Федеральный
базисный учебный план и
примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ*
Cреднее (полное) общее образование
* Печатается по брошюре: Федеральный
базисный учебный и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской
Федерации. Проект/Министерство образования
Российской Федерации. — М., 2003. — 40 с. Печатается с
сокращениями.
Среднее (полное) общее образование —
завершающая ступень общего образования,
призванная обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся,
содействовать их общественному и гражданскому
самоопределению. Эти функции предопределяют
направленность целей на формирование социально
грамотной и социально мобильной личности,
осознающей свои гражданские права и обязанности,
ясно представляющей себе потенциальные
возможности, ресурсы и способы реализации
выбранного жизненного пути. Эффективное
достижение указанных целей возможно при
введении профильного обучения, которое является
«системой специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию
обучающихся, в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда ... отработки гибкой
системы профилей и кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования»1.
Профильное обучение — средство дифференциации и
индивидуализации обучения, когда за счет
изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно
учитываются интересы, склонности и способности
учащихся, создаются условия для образования
старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения образования. При этом
существенно расширяются возможности
выстраивания учеником индивидуальной
образовательной траектории.
<...>
Принципы построения федерального базисного
учебного плана для X—XI классов основаны на идее
двухуровневого (базового и профильного)
федерального компонента государственного
стандарта. Исходя из этого, учебные предметы
могут быть представлены в учебном плане
образовательного учреждения и/или выбраны для
изучения обучающимся либо на базовом, либо на
профильном уровне.
<...>
Базовые общеобразовательные курсы —
курсы федерального компонента,
направленные на завершение общеобразовательной
подготовки школьников. Базисный учебный план
предполагает функционально полный, но
минимальный их набор. Обязательными базовыми
курсами являются: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История», «Физическая культура», а также
интегрированный курс «Обществоведение
(включая экономику и право)» и интегрированный
курс «Естествознание».
Остальные базовые курсы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные курсы —
курсы федерального компонента повышенного
уровня, определяющие специализацию каждого
конкретного профиля обучения. Так, «Физика»,
«Химия», «Биология» являются профильными
курсами в естественнонаучном профиле;
«Литература», «Русский язык» и «Иностранный
язык» — в филологическом профиле;
«Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. — в
социально-экономическом профиле и т.д.
Совокупность базовых и профильных
общеобразовательных курсов определяет состав
федерального компонента базисного учебного
плана.
При профильном обучении учащийся выбирает не
менее двух учебных предметов на профильном
уровне.
Региональный (национально-региональный)
компонент и компонент образовательного
учреждения для X—XI классов представлены
количеством часов, отводимых на их изучение.
Элективные курсы — обязательные курсы по
выбору учащихся из компонента
образовательного учреждения. Элективные
курсы выполняют три основные функции:
1) «надстройки» профильного курса, когда такой
дополненный профильный курс становится в полной
мере углубленным (а школа (класс), в котором он
изучается, превращается в традиционную школу с
углубленным изучением отдельных предметов);
2) развивают содержание одного из базовых курсов,
что позволяет поддерживать изучение смежных
учебных предметов на профильном уровне или
получить дополнительную подготовку для сдачи
единого государственного экзамена по выбранному
предмету;
3) способствуют удовлетворению познавательных
интересов в различных областях деятельности
человека.
Изменения в составе учебных предметов
1. Введен учебный предмет «Русский язык»
в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую
роль русского языка в многонациональном
федеративном государстве и обязательный экзамен
по этому предмету при поступлении в любой вуз.
2. Усилено внимание к изучению в школе
иностранных языков — увеличено время на
изучение «Иностранного языка» до
3 часов в неделю в связи с реализацией задачи
«обеспечения освоения выпускниками школы
иностранного языка на функциональном уровне»2.
3. В профилях гуманитарной специализации
вводится интегрированный курс «Естествознание».
Это позволяет:
— дать широкие возможности формирования единой,
целостной естественнонаучной картины мира;
— ориентировать обучающихся на общеучебные,
общеинтеллектуальные умения и навыки,
формируемые на межпредметной основе;
— значительно экономить учебное время (с 6 до 3
часов), высвободившийся резерв которого
использовать на расширение и углубление
соответствующих учебных предметов (литературы,
языков, истории и т.д.);
— снять малоэффективные «одночасовые» предметы,
на которые фактически распадется курс
естествознания в условиях, когда на их
совокупность («Физика», «Химия», «Биология»,
«География») в учебном плане реально выделить не
более 4 часов учебного времени.
При рассмотрении предлагаемого введения этого
интегрированного курса следует иметь в виду:
а) Представленный проект базисного учебного
плана предназначен не только для
общеобразовательных школ, но и для учреждений
начального и среднего профессионального
образования, где реализуется как общее, так и
профессиональное образование и где проблема
дефицита учебного времени стоит еще более остро.
