Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2004

Контроль знаний


О заданиях географической олимпиады школьников
Московской области

А.Н. НОВИК
учитель географии средней школы № 1
пос. Московский, Ленинский р-н, Московская обл.

24 января 2004 г. в Московской области прошли районные туры школьной олимпиады по географии. Во всех районах области вопросы, задания и ответы к ним были одинаковы. Некоторые задания были на довольно высоком уровне, и справиться с ними могли только действительно хорошо подготовленные ученики. Но корректность других вызвала споры среди учителей, а некоторые варианты ответов, которые стали известны после окончания олимпиады, просто поразили своей неправильностью.
Вот примеры заданий, на которые предлагались ответы, выдаваемые за правильные. Сразу привожу свои замечания и правильные ответы в соответствии со школьной и научной литературой, а также картографическим материалом.

7-й класс

Задание 9. Назовите четыре вида гор, различающихся по происхождению, образование которых связано с деятельностью внутренних сил Земли.
Ответ: вулканические, складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые.
Замечания. Все горы по происхождению делятся на 2 вида: тектонические и вулканические. Тектонические горы — это горы, которые образовались в результате складчатых и разрывных деформаций земной коры, то есть в результате орогенеза. Вулканические горы — это горы, образовавшиеся в результате извержения вулканов. Тектонические горы по своей структуре (строению) делятся на 2 основных типа (складчатые и глыбовые) и 2 переходных (складчато-глыбовые и глыбово-складчатые)*.

Задание 11. Назовите самую крупную возвышенность, находящуюся в Московской области.
Ответ: Клинско-Дмитровская гряда.
Замечания. Предлагаемый составителями ответ неправилен: значительную часть области занимает Смоленско-Московская возвышенность, а Клинско-Дмитровская гряда — это лишь часть этой возвышенности, и, конечно, она меньше ее. Может, составители просили назвать самую высокую возвышенность? Но и здесь они не правы: абсолютная высота Клинско-Дмитровской гряды достигает всего 285 м, а самая высокая точка Московской области расположена вблизи деревни Шапкино Можайского района (310 м), то есть в пределах Смоленско-Московской возвышенности, но за пределами Клинско-Дмитровской гряды.

Задание 14. По карте определите, каково происхождение Драконовых гор.
Ответ: глыбовые.
Замечание. Опять (см. задание 9) авторы путают происхождение гор с их строением.


* Географический энциклопедический словарь (Понятия и термины, 1988), определяя понятие «глыбовые горы», отмечает, что оно вообще дискуссионно, «так как по некоторым представлениям все горы складчатые». Действительно, глыбовые горы образуются только при уже сформированной складчатой структуре. И наоборот, не существует чисто складчатых гор, в которых не было бы разломов, горстов и грабенов. Гораздо правильнее тектонические горы делить на молодые и возрожденные, как это сделано, например, в учебнике Д.П. Финарова и др., а не вводить в школьный курс термины, в которых и ученые еще не разобрались. А на олимпиаде теме происхождения гор посвящены целых три вопроса. — Прим. ред.

8-й класс

Задание 6. По карте «Строение земной коры» определите происхождение гор Анды.
Ответ: складчатые.
Замечания. Основные замечания по такому типу вопросов даны в задании 9 для 7-го класса. В действительности же Анды тектонического происхождения.

Задание 11. Хорошо известно, что природные зоны в их размещении подчиняются общей закономерности: они простираются в широтном направлении, последовательно сменяя одна другую от экватора на север и на юг. Вместе с тем, в Северной Америке природные зоны простираются в меридиональном направлении, сменяя одна другую с запада на восток. Отметьте знаком «+» причину этого аномального явления:
1) широта местности;
2) рельеф;
3) вращение Земли вокруг оси;
4) наличие океанических течений.
Ответ: 4.
Замечания. Для опровержения предлагаемого ответа приведу цитату из учебника для 7-го класса И.В. Душиной и др. (9-е изд., 2000): «Такое распределение природных зон — особенность Северной Америки, которая определяется главным образом ее рельефом и господствующими ветрами. Наибольшее количество осадков получает побережье Атлантического океана, при движении в глубь материка сумма осадков постепенно убывает и поэтому происходит смена природных зон».

