Региональная политика зависит
от отношения государства
к географическому
среднему образованию
В опубликованном Министерством образования
Российской Федерации проекте «Федерального
базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений»* в
качестве возможных указаны 12 профилей
(физико-математический, физико-химический,
химико-биологический, биолого-географический,
социально-экономический,
социально-гуманитарный, филологический,
информационно-технологический,
агро-технологический,
индустриально-технологический,
художественно-эстетический). Приведенный
перечень учебных профилей, на наш взгляд, нельзя
признать оптимальным.
В качестве дополнительных нами предлагаются
геолого-географический и геоэкологический
профили.
Целесообразность введения их очевидна.
Социально-экономическое развитие России в
ближайшие десятилетия связано с разведкой и
разработкой минерально-сырьевых ресурсов, с
освоением природно-ресурсного потенциала
арктического шельфа, с хозяйственной
деятельностью на территориях, находящихся
преимущественно в суровых
природно-климатических условиях
северо-восточной части Евразии.
Рациональное использование огромного
геоэкологического и природно-ресурсного
потенциала России зависит от государственной
региональной политики с точки зрения
долговременных национальных интересов.
Региональная политика с учетом интересов
будущих поколений может и должна основываться на
природно-географической, хозяйственной,
национально-этнической, геоэкологической и иной
специфике регионов. Грамотная региональная
политика во многом зависит от отношения
государства к географическому среднему
образованию.
Учебный процесс на старшей ступени образования,
включающий геолого-географический и
геоэкологический профили, полнее отвечает
формированию общенациональной безопасности
(интеллектуальной, ресурсной, экологической,
экономической, военной). Какой будет школьная
география, такими будут взаимоотношения россиян
с природой, окружающей средой, с географической
действительностью.
Геолого-географический профиль направлен на
освоение системы знаний о геологии — науке о
строении Земли, ее сущности, структуре,
источниках информации; на углубление знаний о
составе и строении земной коры, геологических
объектах и процессах, развитии земной коры во
времени, об этапах геологической истории земной
коры; на расширение знаний о геологической
хронологии, тектонике литосферных плит, о
свойствах литосферы — ресурсных,
геодинамических, геохимических, геофизических,
экологических. В рамках геолого-географического
профиля учащиеся используют приобретенные
знания для объяснения инженерно-хозяйственной
деятельности, техногенного воздействия на
земную кору, изменения геологической среды в
результате деятельности человека, для понимания
места и роли геологии в обеспечении человечества
минерально-сырьевыми ресурсами.
Актуальность введения геоэкологического
профиля в учебный процесс связана с
недостаточностью только биоэкологических
знаний для понимания проблем, возникающих в
окружающей человека среде. В отличие от
растительных и животных организмов человечество
загрязняет окружающую среду вследствие
производственной и иной деятельности.
Угнетающими человечество силами становятся
результаты его собственной жизнедеятельности.
Растения и животные, в отличие от человека, не
создают предпосылок для самоуничтожения. Это
имеет принципиальное значение в постижении
геоэкологической эволюции окружающей человека
среды.
Всё более обостряющиеся противоречия между
хозяйственной деятельностью человечества и
состоянием окружающей среды требуют
соответствующего отражения в среднем
географическом образовании. В этой связи
федеральный компонент государственного
стандарта общего образования по географии
предусматривает геоэкологическую проблематику
в основной и старшей школе.
Образовательный процесс в рамках
геолого-географического, геоэкологического
профилей будет содействовать более полному
учету интересов, склонностей и способностей
учащихся. Включение в учебный процесс
геолого-географического и геоэкологического
профилей расширит возможности профильного
обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения образования.
* См. «География», № 7/2004.
Л.Л. РОЗАНОВ,
доктор географических наук,
старший научный сотрудник
Института географии РАН
|