Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2004

Предмет


Региональная политика зависит
от отношения государства
к географическому
среднему образованию

В опубликованном Министерством образования Российской Федерации проекте «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений»* в качестве возможных указаны 12 профилей (физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический). Приведенный перечень учебных профилей, на наш взгляд, нельзя признать оптимальным.
В качестве дополнительных нами предлагаются геолого-географический и геоэкологический профили.
Целесообразность введения их очевидна. Социально-экономическое развитие России в ближайшие десятилетия связано с разведкой и разработкой минерально-сырьевых ресурсов, с освоением природно-ресурсного потенциала арктического шельфа, с хозяйственной деятельностью на территориях, находящихся преимущественно в суровых природно-климатических условиях северо-восточной части Евразии.
Рациональное использование огромного геоэкологического и природно-ресурсного потенциала России зависит от государственной региональной политики с точки зрения долговременных национальных интересов. Региональная политика с учетом интересов будущих поколений может и должна основываться на природно-географической, хозяйственной, национально-этнической, геоэкологической и иной специфике регионов. Грамотная региональная политика во многом зависит от отношения государства к географическому среднему образованию.
Учебный процесс на старшей ступени образования, включающий геолого-географический и геоэкологический профили, полнее отвечает формированию общенациональной безопасности (интеллектуальной, ресурсной, экологической, экономической, военной). Какой будет школьная география, такими будут взаимоотношения россиян с природой, окружающей средой, с географической действительностью.
Геолого-географический профиль направлен на освоение системы знаний о геологии — науке о строении Земли, ее сущности, структуре, источниках информации; на углубление знаний о составе и строении земной коры, геологических объектах и процессах, развитии земной коры во времени, об этапах геологической истории земной коры; на расширение знаний о геологической хронологии, тектонике литосферных плит, о свойствах литосферы — ресурсных, геодинамических, геохимических, геофизических, экологических. В рамках геолого-географического профиля учащиеся используют приобретенные знания для объяснения инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору, изменения геологической среды в результате деятельности человека, для понимания места и роли геологии в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами.
Актуальность введения геоэкологического профиля в учебный процесс связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей человека среде. В отличие от растительных и животных организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Угнетающими человечество силами становятся результаты его собственной жизнедеятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды.
Всё более обостряющиеся противоречия между хозяйственной деятельностью человечества и состоянием окружающей среды требуют соответствующего отражения в среднем географическом образовании. В этой связи федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии предусматривает геоэкологическую проблематику в основной и старшей школе.
Образовательный процесс в рамках геолого-географического, геоэкологического профилей будет содействовать более полному учету интересов, склонностей и способностей учащихся. Включение в учебный процесс геолого-географического и геоэкологического профилей расширит возможности профильного обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


* См. «География», № 7/2004.

Л.Л. РОЗАНОВ,
доктор географических наук,
старший научный сотрудник
Института географии РАН