Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2004

Трибуна


Без географии мы ни с чем

Такие плакаты* сотнями появились в феврале в московском метро. На них изображены очертания России без Курильских островов и без Калининградской области. Изображение сопровождается издевательски в этом сочетании выглядящей цитатой из Конституции о том, что президент должен выступать гарантом территориальной целостности страны.
Если дать волю фантазии, можно предположить, что некие силы уже совершили с японцами и немцами фьючерсные сделки на продажу им наших земель. Теперь остается немного — а) растиражировать карты, где бы ни Курил (причем не только Южных, а всех Курил), ни Калининградской области не было, и б) вытравить из школ географию, которая — вот, надо же! — все время напоминает о карте, о реальных территориях, о границах, о международном размежевании Земли. Убрать географию с глаз людских. Так зрелое поколение будет понемногу забывать о наших границах. Так подрастающее поколение будет расти в неведении о том, какова Россия их родителей. И тогда уже можно будет безнаказанно торговать любыми нашими территориями. Невольно подумаешь, что проект нового базисного учебного плана, предусматривающий урезание географии в школе и беззастенчиво, вопреки воле российского народа протаскиваемый Минобразованием, уже фьючерсно проплачен.
Оставим, впрочем, мрачные фантазии. Не думаю, чтобы горе-художники, взявшиеся изготовить плакаты по заказу МГИК**, были «агентами западного и восточного империализма». Не думаю, чтобы МГИК своим бесталанным плакатом сознательно решила скомпрометировать действующего президента или подорвать доверие народа к предстоящим выборам. Просто в этих произведениях мы наглядно видим плоды деятельности Министерства образования, направленной на поощрение географической, а следовательно, национальной и гражданской безграмотности народа. Молодые необразованные компьютерщики, хваткие, но неученые рекламные агенты, бойкие ничего толком не знающие пиарщики — все это порождение канцеляризма министерских программ, низкого уровня требований к учебникам, неэффективности работы экспертного совета, слабости педвузовской подготовки кадров. Школа плохо учит географии. Министерство хочет, чтобы учила еще хуже. На это направлен проект нового базисного учебного плана.
Страшен не сам факт появления в Москве, под соусом «территориальной целостности страны», карты территории России без земель, за которые наши отцы и деды кровью заплатили в Великую Отечественную войну. Мало ли бывает у людей ошибок, недосмотров, промахов (впрочем, в таком ответственном деле, как предвыборная агитация, глупости быть не должно). Более страшно то, что миллионы наших людей — выпускников российских школ — спокойно проходят мимо кощунственной карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.
Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов. Попробуйте «забыть» на карте США, за целостность которых отвечает местный президент, Аляску и Гавайи. Попробуйте вывесить в нью-йоркской подземке звездно-полосатый флаг с 48 звездочками. Каждый американец знает свою территорию. Американская школа при всех ее недостатках вкладывает в умы и души своих детей национально значимую и национально ценную информацию — о государственной территории.
Невозможно представить себе, чтобы во Франции была вывешена перед президентскими выборами карта страны без Корсики. Да что без Корсики. Французы настояли, чтобы на карте Европы (!), помещенной на банкнотах евро, были означены все их заморские департаменты. А казалось, ну что там: забыть Французскую Гвиану или Мартинику при изображении Европейского Союза. Но ни одной официальной карты ЕС без них вы не найдете: иначе француз (не только французское государство, но каждый отдельно взятый гражданин Франции!) сочтет себя оскорбленным. Я наблюдала как-то, как французский лицеист записывал моему коллеге свой адрес для писем. Коллега не разобрал названия департамента в адресе и что-то переспросил. Мальчик понял вопрос так, что мы не знаем понятия «департамент» вообще, и с видом декламатора начал: «Франция разделена на 96 департаментов: Эн, Эсон, Алье, Альпы Верхнего Прованса, Верхние Альпы...» И я уверена, что если бы мы с улыбкой не остановили молодого француза, он достойно завершил бы перечисление и на карте показал все территориальные слагаемые французской нации. Я с уважением смотрела на него. Это был мальчик 14—15 лет, вовсе не специализировавшийся в географии. Это был уже хорошо сформированный французский гражданин, над которым поработало хорошее министерство образования, умные составители программ, способные авторы учебников.
Готовя страноведческие спецномера, я часто работаю в сотрудничестве с представителями посольств зарубежных государств. Сколько длительных, очень напряженных и дипломатичных разговоров приходится вести, когда встает вопрос о картах. Как вежливо, тактично, но неуклонно настаивал молодой сотрудник, сын известного индийского генерала Аджай Мальхотра на определенных подробностях карты Индии (а известно, что в нашей картографии мы показываем границы этой страны не совсем так, как показывают индийцы). Как, можно сказать, жестко просил наш партнер из Южной Кореи пресс-атташе Ким Ил Хван, чтобы их страна была названа в газете, как у них принято, — «Республика Корея», чтобы Японское море было подписано так, как это принято в Корее, — Восточное. Корейцы ведут мониторинг — учет упоминаний в газетах, журналах и атласах мира этого моря под названием Восточное и этим аргументируют на мировой арене свои требования именовать море так, как это соответствует их национальным интересам.

