Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2004

Образная карта России. Мещера


4. НИТИ

Как и куда идут главные мещерские связи

Выявление линий и осей

Пути сообщения. Реки. Автодороги.
Железные дороги. Полимагистрали.

Карта

Эту работу дети смогут провести самостоятельно. Откроем карты Центральной России в атласе и найдем главные реки Мещеры. Поправимся: больших рек в собственно Мещере нет: Клязьма, Москва и Ока лишь фланкируют низменность.

Реагируют ли местности на эти реки своими гербами? Сличая карту атласа с образной картой и при небольшой вашей помощи, школьники установят, что  Москва-река заявляет о себе на следующих «визитных карточках»:
Район Нагатинский затон в Москве (якоря и молоток — судостроительный и судоремонтный завод в затоне Москвы-реки);
Юго-Восточный округ (якорь — Южный порт);
Дзержинский и Лыткарино (голубые полосы внизу);
Воскресенск (голубая волна);
Коломенский район (слияние Москвы и Оки).
Берем толстый голубой маркер и соединяем найденные участки, где Москва-река вопиет о себе как об объекте, весьма существенном для образа мест.
Ока (ниже Коломны):
Рязанский, Шиловский и Касимовский районы (голубые полосы);
в Шилове еще, кроме того, якорь;
в Касимове — сооружаемый корабль;
в Касимовском районе — мачта с парусом (герб бывшего города Елатьмы).
Клязьма
Мытищи (ладья на катках — древний волок по болоту через водораздел Клязьмы и Яузы);
Щелково (синяя волна вверху);
Свердловский (голубая волнистая перевязь);
Лосино-Петровский (впадение в Клязьму Вори);
Орехово-Зуево (перевязь, делящая город на две части: возникшую из деревень Орехова /орех/ и Зуево /птичка зуёк/);
Петушки (прихотливая излучина: Клязьма блуждает в Мещере).
Так школьники открывают (по-настоящему открывают) для себя главные оси заселения Мещеры, являющиеся одновременно ее границами.
При желании и наличии карты достаточно крупного масштаба можно выявить и притоки главных рек: клязьминские Дрезну (девушка, выходящая из вод), Полю (чьи истоки угадываются в волнящейся воде Шатуры и перевязи Рошаля); москворецко-окские Нерскую (перевязь Куровского), Пру (рыба Спас-Клепиков), Гуся (гусь Гуся-Хрустального). А выявив эти притоки, можно позволить детям удовольствие даже прочертить на бланковке водораздел.
Так начинайте приучать к карте, так воспитывайте любовь к познанию территории.
Водные пути нанизали на себя, как на каркас, цепочки городов и поселков, но ныне уже не имеют важного транспортного значения.
Старинный путь из Москвы, который шел по Яузе, потом через волок и далее по Клязьме заменен железной (Нижегородской) и автомобильной (Владимиркой) дорогами (последняя не раз меняла свое «русло»). Их совокупный вектор, Московско-Владимирская полимагистраль, отмечен на образной карте подковой Новогиреева, солнцем, указывающим направление на восток, в Новокосине и Железнодорожном, колеей в Железнодорожном и верстовым столбом «33 верста» в Старой Купавне (раньше дорога проходила здесь).
Течение Яузы маркируется ее притоком Копытовкой (волна) на гербе района Алексеевский, уже упомянутым волоком в Мытищах, верховья речки связаны с гольяновскими прудами (рыбы). Вместо Яузы теперь работает часть Ярославского шоссе и Ярославской железной дороги от Москвы до Мытищ (колесо и голубь в Алексеевском — проспект Мира, диагональная перевязь в Ярославском). То, что здесь проходит именно Ярославское шоссе, подтверждено секирой, взятой с герба самого Ярославля. Повторяя старую водную трассу Яуза—волок—Клязьма, от Мытищ через Загорянку, Щелково, Монино до соединения с Нижегородской железной дорогой (ст. Фрязево) прошла Монинская ветка. И по ней с Ярославского (!) вокзала идут некоторые поезда на Нижний Новгород.
Вместо Москвы и Оки потянулась Рязанка в шоссейных, железнодорожной и скотопрогонной ипостасях этой полимагистрали:
перевязь Волгоградского и столб Рязанского проспектов в московских районах Текстильщики и Рязанский (на Рязанский проспект наложены атрибуты князя с герба Рязани — меховая шапка и меч, а Меркуриев жезл указывает на важное торговое значение этого пути);
Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, основанный, по преданию, Дмитрием Донским, когда он шел на Куликовскую битву в направлении Коломны;
Бык Быкова — символ скотопрогонного Рязанского тракта (здесь якобы откармливался скот, пригоняемый с юго-востока Европейской России, перед тем как его забить для пропитания Москвы);
стальная магистраль и сортировочная станция (круг) в Рыбном.
Коричневый маркер, выразительные линии — и вот карта территории полна уже не только образов, но и ориентировок. По ней можно даже прокладывать маршруты.
Вдоль тех же полимагистралей, оконтуривающих Мещеру радиусами, исходящими из Москвы, идет в наши дни преимущественная модернизация транспортной инфраструктуры. Несколько недель назад по вдольяузскому вектору Москва—Мытищи пущена первая скоростная электричка (на этот отрезок, по данным железнодорожников, приходится 6% всех пригородных пассажирских перевозок России!). Вторая на очереди скоростная линия — вдольмоскворецкий вектор Москва—Раменское.
Москва теснейшим образом связана с Мещерой. Единоборствующие копейщик и змий уже жить друг без друга не могут.