Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2004

Географические новости


Трансконтинентальная

Австралазийская

железная дорога

17 января 2004 г. в зону контейнерного терминала порта Дарвин — главного города австралийской Северной территории пришел первый поезд с «большой земли». Состав был сформирован из открытых платформ, на которых были размещены контейнеры. Массивный поезд длиной около километра тянули два локомотива, раскрашенные в стиле народного творчества австралийских аборигенов — коренных обитателей этих местностей.
Уже через пару недель от перрона вокзала Аделаиды в Дарвин отправился первый пассажирский состав. Толпы людей собрались, чтобы увидеть отправление экспресса «Ган», который получил свое название от афганских погонщиков верблюдов, что в период европейской колонизации континента помогали исследовать засушливые районы внутренней Австралии. За место в вагонах первого рейса, обреченного на то, чтобы стать историческим, австралийцы платили более тысячи долларов. Однако в дальнейшем, по утверждению властей, билеты на трансконтинентальном маршруте станут дешевле — около 330 долларов США. Желающих самолично ощутить все перипетии железнодорожного пути от южного до северного побережья Австралии набралось столь много, что в состав пришлось включить 43 вагона, а сам он протянулся аж на 600 метров.

Впервые об идее железнодорожного сообщения между югом и севером континента заговорили еще в 50-х годах XIX в., во время железнодорожного бума. Однако на протяжении долгих лет от ее реализации отказывались как от проекта слишком сложного и затратного.
Возрождение интереса к строительству магистрали пришлось на 80-е годы прошлого века, когда объемы мировой торговли увеличились, а в ближайшем окружении Австралии оформились «азиатские драконы» — Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея — страны с бешеными темпами экономического развития. Именно для того, чтобы привязать Австралию к азиатскому флангу АТР, и была задумана северо-южная трансконтинентальная связка, получившая наименование Австралазийской (AustralAsia Railway). К тому времени уже была построена железнодорожная ветка от широтной трансавстралийской магистрали (станция Таркула) до города Алис-Спрингс в самом центре континента.

Главный министр австралийской Северной территории Клэр Мартин флагом Северной территории приветствует первый поезд Австралазийской железной дороги

Главный министр австралийской Северной территории
Клэр Мартин флагом Северной территории приветствует
первый поезд Австралазийской железной дороги

Корпорация, осуществляющая строительство Австралазийской магистрали, была создана в 1997 г. правительствами штата Южная Австралия и Северной территории. Работы по сооружению трассы начались в июле 2001 г.* и продолжались 30 месяцев. Линия стандартной (европейской) колеи длиной 1420 км, протянувшаяся по практически безводным пустынным районам от Алис-Спрингса через Теннант-Крик и Катерин до Дарвина, была закончена в сентябре прошлого года, в последние месяцы велись наладочные работы, готовившие магистраль к постоянной эксплуатации. Особенно хочется отметить, что поражающий своими объемами проект (одних мостов было построено или реконструировано 90) был завершен точно в предполагавшийся срок.

16 января 2004 г. Первый поезд на Австралазийской железной дороге покинул Алис-Спрингс и двинулся в направлении станции Теннант-Крик по пустынным просторам внутренней Австралии

16 января 2004 г.
Первый поезд на Австралазийской железной дороге покинул
Алис-Спрингс и двинулся в направлении станции Теннант-Крик
по пустынным просторам внутренней Австралии

Австралазийская железная дорога стала последним звеном в железнодорожном каркасе Австралии. Железная дорога между севером и югом, как ожидается, станет серьезной экономической поддержкой для малонаселенных районов Австралии. Но самое главное — благодаря новой железной дороге австралийские штаты Виктория и Новый Южный Уэльс, наиболее экономически развитые регионы страны-континента, получили постоянную связь с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии. Заработал межконтинентальный контейнерный мост. Порт Дарвин при этом укрепил свое положение главного австралийского порта, ориентированного на контакты со странами Юго-Восточной и Восточной Азии.
Уважаемые учителя! Не сочтите за труд взять тонкий красный (или черный, в зависимости от того, как в том или ином атласе изображаются железные дороги) фломастер или капиллярную ручку и провести на всех имеющихся в кабинете учебных картах Австралии, где дается транспортная сеть, новую стальную магистраль. Напомним, что она проходит от крупнейшего северного австралийского порта Дарвин (его найти довольно легко) до небольшого городка Алис-Спрингс (он также показывается на большинстве учебных карт) параллельно автомобильной дороге, которая называется шоссе Стюарта (ее нетрудно найти, она одна из немногих на севере Зеленого континента).


* Трансавстралийская железная дорога//География, № 22/2002, с. 17.