Задание 13. Назовите высшую точку Европы.
Ответ: Эльбрус.
Замечания. Этот ответ можно считать правильным, если границу между Европой и Азией проводить по Главному Кавказскому хребту. Гора Эльбрус, расположенная в Боковом хребте, таким образом полностью окажется в Европе. Но в большинстве физико-географических источников указывается, что граница между двумя частями света проходит по Кумо-Манычской впадине, а Предкавказье относится к Азии. Исходя из этого, самой высокой точкой Европы следует считать гору Монблан.

9-й класс

Задание 5. Отметьте знаком «+» выбранный Вами вариант ответа. Размещение основных типов почв по территории России подчинено прежде всего:
1) размещению горных пород;
2) размещению господствующих растительных сообществ;
3) закону широтной зональности;
4) тектоническому строению.
Ответ: 3.
Замечания. В данном задании возможны два ответа — 2 и 3, а не один. Растительность — один из главных почвообразующих факторов. И растительность, и почвы имеют зональное размещение. Однако некоторые типы почв (как и растительность) размещены азонально, что не позволяет в некоторых случаях размещение почв ставить в строгое подчинение закону широтной зональности**.

Задание 9. Отметьте знаком «+» верные суждения:
1. Конституционные полномочия республик и автономных округов больше, чем краев и областей Российской Федерации.
2. К городам федерального подчинения относятся Москва, Екатеринбург, Новосибирск.
3. В составе России выделяют 21 республику, 6 краев, 10 автономных округов, 49 областей.
4. Автономные округа выделены на территории с низкой долей коренного населения.
5. Федеральные округа подчиняются непосредственно президенту.
Ответ: 1, 3, 4, 5.
Замечания. В действительности же все приведенные суждения можно считать неверными:
1. Все субъекты федерации равноправны, это гарантирует статья 5 Конституции:
«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации... Во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
3. Это суждение можно отнести к неверным, если вспомнить, что в состав России входит еще два города федерального значения и одна автономная область, которые в суждении не указаны.
4. По переписи 1989 г. , в Агинском Бурятском автономном округе доля бурят превышала 54%, а в Коми-Пермяцком 60% населения относилось к коми-пермякам. Таким образом, это суждение применимо не ко всем автономным округам, и, стало быть, в нем есть ошибка, то есть оно неверно. Между тем в ряде республик процент коренного населения не достигает или едва достигает одной трети (пока нет данных об этническом составе по последней переписи, приводим с точностью до целых процентов): карелы — 11, коми — 23, удмурты — 31, мордва — 32, якуты — 33.
5. Президенту подчиняются его полномочные представители в каждом федеральном округе, а не сами федеральные округа.


** В формулировке задания даны два разнопорядковых варианта ответа, так как размещение растительных сообществ подчиняется закону широтной зональности. — Прим. ред.

Замечание по методике оценивания
правильности выполнения некоторых заданий

В конце каждого задания было дано количество баллов, которые получал ученик, правильно ответивший на вопрос. В заданиях, где предполагалось выбрать из списка один или несколько правильных ответов, наравне с поощрительными баллами предусматривались и штрафные баллы:
«Каждый правильный ответ — 5 баллов.
Каждый неправильный ответ — минус 5 баллов».
Вероятно, штрафные баллы были введены для наказания тех учеников, которые могли бы отметить как правильные все варианты ответа. Тем самым, отметив и правильные, они получили бы нужное количество очков в свою пользу. Боясь же получения штрафных очков, ученики должны были действовать теперь более осторожно, а не отмечать все подряд. Но из-за отсутствия четкой методики применения штрафов при проверке работ среди учителей на олимпиаде возникли значительные разногласия: применять или нет штрафные минус 5 баллов, если ученик не отметил правильный ответ; считать ли неотмеченный правильный ответ ошибкой, или ученик просто решил не отвечать на этот вопрос, то есть должен получить 0 баллов.
Таким образом, составители олимпиады только усложнили работу учителям. А достаточно было просто добавить фразу: «Отсутствие правильного ответа — 0 баллов», или «Неотмеченный правильный ответ — 0 баллов» и т.п. Очень жаль, что составители допускают такие нелепые ошибки, а порой даже демонстрируют незнание некоторых вопросов географии. Хочется пожелать всем авторам вопросов и заданий для олимпиад не допускать в дальнейшем таких явных ошибок, быть более внимательными: тщательно выверять каждую фразу, не давать вопросов, на которые возможны два ответа или больше, категорически обозначая в качестве правильного лишь один из них. Больше уважать нелегкий труд учителей и не создавать им дополнительные трудности в виде некорректных вопросов и непродуманных ответов.

