московской области символом
административной подчиненности служит либо
областной герб — всадник (св. Георгий),
поражающий змия, либо символическая кремлевская
башенка (это гербы главным образом 80-х годов, в
настоящее время не являющиеся официальными). В
Рязанской «административным клеймом» выступает
княжеская шапка (как бы снятая с князя,
изображенного на гербе самой Рязани*).
Во Владимирской области принято вверху ставить
владимирского льва с крестом; на гербовых
эмблемах же 80—90-х годов встречаются также
маленькие Золотые ворота областной столицы.
Эти маркирующие подчиненность изображения могут
помещаться как в верхней половине щита, так и в
углу (обычно в верхнем), но иногда занимают
нестандартное положение (Клепиковский район). В
последние годы составители гербов все чаще
отказываются от областного или иного
«вышестоящего» элемента на местных гербах. На
гербах округов и районов самой Москвы никаких
указаний на их принадлежность к столице нет
вообще.
В качестве простой разминки предложите
школьникам найти «клейма», означающие
принадлежность к Московской, Владимирской и
Рязанской областям, и провести по одной
бланковке областные границы. Провести вначале
простым карандашом. А потом сверить эти границы с
обычной административной картой, провести
уточнения и поднять контуры фломастером или
ручкой.
При выполнении этой работы дети должны обратить
внимание на то, что к Московской области точно
принадлежат Мытищинский район,
пос. Свердловский, Старая Купавна, Обухово,
пос. им. Воровского, Родники, Быково, Ногинск,
Электрогорск, Шатура и Коломенский район.
Школьники помечают соответствующие ячейки
точками и потом обводят общий «ареал», нащупывая
административную границу. Стоґит отметить, что
на гербе Шатуры св. Георгий со змием изображены
совсем иначе, чем на гербах Москвы и Московской
области. Это позволит нам в дальнейшем
предположить, что шатурский змееборец
становится уже самостоятельной характеристикой
этой местности, а не только указанием на
административную принадлежность. Особого
комментария потребует герб Егорьевска. Здесь
убиваемый рукой небесного воина четвероногий
чешуйчатый — самостоятельная фигура герба, не
имеющая прямого отношения к Москве (тем более,
что Егорьевск издавна был рязанским городом,
лишь в советское время он попал под Москву). Но не
странно ли, что здесь такая концентрация
драконов? Используем этот вопрос для
раскручивания познавательных характеристик в №
8/2004.
К Владимирской области явно относятся Собинка,
Радужный, Судогда, а также Петушки (маркированные
Золотыми воротами). Восемь рязанцев в
юго-восточном углу читаются совершенно четко. В
семь из них прислан «картуз исправника», в
восьмой же пригородный рязанский «князь» вышел
лично пощипать колосьев.
Дети не смогут сразу позиционировать некоторые
местности переходных, приграничных зон. Неясно,
например, куда отнести Орехово-Зуево,
Ликино-Дулево, Егорьевск, Луховицы. Сомнения
должны быть разрешены, как уже отмечалось, с
помощью обычной карты
административно-территориального деления
Центральной России. Но и из самих сомнений может
быть извлечена геоинформация. Ведь все эти
названные города, ныне относящиеся к Московской
области, совсем еще недавно московскими не были:
два первых — исконные владимирцы, два вторых —
рязанцы.
Но пора уже завершать ознакомительную разминку и
готовиться к интересному уроку по Мещере,
содержательная канва которого будет напечатана
в следующем номере.
* В связи с этой рязанской манерой
самому «князю» в районы не ходить вспоминается
известный эпизод из гоголевских «Мертвых душ»,
где исправник утверждает, что в случае
крестьянского волнения в какой-нибудь волости
ему нет необходимости утруждать себя и ехать
самому на усмирение. Достаточно послать свой
картуз.
Основные источники, использованные
при составлении мещерского листа образной карты
(№ 5—8)
1. Фон-Винклер П.П. Гербы городов, губерний,
областей и посадов Российской Империи, внесенные
в полное собрание законов с 1649 по 1900 год. — СПб.,
1899. — 224 с.
2. Ломанцов В.А., Ревнивцев М.В. Официальный
сайт Российского центра флаговедения и
геральдики// http://heraldicum.narod.ru.
3. Официальные символы муниципальных образований
Рязанской области (Авторы гербов — М. Шелковенко
и др.)//Вестник геральдиста (Информационное изд.
Союза геральдистов России). — 2003, № 15. — С. 8—14.
4. Официальные символы
Подмосковья/Геральдический совет при Президенте
Российской Федерации, Геральдическая комиссия
при губернаторе Московской области, Союз
геральдистов России. Рук. проекта К. Моченов. — М.,
2003. — 160 с.
5. Радужный//http://rainbowcity.chat.ru/admin.
6. Росич (Перфильев) Ю. и др. Геральдика.ру//http://geraldila.ru.
7. Русь Владимирская: 220 лет губернии//Новая
вечерка. — 1998.
Специальный выпуск 13 марта. — С. 1.
8. Символика Москвы. Город, административные
округа, районы/Ред. коллегия:
Ю.М. Лужков и др. — М.: Профиздат, 2003. — 264 с. |