Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2004

Рецензия


Путеводитель
по оболочкам Земли

 

К.С. Лазаревич
Общая физическая география: Книга для учителя.
М.: Первое сентября, 2003. — Часть I — 288 с., часть II —
256 с. — Серия «Я иду на урок».

Книга рассчитана на учителей географии, независимо от того, в каких классах они преподают, так как природные условия зримо или незримо присутствуют во всем курсе географии, но в старших классах физическая география нередко оказывается основательно забытой. Рассмотрены форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Дается общее понятие природных ресурсов, которое затем, при рассмотрении отдельных геосфер раскрывается более подробно и уточняется.
Специальные главы посвящены внутреннему строению Земли и литосфере, рельефу земной поверхности, атмосфере, гидросфере, биосфере, природным зонам. Книгу завершают главы, характеризующие использование в физической географии количественных данных и географических карт.
Содержание книги выходит за рамки школьной программы, но всюду остается в пределах тех объектов, явлений и процессов, которые нужны для понимания или углубления того, что изучается в школе. Пусть попытается какой-нибудь учитель в условиях дефицита учебного времени найти возможность изучать продольный или вдольбереговой перенос, окклюзию, область абляции. Но лишь немногие учителя географии свою деятельность в школе ограничивают временем урока. Существуют кружки, подготовка и проведение олимпиад, недель географии, работа географических клубов, проектная деятельность, да и просто дополнительные занятия.
Материал книги позволяет ставить на уроках проблемные вопросы и — что немаловажно — для учителя прописан примерный алгоритм ответов. Таковы вопросы о том, почему редки катастрофические ветры на территории Русской равнины, хотя условия, казалось бы, схожи с равнинами Северной Америки; почему температуру воздуха на черноморских курортах указывают с точностью до двух градусов, а температуру воды указывают более точно.
Часто приводятся простые, наглядные и легкие для понимания детей примеры, подтверждающие различные природные явления и процессы. Великолепен, на мой взгляд, пример избирательной денудации, который можно наблюдать не в природе, а в местах, где ходит много людей, — в метро, в Благовещенской церкви Московского Кремля. Эти примеры понятны даже далеким от природы городским детям.
Интересны опыты, которые советует осуществить автор, например, необратимость горообразовательных процессов моделируется при помощи пластилина. Интересны иллюстрации, например, объясняющие метафорфизм.
Работе с различными понятиями, определениями уделено автором большое внимание. Это и такие понятия, как «подстилающая поверхность» — вроде часто используется, но в учебниках практически нет расшифровки, это и попытка расшифровать происхождение термина «пассат». Отрадно видеть в конце книги предметный и именной указатели.
Разделы, посвященные каждой из геосфер, завершаются рассмотрением соответствующих карт. На уроках вопросы картографии играют важную роль в изучении любой темы. Очень полезен, на мой взгляд, небольшой раздел «Анаморфированные карты» в главе об использовании географических карт. На окружной географической олимпиаде в этом учебном году были вопросы об анаморфозах, но даже не все учителя знали о таких картах, а жаль. Ведь площадные анаморфозы очень наглядны. Не все учителя, конечно, смогли прочитать книгу С.М. Гусейн-Заде и В.С. Тикунова «Анаморфозы: что это такое?», выпущенную маленьким тиражом — 1000 экз.; газета «География» также публиковала материал об анаморфозах.
На уроках мы часто подчеркиваем, что наши знания о Земле — это не есть нечто данное раз и навсегда. На одном простом примере автор книги говорит об изменении в знаниях о строении континентальной и океанической земной коры, которые произошли в результате практических исследований. Можно и нужно показывать детям: наши знания постоянно изменяются и дополняются, наука не стоит на месте, и то, что мы сегодня знаем о Земле, справедливо лишь на сегодняшний день.
Автор приводит методику комплексного описания страны по картам атласа. В качестве примера дано описание Индии. Это тот идеал, к которому должны стремиться наши ученики; по его образцу можно охарактеризовать любую территорию; кто-то может, выполнив подобную работу, сравнить ее с образцом, при этом возможно много вариантов.
К положительным моментам книги необходимо отнести наличие ударений, которые проставлены в значимых словах, например: жерло вулкана, селенга. Почти все учебные пособия и учебники грешат отсутствием ударений (исключение составляет, пожалуй, учебник О.В. Крыловой «Материки и океаны», в котором хоть и не полностью, но решается эта проблема). Молодой, начинающий учитель тратит много времени на поиски слов в словаре с целью определить их ударения, особенно в этом есть необходимость при произношении иностранных слов и фамилий. Для учителя такой подход позволяет сократить время на поиски ударений. И не надо говорить, что это ерунда: мы учим детей грамотности и правильному произношению не только на уроках русского языка, но и на наших уроках тоже.
В заключение хочется поблагодарить издательский дом за интересную и полезную для учителя книгу.

Е.М. АФАНАСЬЕВА,
учитель географии
высшей категории,
«Школа сотрудничества»
г. Москва