О заданиях географической олимпиады
школьников
Московской области
А.Н. НОВИК
учитель географии средней школы № 1
пос. Московский, Ленинский р-н, Московская обл.
24 января 2004 г. в Московской области
прошли районные туры школьной олимпиады по
географии. Во всех районах области вопросы,
задания и ответы к ним были одинаковы. Некоторые
задания были на довольно высоком уровне, и
справиться с ними могли только действительно
хорошо подготовленные ученики. Но корректность
других вызвала споры среди учителей, а некоторые
варианты ответов, которые стали известны после
окончания олимпиады, просто поразили своей
неправильностью.
Вот примеры заданий, на которые предлагались
ответы, выдаваемые за правильные. Сразу привожу
свои замечания и правильные ответы в
соответствии со школьной и научной литературой,
а также картографическим материалом.
7-й класс
Задание 9. Назовите четыре вида гор,
различающихся по происхождению, образование
которых связано с деятельностью внутренних сил
Земли.
Ответ: вулканические, складчатые,
глыбовые, складчато-глыбовые.
Замечания. Все горы по происхождению
делятся на 2 вида: тектонические и вулканические.
Тектонические горы — это горы, которые
образовались в результате складчатых и
разрывных деформаций земной коры, то есть в
результате орогенеза. Вулканические горы — это
горы, образовавшиеся в результате извержения
вулканов. Тектонические горы по своей структуре
(строению) делятся на 2 основных типа (складчатые
и глыбовые) и 2 переходных (складчато-глыбовые и
глыбово-складчатые)*.
Задание 11. Назовите самую крупную
возвышенность, находящуюся в Московской области.
Ответ: Клинско-Дмитровская гряда.
Замечания. Предлагаемый составителями
ответ неправилен: значительную часть области
занимает Смоленско-Московская возвышенность, а
Клинско-Дмитровская гряда — это лишь часть этой
возвышенности, и, конечно, она меньше ее. Может,
составители просили назвать самую высокую
возвышенность? Но и здесь они не правы:
абсолютная высота Клинско-Дмитровской гряды
достигает всего 285 м, а самая высокая точка
Московской области расположена вблизи деревни
Шапкино Можайского района (310 м), то есть в
пределах Смоленско-Московской возвышенности, но
за пределами Клинско-Дмитровской гряды.
Задание 14. По карте определите, каково
происхождение Драконовых гор.
Ответ: глыбовые.
Замечание. Опять (см. задание 9) авторы
путают происхождение гор с их строением.
* Географический энциклопедический словарь
(Понятия и термины, 1988), определяя понятие
«глыбовые горы», отмечает, что оно вообще
дискуссионно, «так как по некоторым
представлениям все горы складчатые».
Действительно, глыбовые горы образуются только
при уже сформированной складчатой структуре. И
наоборот, не существует чисто складчатых гор, в
которых не было бы разломов, горстов и грабенов.
Гораздо правильнее тектонические горы делить на
молодые и возрожденные, как это сделано,
например, в учебнике Д.П. Финарова и др., а не
вводить в школьный курс термины, в которых и
ученые еще не разобрались. А на олимпиаде теме
происхождения гор посвящены целых три вопроса. —
Прим. ред.
8-й класс
Задание 6. По карте «Строение земной
коры» определите происхождение гор Анды.
Ответ: складчатые.
Замечания. Основные замечания по такому
типу вопросов даны в задании 9 для 7-го класса. В
действительности же Анды тектонического
происхождения.
Задание 11. Хорошо известно, что
природные зоны в их размещении подчиняются общей
закономерности: они простираются в широтном
направлении, последовательно сменяя одна другую
от экватора на север и на юг. Вместе с тем, в
Северной Америке природные зоны простираются в
меридиональном направлении, сменяя одна другую с
запада на восток. Отметьте знаком «+» причину
этого аномального явления:
1) широта местности;
2) рельеф;
3) вращение Земли вокруг оси;
4) наличие океанических течений.
Ответ: 4.
Замечания. Для опровержения
предлагаемого ответа приведу цитату из учебника
для 7-го класса И.В. Душиной и др. (9-е изд., 2000):
«Такое распределение природных зон —
особенность Северной Америки, которая
определяется главным образом ее рельефом и
господствующими ветрами. Наибольшее количество
осадков получает побережье Атлантического
океана, при движении в глубь материка сумма
осадков постепенно убывает и поэтому происходит
смена природных зон».