б) Необязательность выбора именно этого варианта
изучения естествознания. Вполне допустимо и в
рамках профилей гуманитарной направленности
выбрать изучение всех (или некоторых)
естественнонаучных дисциплин в виде
самостоятельных учебных предметов (курсов
«Физики», «Химии», «Биологии» и «Географии») на
уровне базового стандарта за счет времени,
отводимого на элективные курсы.
в) Предлагаемый интегрированный курс
естествознания строился не как сумма отдельных
элементов знаний из физики, химии, биологии,
географии. Он построен на основе задачи
формирования целостной естественнонаучной
картины мира и задачи ознакомления школьников с
методами познания, характерными для
естественных наук. Эти задачи в большей степени
соответствуют назначению изучения
естествознания в профилях гуманитарной
направленности — формированию современного
научного мировоззрения, самоопределению
личности в окружающем мире.
В случае, если один (или более) из учебных
предметов естественнонаучного цикла («Физика»,
«Химия», «Биология», «География») преподается на
профильном уровне, интегрированный курс
«Естествознание» может не изучаться.
4. Учебный предмет «Обществоведение» в
старшей школе на базовом уровне включает модули
(разделы) «Экономика» и «Право»,
которые могут преподаваться как в составе
данного предмета, так и в качестве
самостоятельных учебных предметов. На
профильном уровне «Обществоведение»,
«Экономика» и «Право» изучаются как
самостоятельные учебные предметы.
5. Учебный предмет «Технология» в старшей
школе преподается на базовом или профильном
уровне по выбору. Предмет изучается
дифференцировано, в зависимости от профиля и
специализации.
6. Учебный предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности» преподается в старшей
школе на базовом уровне по выбору (ввиду того, что
данный курс введен как обязательный в основной
школе). Это не исключает организации в X классе по
окончании учебного года учебных сборов, где
учащиеся изучают основы военной службы.
<...>
Представленные варианты учебных планов
отдельных профилей являются примерными и
имеют рекомендательный характер.
1 «Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г.».
2 «Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г.».
Примерные учебные планы
для некоторых возможных профилей
Биолого-географический профиль
Учебные
предметы |
Число
недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые общеобразовательные
предметы |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный
язык |
6 |
История |
4 |
Обществоведение
(включая экономику и право) |
4 |
Физика |
4 |
Химия |
2 |
Физическая
культура |
4 |
II. Профильные общеобразовательные
предметы |
Математика |
12 |
География |
6 |
Биология |
6 |
III. Элективные курсы |
Курсы,
предлагаемые школой, учебные практики, проекты,
исследовательская деятельность |
12 |
IV. Региональный компонент |
По усмотрению
региона |
4 |
Социально-экономический
профиль
Учебные
предметы |
Число недельных
учебных часов за два года обучения |
I. Базовые общеобразовательные предметы |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Информатика и ИКТ |
2 |
История |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные общеобразовательные
предметы |
Математика |
12 |
Обществоведение |
6 |
Экономика |
6 |
Право |
2 |
География |
6 |
III. Элективные курсы |
Курсы, предлагаемые
школой, учебные практики, проекты,
исследовательская деятельность |
10 |
IV. Региональный компонент |
По усмотрению региона |
4 |
Примерный учебный план
для универсального обучения
Учебные
предметы |
Число
недельных учебных часов за два года обучения |
Базовые общеобразовательные
предметы |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный
язык |
6 |
Математика |
8 |
Информатика и
ИКТ |
2 |
История |
4 |
Обществоведение
(включая экономику и право) |
4 |
География |
2 |
Физика |
4 |
Химия |
2 |
Биология |
2 |
Мировая
художественная культура |
2 |
Основы
безопасности жизнедеятельности |
1 |
Физическая
культура |
4 |
Элективные курсы |
Курсы,
предлагаемые школой, учебные практики, проекты,
исследовательская деятельность |
19* |
Региональный компонент |
По усмотрению
региона |
4 |
* При организации
универсального обучения образовательное
учреждение, исходя из существующих условий и
образовательных запросов учащихся и их
родителей (лиц, их заменяющих), обеспечивает
профильное обучение не менее чем по двум учебным
предметам федерального компонента
государственного стандарта общего образования
за счет часов, отведенных в примерном учебном
плане на элективные курсы.
Место географии при профильном
обучении
Профиль |
Учебный предмет
(базовый
общеобразовательный) |
Число недельных
учебных часов
за два года
обучения |
Физико-химический |
География |
2 |
Химико-биологический |
География |
2 |
Физико-математический |
Естествознание |
6 |
Социально-гуманитарный |
Естествознание |
6 |
Филологический |
Естествознание |
6 |
Информационно-технологический |
Естествознание |
6 |
Индустриально-технологический |
Естествознание |
6 |
Художественно-эстетический |
Естествознание |
6 |
Педагогический
(психолого-педагогический) |
Естествознание |
6 |
Агро-технологический |
— |
0 |
|