Банкнота евро. На карте Евросоюза обязательно присутствуют врезки с изображением контуров французских заморских департаментов и испанских Канар. У нас же «забыть» Калининградскую область и Курилы, даже в связи с президентскими выборами, ничего не стоит. Выступим против разрушения географического образования нашего народа!

Банкнота евро. На карте Евросоюза обязательно присутствуют врезки
с изображением контуров французских заморских департаментов и испанских Канар. У нас же «забыть» Калининградскую область и Курилы, даже в связи с президентскими выборами, ничего не стоит. Выступим против разрушения географического образования нашего народа!

Меня часто, откровенно говоря, утомляют подобные переговоры, хотя я и стараюсь находить достойные компромиссы. Но всякий раз я любуюсь этими людьми, которые стоят на своем, и не только в силу своей дипломатической службы, но и в силу своей любви к родине, развитого ощущения родины как четко определенной территориальной целостности. Это люди, которым министерства образования их стран дали полноценную компоненту географического образования, которые сформировали граждан.
Плоды образовательной деятельности Минобразования РФ мы видим в эти дни в вагонах и на станциях метро.
Задача людей, которые ощущают себя гражданами нашей страны, которые действительно хотят народовластия, которые любят Родину, заключается сегодня в том, чтобы на первых порах поставить заслон новому базисному учебному плану. Нет сокращению географического образования наших детей! Следующая задача — полностью переосмыслить старые, давно (очень давно) отжившие содержание и методику предмета и начать выстраивание родиноведческого курса с 4-го по 11-й класс в качестве одной из учебно-воспитательных магистралей российского образования.
Я обращаюсь к читателям. Пожалуйста, покажите «карту», напечатанную на развороте с. 16—17, своему директору, своим коллегам, своим ученикам и их родителям, региональным руководителям образования. Исходя из того, как они отреагируют на нее, постройте с ними беседу о значимости нашего предмета для нации, для формирования гражданского общества.
Пожалуйста, вырежьте бланк письма-протеста министру образования, подпишите его (а если можете, соберите подписи коллег, родителей), потратьтесь на конверт и отправьте в министерство по указанному адресу. Копию письма пришлите, пожалуйста, в редакцию «Географии».
Кампания протеста против сокращения географии, за облагораживание нашего предмета, за подъем его статуса будет продолжена. Мы не остановимся, пока не добьемся того, за что проголосовали граждане страны: чтобы наши дети получали полноценные, нужные и дарящие им чувство гордости знания о Родине — России.


* См. также.
** МГИК (а именно этой аббревиатурой на плакате обозначен заказчик) — по-видимому, Московская городская избирательная комиссия. Но точно это не известно.

Ольга КОРОТОВА