Задание 13. Назовите высшую точку
Европы.
Ответ: Эльбрус.
Замечания. Этот ответ можно считать
правильным, если границу между Европой и Азией
проводить по Главному Кавказскому хребту. Гора
Эльбрус, расположенная в Боковом хребте, таким
образом полностью окажется в Европе. Но в
большинстве физико-географических источников
указывается, что граница между двумя частями
света проходит по Кумо-Манычской впадине,
а Предкавказье относится к Азии. Исходя из
этого, самой высокой точкой Европы следует
считать гору Монблан.
9-й класс
Задание 5. Отметьте знаком «+»
выбранный Вами вариант ответа. Размещение
основных типов почв по территории России
подчинено прежде всего:
1) размещению горных пород;
2) размещению господствующих растительных
сообществ;
3) закону широтной зональности;
4) тектоническому строению.
Ответ: 3.
Замечания. В данном задании возможны
два ответа — 2 и 3, а не один. Растительность —
один из главных почвообразующих факторов. И
растительность, и почвы имеют зональное
размещение. Однако некоторые типы почв (как и
растительность) размещены азонально, что не
позволяет в некоторых случаях размещение почв
ставить в строгое подчинение закону широтной
зональности**.
Задание 9. Отметьте знаком «+» верные
суждения:
1. Конституционные полномочия республик и
автономных округов больше, чем краев и областей
Российской Федерации.
2. К городам федерального подчинения относятся
Москва, Екатеринбург, Новосибирск.
3. В составе России выделяют 21 республику, 6
краев, 10 автономных округов, 49 областей.
4. Автономные округа выделены на территории с
низкой долей коренного населения.
5. Федеральные округа подчиняются
непосредственно президенту.
Ответ: 1, 3, 4, 5.
Замечания. В действительности же все
приведенные суждения можно считать неверными:
1. Все субъекты федерации равноправны, это
гарантирует статья 5 Конституции:
«Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов —
равноправных субъектов Российской Федерации...
Во взаимоотношении с федеральными органами
государственной власти все субъекты Российской
Федерации между собой равноправны».
3. Это суждение можно отнести к неверным, если
вспомнить, что в состав России входит еще два
города федерального значения и одна автономная
область, которые в суждении не указаны.
4. По переписи 1989 г. , в Агинском Бурятском
автономном округе доля бурят превышала 54%, а в
Коми-Пермяцком 60% населения относилось к
коми-пермякам. Таким образом, это суждение
применимо не ко всем автономным округам, и, стало
быть, в нем есть ошибка, то есть оно неверно. Между
тем в ряде республик процент коренного населения
не достигает или едва достигает одной трети (пока
нет данных об этническом составе по последней
переписи, приводим с точностью до целых
процентов): карелы — 11, коми — 23, удмурты — 31,
мордва — 32, якуты — 33.
5. Президенту подчиняются его полномочные
представители в каждом федеральном округе,
а не сами федеральные округа.
** В формулировке задания даны два
разнопорядковых варианта ответа, так как
размещение растительных сообществ подчиняется
закону широтной зональности. — Прим. ред.
Замечание по методике оценивания
правильности выполнения некоторых заданий
В конце каждого задания было дано количество
баллов, которые получал ученик, правильно
ответивший на вопрос. В заданиях, где
предполагалось выбрать из списка один или
несколько правильных ответов, наравне с
поощрительными баллами предусматривались и
штрафные баллы:
«Каждый правильный ответ — 5 баллов.
Каждый неправильный ответ — минус 5 баллов».
Вероятно, штрафные баллы были введены для
наказания тех учеников, которые могли бы
отметить как правильные все варианты ответа. Тем
самым, отметив и правильные, они получили бы
нужное количество очков в свою пользу. Боясь же
получения штрафных очков, ученики должны были
действовать теперь более осторожно, а не
отмечать все подряд. Но из-за отсутствия четкой
методики применения штрафов при проверке работ
среди учителей на олимпиаде возникли
значительные разногласия: применять или нет
штрафные минус 5 баллов, если ученик не отметил
правильный ответ; считать ли неотмеченный
правильный ответ ошибкой, или ученик просто
решил не отвечать на этот вопрос, то есть должен
получить 0 баллов.