Дополнение редакции

Полностью соглашаясь с замечаниями, сделанными А.Н. Новиком, отметим еще несколько неточностей в заданиях и ответах.

7-й класс

В задании 1  1: 5 000 000 — это именованный масштаб, а термина «поименованный» нет.
Формулировка задания 2 провоцирует на выбор одного из двух возможных ответов: «На каком рисунке (А или Б) изображена карта?» Между тем карты на обоих рисунках — мелкомасштабная географическая и топографическая, это и дано в качестве правильного ответа.

Задание 6. «Назовите три вида горных пород, различающихся по происхождению». В качестве ответа дано: «Магматические, осадочные, метаморфические».
Но вид — это понятие узкое, в ответе приведены не виды, а большие группы пород. Если же говорить о видах, то можно привести в качестве ответа песок (обломочная порода), ракушняк (органогенная) и каменная соль (хемогенная); хотя все три породы осадочные, с формулировкой вопроса ответ расходиться не будет. Но такой ответ должен, по замыслу авторов, считаться неправильным.

Задание 7. «Как называется земная кора, в которой отсутствует гранитный слой?» В учебниках продолжают твердить о «гранитном» и «базальтовом» слоях земной коры, и изжить их очень трудно, но составители вопросов олимпиады должны бы знать, что понятия эти давно уже устарели, и в задания их не вставлять.

Задание 8. «Где на территории России находятся самые мощные гейзеры?» На Камчатке, конечно. А где менее мощные? Нигде нет. Зачем же говорить о «самых мощных»?

8-й класс

Задание 3. В ответах на вопрос о различии континентальной и океанической земной коры приведены мощность и количество образующих их слоев горных пород. Замечание то же, что к заданию 7 для 7-го класса.

Задание 4. «...Термический экватор находится несколько севернее географического экватора. К тому же термический экватор постоянно то приближается, то удаляется от географического» (в оригинале так. — Ред.). Предлагается выделить из перечисленных те явления, которые служат причиной этого:
1) форма Земли,
2) наличие океанических течений,
3) воздушные массы,
4) рельеф Земли,
5) движение Земли по орбите,
6) вращение Земли вокруг оси.
В качестве правильных даются ответы 1 и 5. Но они отвечают только на вопрос о том, почему термический экватор смещается по сезонам, а то, что его среднее положение севернее географического экватора, не объясняется никоим образом.

Задание 7. В качестве вариантов происхождения озера Чад предлагаются: разлом земной коры, реликтовое, ледниковое, прогиб земной коры; правильным будет последний ответ. Но что такое реликтовое происхождение? Реликтовым может быть и ледниковое озеро, и старичное, и термокарстовое, даже тектоническое — когда создавшие его тектонические движения затухли, а озеро продолжает существовать.

10-й класс

Задание 1. Определение монархии дано такое: форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству. Но в конституционных монархиях (а их большинство) власть отнюдь не принадлежит одному лицу.
Возможно, речь идет об абсолютной монархии?
В задании 3 правильнее назвать Роттердам не крупнейшим по грузообороту морским портом мира, а одним из крупнейших: по многим данным, его перегнал Сингапур.

Таким образом, мы видим многочисленные примеры неточностей, нестрогость формулировок, использование устаревших данных. Не скажут ли ученики и учителя, что им не нужны такие олимпиады, не откажутся ли участвовать в них в дальнейшем?