Таким образом, составители олимпиады только
усложнили работу учителям. А достаточно было
просто добавить фразу: «Отсутствие правильного
ответа — 0 баллов», или «Неотмеченный правильный
ответ — 0 баллов» и т.п. Очень жаль, что
составители допускают такие нелепые ошибки, а
порой даже демонстрируют незнание некоторых
вопросов географии. Хочется пожелать всем
авторам вопросов и заданий для олимпиад не
допускать в дальнейшем таких явных ошибок, быть
более внимательными: тщательно выверять каждую
фразу, не давать вопросов, на которые возможны
два ответа или больше, категорически обозначая в
качестве правильного лишь один из них. Больше
уважать нелегкий труд учителей и не создавать им
дополнительные трудности в виде некорректных
вопросов и непродуманных ответов.
Дополнение редакции
Полностью соглашаясь с замечаниями, сделанными
А.Н. Новиком, отметим еще несколько
неточностей в заданиях и ответах.
7-й класс
В задании 1 1: 5 000 000 — это именованный
масштаб, а термина «поименованный» нет.
Формулировка задания 2 провоцирует на
выбор одного из двух возможных ответов: «На каком
рисунке (А или Б) изображена карта?» Между тем
карты на обоих рисунках — мелкомасштабная
географическая и топографическая, это и дано в
качестве правильного ответа.
Задание 6. «Назовите три вида горных
пород, различающихся по происхождению». В
качестве ответа дано: «Магматические, осадочные,
метаморфические».
Но вид — это понятие узкое, в ответе приведены
не виды, а большие группы пород. Если же говорить
о видах, то можно привести в качестве ответа
песок (обломочная порода), ракушняк
(органогенная) и каменная соль (хемогенная); хотя
все три породы осадочные, с формулировкой
вопроса ответ расходиться не будет. Но такой
ответ должен, по замыслу авторов, считаться
неправильным.
Задание 7. «Как называется земная кора,
в которой отсутствует гранитный слой?» В
учебниках продолжают твердить о «гранитном» и
«базальтовом» слоях земной коры, и изжить их
очень трудно, но составители вопросов олимпиады
должны бы знать, что понятия эти давно уже
устарели, и в задания их не вставлять.
Задание 8. «Где на территории России
находятся самые мощные гейзеры?» На Камчатке,
конечно. А где менее мощные? Нигде нет. Зачем же
говорить о «самых мощных»?
8-й класс
Задание 3. В ответах на вопрос о
различии континентальной и океанической земной
коры приведены мощность и количество образующих
их слоев горных пород. Замечание то же, что к
заданию 7 для 7-го класса.
Задание 4. «...Термический экватор
находится несколько севернее географического
экватора. К тому же термический экватор
постоянно то приближается, то удаляется от
географического» (в оригинале так. — Ред.).
Предлагается выделить из перечисленных те
явления, которые служат причиной этого:
1) форма Земли,
2) наличие океанических течений,
3) воздушные массы,
4) рельеф Земли,
5) движение Земли по орбите,
6) вращение Земли вокруг оси.
В качестве правильных даются ответы 1 и 5. Но они
отвечают только на вопрос о том, почему
термический экватор смещается по сезонам, а то,
что его среднее положение севернее
географического экватора, не объясняется никоим
образом.
Задание 7. В качестве вариантов
происхождения озера Чад предлагаются: разлом
земной коры, реликтовое, ледниковое, прогиб
земной коры; правильным будет последний ответ. Но
что такое реликтовое происхождение? Реликтовым
может быть и ледниковое озеро, и старичное, и
термокарстовое, даже тектоническое — когда
создавшие его тектонические движения затухли, а
озеро продолжает существовать.
10-й класс
Задание 1. Определение монархии дано
такое: форма правления, при которой власть в
государстве принадлежит одному лицу и
передается по наследству. Но в конституционных
монархиях (а их большинство) власть отнюдь не
принадлежит одному лицу.
Возможно, речь идет об абсолютной монархии?
В задании 3 правильнее назвать
Роттердам не крупнейшим по грузообороту морским
портом мира, а одним из крупнейших: по многим
данным, его перегнал Сингапур.
Таким образом, мы видим многочисленные примеры
неточностей, нестрогость формулировок,
использование устаревших данных. Не скажут ли
ученики и учителя, что им не нужны такие
олимпиады, не откажутся ли участвовать в них в
дальнейшем?
|